Безвыборный отдых партий хотят снизить с 7 до 3 лет
В Госдуме предлагают стимулировать вновь созданные партии к политической активности путем уменьшения законных сроков неучастия в выборах
По мнению коммуниста, снижение безвыборного отдыха партий до 3 лет поможет стимулировать новые политические силы к большей активности, что даст избирателям более широкий спектр кандидатов для избрания, а также очистит политическую систему от партий-спойлеров, работа которых больше направлена на борьбу с большими партиями, чем на решение проблем общества.
— Мне кажется 7 лет — это слишком большой срок. Конечно, целесообразно его снизить до 3 лет. Это уже достаточный период времени для партии, чтобы успеть проявить себя. Сейчас встречается много злоупотреблений этой нормой, поэтому мы готовим законопроект о снижении срока безвыборного отдыха с 7 до 3 лет, — рассказал Соловьев. — Если партия или ее лидеры не хотят влиться в реальную борьбу с целью добиться результатов, а просто использует это прикрытие для того, чтобы заработать какие-то дивиденды, в том числе и экономические, или какую-либо «крышу», то это просто несерьезно, и мы отфильтруем такие организации путем сокращения срока.
Согласно п. 1 ст. 37 ФЗ «О политических партиях», на сегодня партией, участвующей в выборах, считается та организация, которая зарегистрировала федеральный список кандидатов в депутаты Госдумы ФС РФ, или зарегистрировала кандидата на должность президента РФ, или зарегистрировала кандидатов в депутаты заксобраний не менее чем в 20% субъектов РФ, или зарегистрировала кандидатов на выборах в органы местного самоуправления более чем в половине субъектов РФ. Один из вышеперечисленных вариантов дает партиям право называться участвующими в выборах, а с учетом сегодняшнего срока безвыборного отдыха в 7 лет партия может беззаботно существовать без каких-либо угроз ликвидации, ограничиваясь лишь участием в выборах в Госдуму и полностью игнорируя региональные выборы.
После выборов в федеральный парламент в конце 2011 года и выборов президента РФ 2012 года были приняты законодательные изменения, значительно упростившие регистрацию новых политических партий в стране. Сегодня, чтобы зарегистрировать партию, достаточно иметь 500 граждан, готовых стать ее членами. В итоге список политических партий, который до данным Минюста до принятия поправок не достигал и десятка организаций, на сегодняшний день расширился до 76 партий. При этом ни одной новой партии не удалось стать заметным политическим явлением в жизни страны, способным акцентировать на себе значительное внимание общества.
Лидер Монархической партии России Антон Баков считает, что вновь создаваемые партии регистрировались на условиях возможности 7 лет простоя без выборов и им нужно оставить такое право, в ином случае некоторые из них могут начать добиваться правды в европейских судах.
— Правила могут быть любыми при условии, что они будут действовать. Сейчас установлен срок в 7 лет, соответственно, есть партии, которые зарегистрировались в 2015 году, и по закону их срок должен длиться по 2022 год. Если ГД примет закон о 3 годах, но скажет, что в отношении партий, зарегистрированных прежде, срок не меняется, а в отношении зарегистрированных с момента принятия изменений срок будет короче, то это честно, — считает Баков. — Однако если это распространится и на уже зарегистрированные партии, то это будет неудобно, люди начнут говорить, что всё это заговор, пойдут иски в Европейский суд.
В самой же Европе есть и условно более жесткие критерии для партийного строительства по сравнению с сегодняшними реалиями России и по сравнению с предложением снизить срок выборного бездействия партии с 7 до 3 лет. Например, согласно положению параграфа 2 закона Германии «О политических партиях» (Gesetz uber die politischen parteien), для того чтобы приобрести статус политической партии, общественное объединение кроме всех процедур регистрации должно в течение 6 лет подряд участвовать в выборах в бундестаг или какой-либо ландтаг (региональный парламент). Таким образом, общественное объединение, претендующее на статус партии, должно показать серьезность своих намерений в борьбе за власть.
В России, исходя из законодательных реалий, такой способ приобретения статуса партий пока технически невозможен. Согласно п. 1 ст. 36 ФЗ «О политических партиях», в России «политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти».
По мнению партнера юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрия Шевченко, сегодняшний срок пассивности партий в 7 лет является оптимальным для российской выборной действительности, а его снижение может привести к снижению политической конкуренции.
— Госдума избирается на 5 лет, а президент РФ — на 6 лет. Других вариантов для участия в выборах у политических партий, согласно закону «О политических партиях», не так уж и много, если не брать в расчет региональные выборы, на которых сложно заявить о себе в федеральном масштабе. Таким образом, принудительная ликвидация партий на предложенных условиях может привести к ограничению политической конкуренции, поскольку партии просто не будут успевать «дожить» до нужных выборов, а следовательно, судить об эффективности их деятельности в таких условиях будет в принципе невозможно, — считает он.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что снижение бызвыборного отдыха партий с 7 до 3 лет в первую очередь выгодно самой КПРФ, которая после либерализации партийного строительства получила целый букет левых партий, создающих коммунистам проблемы на выборах.
— КПРФ больше всех остальных парламентских партий страдает от разного рода спойлеров на выборах. Конечно, снижение с 7 до 3 лет — это драконовский способ зачистки партийного пространства. Парламентские партии перед федеральными выборами испытывают некоторый комплекс политической неполноценности, пытаются обратить внимание на те партийные проекты, которые не проявляют должной электоральной активности в период между выборами, и избавиться от конкурентов настоящих и мнимых, — сказал Мухин.
Лидер партии новой волны «Коммунисты России» Максим Сурайкин, не раз критиковавший КПРФ, организацию которого в самой КПРФ называют партией-спойлером, по последнему рейтингу фонда ИСЭПИ вошел в число 100 самых перспективных политиков страны, обойдя на 6 позиций внука главы КПРФ и депутата Мосгордумы Леонида Зюганова. По мнению Сурайкина, предлагаемые в парламентской фракции коммунистов меры по снижению до 3 лет безвыборного отдыха партий могут привести в перспективе к правовым коллизиям.
— Практически везде предвыборный цикл закреплен сроком в 5 лет, поэтому, если установить более низкий порог, некоторые партии просто не смогут участвовать в выборах и возникнет правовая коллизия. Какое-то ужесточение должно быть, но не такое строгое, чтобы оно не создавало препон работающим партиям, — считает он.
Одновременно Сурайкин заметил, что самой партии «Коммунисты России» снижение законного безвыборного существования до 3 лет ничем не грозит. На сегодня партия насчитывает 70 региональных отделений, имеет десятки избранных региональных и муниципальных депутатов, а менее чем за 3 года существования приняла участие в около 300 избирательных кампаниях.