Интересный проект

14:51, 10 октябрь 2012
4 045
0
Создание нового вида общественно транспорта – городской железной дороги, S-BahnТвери.

 

Необходимость городского железнодорожного транспорта.

 

Последние несколько лет, предшествовавшие экономическому кризису, привели к появлению на дорогах Твери явления, которое до того времени встречалось почти исключительно только на дорогах столицы и других городов-миллионников. Речь идёт, конечно, о пробках.

За последние годы нагрузка на городские пути сообщения многократно возросла. В «часы пик», которыми уже стали на буднях утро, обед и конец рабочего дня, основные транспортные артерии привычно замирают. Нескончаемые пробки от Комсомольской площади через весь проспект Калинина на Пролетарке, столпотворение машин у старого и нового моста, у парка Чернобыльцев, на Комсомольском проспекте в Заволжье. И как апофеоз, узкие улочки исторического центра города, превращающиеся в одну гигантскую пробку-ловушку для доверившимся им автолюбителям и пассажирам.

Картину «часа пик» органично дополняют обозлённые водители машин и маршруток, пытающиеся сквозь весь этот первобытный хаос добраться наконец-таки до своего рабочего места, подрезающие на своём пути троллейбусы, другие машины, выезжающие на трамвайные пути, и тем самым приводящие к параличу ещё и общественного транспорта. Именно на «часы пик» приходится подавляющее большинство случаев дорожно-транспортных происшествий, в том числе и со смертельным исходом. Однако, несмотря на всё это, общее количество машин в Твери, даже, несмотря на кризис, продолжает возрастать, что только углубляет проблему.

Руководство ГИБДД области уже давно настойчиво предлагает заменить трамвайные пути в центре города дополнительными автомобильными полосами, а зелёные насаждения – «карманами» для временной стоянки машин. Но все понимают половинчатость этих мер: ведь всё равно, при существующей динамике роста численности автомобилей, уже на следующий год проблема вспыхнет с новой силой. Необходимо попытаться изменить сам пассажиропоток, направить его по альтернативным транспортным артериям и тем самым снять напряжение на основных городских транспортных узлах.

Но как это сделать, если все узловые пути сообщения в городе итак уже работают на пределе своих пропускных возможностей, а существующий общественный транспорт – парк автобусов, трамваев и троллейбусов – использует те же самые пути? Нельзя назвать удачной и транспортную географию Твери: самые населённые районы Заволжья связаны с остальной частью города всего двумя мостами; большая часть Пролетарского района (микрорайоны Кировский, Республиканская, Мигалово, Борихино поле, Первомайский и даже Залиния) сообщаются с центром города исключительно через узкий проезд под железнодорожным мостом на Комсомольской площади. Получается замкнутый круг?

Однако решать транспортную проблему необходимо – ведь именно от её решения, во многом, зависит социальная и экономическая жизнь всего полумиллионного города. И на этом пути нужно использовать нестандартные возможности и задействовать скрытые до сих пор резервы. И эти резервы есть.

Значительным ресурсным потенциалом в развитии муниципальной транспортной системы Твери обладает, помимо автобусного, троллейбусного и трамвайного сообщения, использование существующей городской железнодорожной сети и создание на её основе нового вида общественного транспорта – городского железнодорожного транспорта. Ещё с советских времён существует развитая железнодорожная сеть внутри города. Это, в первую очередь, городской участок Октябрьской железной дороги, а также две одноколейные ветки: одна ветка проходит от станции Дорошиха в направлении Васильевского Мха через район Горбатого моста, Юности, через новый строящийся микрорайон Радужный, посёлок Вагонников, университетский городок на Соминке и Литвинки, а другая – идёт из микрорайона Мигалово через посёлок Никольское, вдоль Мамулино и Залинии по направлению к Октябрьской железной дороге, соединяясь с ней недалеко от вокзала.

