СЕРГЕЙ КОТЕЛЬНИКОВ: ТВЕРСКИЕ КОММУНИСТЫ НАМЕРЕНЫ ОТСТОЯТЬ «БАСТИЛИЮ»
В 1976 году в Калинине началось строительство самого крупного на тот момент в Калининской области промтоварного магазина. Место выбрали неподалёку от центрального рынка – традиционного места городской торговли, где и во времена тотального дефицита можно было купить практически всё. Вероятно, новый универмаг должен был стать настоящим образцом современной советской торговли и со временем заткнуть за пояс близлежащий рынок как пережиток неорганизованной частнособственнической инициативы.
Универмаг «Тверь» был открыт осенью 1982 года, ровно тридцать лет назад. Установленная на нём мемориальная доска и по сей день напоминает, что он был сооружен коллективами опорно-показательного домостроительного комбината и строительно-монтажных организаций города Калинина в год 60-летия образования СССР.
Универмаг был сооружен по индивидуальному проекту, разработанному Институтом экспериментального проектирования торгово-бытовых зданий и туристских комплексов СССР. В народе магазин быстро окрестили«Бастилией» из-за сходства с разрушенной двумя веками ранее парижской королевской тюрьмой. По другой версии, в день открытия толпа настолько запрудила все подступы к торговому центру, что кто-то бросил в толпу:«Ребята, мы что, Бастилию штурмуем?».
Магазин был рассчитан на 330 рабочих мест, общая площадь торговых залов на трёх этажах составляла 7500 кв. м. Настоящей изюминкой«Бастилии» были эскалаторы, которые, впрочем, довольно скоро поломались вместе с советской системой торговли, и здание населили индивидуальные предприниматели. Их расцвет пришёлся на девяностые годы.
Время шло, универмаг «Тверь» перестал быть самым крупным и привлекательным торговым центром и стал одним из многих. Начались разговоры о его упадке, снижении доходов от аренды, о том, что неплохо бы продать ветшающее здание целиком какому-то крупному инвестору.
А в последние годы речь зашла и вовсе о бесплатной передаче «Бастилии». На неё положил глаз Тверской областной суд, который попал в федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России», и ему обещали из федерального бюджета серьёзные деньги на переезд в новые апартаменты.
Тем не менее, Тверская городская дума долго сопротивлялась передаче облсуду здания универмага «Тверь». Вопрос трижды отклонялся профильным комитетом, а также рабочей группой. Патриотично настроенные депутаты не раз заявляли, что этот имущественный комплекс ещё способен принести пользу и расставаться с «Бастилией» для города пагубно. Тем более что, находясь в муниципальной собственности, универмаг исправно выступал залогом по кредитам, которые так или иначе приходилось брать городу.
Да и с точки зрения развития этого уголка Затьмачья правильно ли превращать одно из крупнейших зданий Твери в суд? И нужно ли суду столь огромное здание – или и впрямь там разместят что-то вроде тюрьмы, и«Бастилия» оправдает свое народное название?
Наверное, суд – не то учреждение, которое привлечет сюда туристов, инвесторов и поможет возродить исторический центр Твери. С этой точки зрения был гораздо более перспективным план превращения этого здания в выставочный центр, где могли бы проходить бизнес-форумы любого масштаба, которые позволили бы Твери занять лидирующее место на рынке российского бизнес-туризма.
Однако за считанные недели до досрочного роспуска гордумы на одном из последних заседаний руководство ТГД всё же продавило вопрос передачи здания универмага «Тверь» областному суду. Бывший депутат от фракции КПРФ Сергей Котельников уже как частное лицо опротестовал решение думы в судебном порядке. «Караван» обратился к нему за комментариями.
– Здание универмага «Тверь» передано областному суду уже окончательно?
– Нет, оно находится в стадии передачи. Это процесс не одного дня – пока готовятся документы, пока здание будет передаваться на баланс федеральному Минимуществу. Но старт ему был дан решением Тверской городской думы – о том, чтобы нашу знаменитую «Бастилию» подарить областному суду. Этот вопрос руководство думы пыталось поставить на голосование в течение года. А на протяжении 2010-2011 годов из здания универмага активно выживали коммерсантов, арендующих торговые площади. Новые договоры аренды не заключали, старым арендаторам вставляли палки в колёса, лишь бы они поскорее съехали. А в городскую думу приносили справки о том, насколько непопулярно здание универмага«Тверь» у предпринимателей. Искусственно создавалось мнение, что пора с этим зданием что-то делать. И если ещё осенью 2011 года «Бастилия» приносила в городскую казну какие-то дивиденды, то в этом году её«добили» окончательно. Вместе с тем стало известно, что федеральное Минимущество выделит Тверскому областному суду на обустройство в новом здании свыше 1,5 млрд рублей. Но только обещания облсуда отдать городу взамен «Бастилии» два здания в Заволжском районе оказались голословными, потому что эти здания являются собственностью Минимущества, а оно расставаться с ними желания пока не изъявляло.
