Информация
КПРФ переживает молодежный призыв
Обновление партии еще не привело к модернизации политической повестки
В докладе лидера коммунистов Геннадия Зюганова, как стало известно «НГ», тезис о необходимости укреплять внутрипартийную вертикаль базируется на общих оценках усложнения ситуации в стране.
Партийную дисциплину предполагается усиливать как среди депутатов КПРФ разного уровня, так и в рядах вновь прибывших членов и комсомольцев. С ними у Компартии немало забот и проблем – множество внутренних конфликтов в обкомах в последнее время связаны с действиями именно этого передового отряда партии.
На пленуме ЦК будет дана оценка и прошедшим выборам. Вывод, по сведениям «НГ», будет сделан такой: Компартия сделала серьезный шаг вперед, но и власти при этом ужесточают давление на левую оппозицию. Поэтому, мол, особенно актуальным становится вопрос о поддержании идейного единства в партии и сплоченности ее рядов.
Стоит отметить, что в лексике коммунистов это обычно обозначает обострение проблем с «попутчиками». А именно тот факт, что они набирают силу и начинают уводить партию в сторону защиты своих интересов. И при этом не особо важно, каких – корпоративных или личных, политических или коммерческих. Чаще всего такие ситуации возникают в результате бурного роста числа членов партии.
Секретарь ЦК КПРФ, глава юрслужбы Вадим Соловьев не стал скрывать, что курс на укрепление рядов связан увеличением численности и изменением возрастного состава. За последние годы КПРФ выросла до 157 тыс. с лишним человек. При этом за пять–семь лет в нее пришло около 40–45% всего численного состава, то есть примерно 50 тыс. человек. Как отметил Соловьев, только за последний год в партию вступило 15 тыс. активистов. Это рабочие и крестьяне, малый и средний бизнес, представители сфер образования и здравоохранения, а также пресловутого «офисного пролетариата». Примечательно, что 70% из всех вступивших – это люди до 40 лет, еще 15% – до 50 лет.
На вопрос, как можно дальше укреплять партийную вертикаль, если в КПРФ уже и так действует принцип демократического централизма, секретарь ЦК пояснил: «Имеется в виду не столько организационная дисциплина по выполнению решений, сколько усиление работы самой организации, то есть выстраивание нашей вертикали на местах – в районах и регионах, другими словами, наращивание мускулов». Одновременно Соловьев указал и на необходимость идеологического обучения молодежи, не жившей при СССР и не состоявшей в КПСС, где в этом плане действовали хорошо налаженные системы.
В последние годы КПРФ все больше становилась как бы общепротестной партией, сильно расширяла круг сторонников именно за счет выступлений по актуальным темам. Глава Политической экспертной группы Константин Калачев пояснил «НГ»: «КПРФ не отказывается от статуса идеологической партии, но другое дело, что эта идеология заново оформляется, становится более европейской, уходит от ряда классических положений марксизма-ленинизма. В партию вступило значительное количество молодежи, которую волнуют реальная борьба за власть, участие в решении актуальных проблем».
КПРФ балансирует между идеологической и протестной повестками: с одной стороны, это позволяет расширять электорат, с другой – удерживать структуру в руках руководства. Уход в протест дал бы большие перспективы, но рассорил бы левых с властью. «Превращать КПРФ в партию протеста окончательно Зюганов не хочет, он борется за ее сохранение. То есть идеология выступает одновременно как инструмент сохранения контроля над партией и сохранения ее самой в легальном поле», – отметил Калачев.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что КПРФ остается именно идеологической партией, ведь весь ее аппарат и руководство делают упор на идеологию. При этом в партию приходят молодые люди именно с левыми взглядами. «Но встает вопрос: какие они левые и насколько их взгляды соответствуют идеологии КПРФ? То есть речь идет об идеологической идентичности», – подчеркнул эксперт. По его мнению, есть и еще один немаловажный момент: «Пусть молодежь соглашается с тем, что либералы 90-х принесли беду стране, но она никак не согласится с тем, что и нынешние 30-летние демократы такие же».
То есть левая молодежь готова к совместной ситуативной борьбе рядом с либералами по отдельным проблемам. А это, конечно, не нравится власти: «Видимо, руководство партии хочет молодежь как-то вразумить, но и не отталкивать. Новых членов будут учить, что идеология важна в полном объеме, расскажут о невозможности работы с либералами». Если же КПРФ выйдет из идеологической ниши, это снизит влияние и ее руководства, и власти, то есть «здесь наблюдается совпадение интересов в сохранении КПРФ в нынешнем виде».