Именно создание нового вида общественного транспорта, использующего существующую железнодорожную сеть – городского железнодорожного транспорта, – позволит перенаправить пассажиропоток по альтернативным транспортным артериям, и частично решить проблему автомобильного паралича.

Городская железная дорога или по-другому S-Bahn (от нем. Stadtbahn) в настоящее время технически и юридически является железной дорогой и видом железнодорожного пригородного транспорта в Германии, Австрии и Швейцарии. S-Bahn занимает промежуточное положение между городским общественным транспортом и пассажирским транспортом дальнего следования и использует обычные железнодорожные линии в пределах города.

Так, например, одна из самых известных городских железных дорог – S-Bahn Вены – открылась в 1898 году как сеть городских железных дорог на паровой тяге, полностью интегрированная с железнодорожной сетью. В 1920-е годы S-Bahn был обособлён от магистральных железных дорог, переведён на электрическую тягу с использованием подвижного состава трамвайного типа, и в настоящее время представляет собой сеть городских и пригородных электропоездов, насчитывающую 5 внутригородских маршрутов и 9 пригородных линий. Без учёта ответвлений, длина линий венского S-Bahn составляет от 26 до 85 км. С 1984 года в общественном транспорте всей венской агломерации используется единая тарифная система, что делает удобным использование S-Bahn в комбинации с метро, трамваем и автобусом.

На постсоветском пространстве системой схожей по функциям с S-Bahn является городской электропоезд Степногорска в Казахстане. Уникальная линия городского электропоезда Степногорска имеет протяженность длиною 24 км, 7 промежуточных станций и 4 штатных состава в обращении. Время проезда в пути составляет порядка 35 минут, а стоимость одной поездки на городском электропоезде в Степногорске, в пересчёте на российские рубли, составляет 12 рублей.

В городе Твери одноколейная ветка Мигалово – Октябрьская железная дорога может дополнительно связать микрорайоны Мигалово, Никольское, Мамулино и Залинию с одной стороны с железнодорожным вокзалом, а с другой – с Заволжьем, по городскому участку ветки Тверь – Васильевский Мох (со станцией Дорошиха, с микрорайонами Мичурино, Горбатка, Юность и Радужный, посёлками Вагонников и Литвинки), образуя три внутригородских маршрута: Мигалово – вокзал, Литвинки – вокзал, Мигалово – Литвинки. Это поможет частично решить остро стоящую проблему транспортного сообщения для жителей Мамулино, Никольского и Литвинок, а также создать альтернативный вид общественного транспорта для всех остальных.

Ветки Мигалово – Октябрьская железная дорога и ОЖД – Литвинки не электрифицированы, поэтому для обслуживания S-Bahn Твери понадобятся тепловозы либо рельсовые автобусы. Для полноценной работы городской железной дороги необходимы всего два-три тепловоза с двумя вагонами каждый либо три трёхвагонных рельсовых автобуса.

Возможно даже использование вместо тепловозов и рельсовых автобусов паровозов старого образца, которые бы работали на отходах производства деревообрабатывающих предприятий города и леспромхоза Калининского района, что позволит существенно снизить затраты на их эксплуатацию, или на торфе, что позволит оживить торфодобычу в Твери и Калининском районе. Использование паровозов старого образца обладает, кроме того, и важным дополнительным преимуществом: оно делает городскую железную дорогу не только транспортно функциональной и экономически выгодной, но и привлекательной для туристов, своеобразной визитной карточкой города. Под старину можно стилизовать и пассажирские вагоны.

В качестве работников локомотивных бригад можно привлечь сокращаемых либо частично занятых на тверском участке Октябрьской железной дороге машинистов и помощников машиниста тепловозов и электропоездов, оплачивая их труд как общественные работы. Также как выполнение общественных работ может оплачиваться труд кондукторов вагонов и диспетчеров городской железной дороги.