– Какова позиция тверских коммунистов в отношении передачи здания универмага «Тверь»?
– Ещё год назад большинством членов фракции КПРФ в Тверской городской думе было принято решение «Бастилию» отстоять. Сейчас фракции нет, но коммунисты по-прежнему есть, и наше мнение не изменилось. Вы посмотрите, что происходит: в областном бюджете – дыра, в городском – дыра. А «убивая» мелких предпринимателей, мы на корню режем налоговую базу для пополнения бюджета. Ведь во всех нормальных странах именно налоги являются основным средством пополнения казны, а не распродажа имущества.
– В чём, на ваш взгляд, неправомерность решения ТГД по передаче «Бастилии»?
– Единственная зацепка, которую мы используем, это грубое нарушение процедуры голосования по вопросу передачи здания универмага в городской думе. Была нарушена такая основополагающая вещь, как регламент. В соответствии с ним рассмотрение любого вопроса в ТГД проходит в два чтения. На первом чтении депутаты изучают, нормально ли вообще подготовлен предлагаемый вопрос. Если да, то его заслушивают и предлагают свои поправки и дополнения. Если вопрос«сырой» и непроработанный, его снимают с повестки дня. Вопрос по передаче здания «Бастилии» привёл к накалу страстей, поступило предложение голосовать по нему тайно с помощью бюллетеней, в которых каждый депутат поставил бы галочку «за» передачу здания или «против». В то же время прокурор Центрального района посчитал, что можно провести тайное электронное голосование. Оно отличается от открытого голосования только тем, что данные, чья электронная карточка как голосовала, не могут быть представлены по запросу.
В заседании был объявлен перерыв, после которого депутаты должны были, поостыв, определить форму своего голосования по «Бастилии». После перерыва депутаты расселись по местам, и председательствующий предложил приступить к нашему вопросу. Все были уверены, что сейчас мы будем выбирать форму голосования – электронную или бюллетенями. И проголосовали большинством голосов за тайную электронную форму голосования. А нам и говорят: переходим к следующему вопросу. Все просто обомлели. Даже депутаты от «Единой России» в недоумении переспрашивали друг друга, за что же они сейчас проголосовали. Это было на одном из заключительных заседаний гордумы. После этого я подал в суд с требованием отменить данное решение Тверской городской думы ввиду того, что был неправильно проведён процесс голосования.
– Но фактически – за отмену передачи «Бастилии» суду.
– Конечно. Мы по-прежнему считаем, что здание универмага «Тверь» не нужно передавать куда-то и кому-то , оно ещё способно приносить прибыль городу. Даже в качестве залога под кредиты. В прошлом году кредит для погашения задолженности за газ брали именно под «Бастилию». К сожалению, Центральный районный суд не нашёл оснований для рассмотрения вопроса. Судья, не обладая всей полнотой информации и набором документов по этому вопросу, не сочла нужным рассматривать его по существу. Однако она даже не сочла нужным запросить выписку из решения Тверской городской думы, из которой видно, как проходил процесс голосования, и можно сделать чёткий и недвусмысленный вывод, что произошло нарушение. На это решение районного суда мы подали жалобу в областной суд, так как считаем, что вопрос подлежит рассмотрению по существу.
– Отказывая вам, Центральный суд ссылался на какие-то законы?
– Они взяли две статьи из Административного и Гражданско-процессуального кодексрв и перемешали их между собой. Плюс прокурор постоянно пытался поймать меня на том, что я подаю иск как депутат. Но я подавал иск как обычный гражданин, который голосовал за депутатов городской думы и который обладает информацией, что на заседании думы было принято неправомерное решение.
– Заседание областного суда по вашей жалобе, вероятно, должно состояться до выборов?
– Нет, одно с другим не связано. Многие тоже говорят, что мне это надо для выборов. Но здесь дело принципа. Если надо, я готов дойти до Верховного суда. Ведь создаётся опасный прецедент. Зачем нам такая дума, председатель которой единолично будет принимать решения, не учитывая мнения всех депутатов?
Иван КОРАБЛЁВ
Источник: «Караван+Я»
http://www.etver.ru/novosti/69203/