Всё это позволит при крайней незначительности общих финансовых затрат, используя ресурсный потенциал существующей городской железнодорожной сети частично изменить пассажиропоток, направить его по альтернативным путям сообщения и, в конечном итоге, снять напряжение на основных городских автомобильных магистралях. Кроме того, новый вид общественного транспорта – S-Bahn Твери – имеет все шансы стать не меньшей городской достопримечательностью, чем исторический центр и памятник Михаилу Кругу.

 

Взаимоотношения с ОАО «РЖД».

 

Часть транспортной сети городской железной дороги пройдёт по участку Октябрьской железной дороги: станция Дорошиха – железнодорожный вокзал, возможно также по резервной ветке до посёлка Элеватор, в связи с чем необходимо будет согласовать графики движения поездов ОЖД и S-Bahn Твери. В интересах обеспечения большей безопасности пассажирских перевозок, можно даже предложить руководству ОЖД сделать городскую железную дорогу Твери своим структурным подразделением, которое бы, однако, финансировалось из муниципальных средств и обслуживало транспортные нужды города.

Такой подход существенно упростил бы вопрос согласования графиков движения поездов, сделав его чисто техническим, а также существенно удешевил обслуживание подвижного состава городской железной дороги. Необходимый ремонт и техническое обслуживание локомотивов и вагонов могли бы производить специалисты ОЖД, и муниципалитету не нужно было бы выделять дополнительных средств на создание собственной инфраструктуры по ремонту и обслуживанию подвижного состава.

 

Пример поиска составов для S-Bahn Степногорска.

 

Основу городского электропоезда Степногорска в Казахстане – единственного в настоящее время S-Bahn на постсоветском пространстве – составляют составы ЭР22.

В 1990 году Московская железная дорога передала в Степногорск около десяти составов ЭР22, ранее приписанных к депо Нахабино и Перерва (пригородные линии Москвы). Составы ЭР22 тогда можно было получить по небольшой цене – МПС проводило технологическое обновление парка и стремилось избавиться от устаревших моделей. Кроме того, вагоны ЭР22 благодаря своей компоновке (три пары дверей и три тамбура) лучше всего подходят именно для городских перевозок.

Первые восьмивагонные составы ЭР22 пришли в Степногорск в марте 1990 года. Вслед за основной партией из депо Перерва и Нахабино, вскоре прибыл также списанный поезд ЭР22-12 из депо Новомосковск – в качестве источника подменных вагонов и запчастей для остальных составов.

 

Рельсовый автобус.

 

РА2 — рельсовый автобус, тип 2. Также обозначается, как модель 750. Выпускается мытищинским заводом «Метровагонмаш».

В отличие от РА1, больше попадает под определение «дизель-поезд», так как используется уже в составе от двух до четырёх вагонов. Но при этом, как и РА1, он официально классифицируется как «рельсовый автобус», даже несмотря на то, что большинство специалистов считают это определение менее корректным, нежели «автомотриса» или «дизель-поезд». РА2 создан для пассажирских перевозок на участках неэлектрифицированных железнодорожных путей с интенсивным пассажиропотоком, а также для пригородного и межрегионального сообщения. Может эксплуатироваться как в составе только из двух головных секций, так и с одним или двумя прицепными вагонами. Чаще всего используется в трёхвагонном варианте. Имеет герметичные переходы между вагонами, позволяющие объединить пространство. В головных вагонах оборудованы туалеты. В головных вагонах имеется по одному выходу у кабины только для высоких платформ, и по одному посередине для высоких и низких платформ. В прицепных вагонах имеется по два выхода по краям вагона — для высоких и низких платформ.

 

Характеристики:

Мест в головном вагоне — 68 чел.

Мест в прицепном вагоне — 86 чел.

Максимальная вместимость трёхвагонного состава — 600 чел.

Масса головного вагона — 44 т

Масса прицепного вагона — 43 т

Конструкционная скорость — 100 км/ч

Мощность одного дизеля — 315 кВт (дизель в каждом головном вагоне)

Габарит — 1ВМ

Ширина вагона — 3140 мм

 

Примерный перечень остановок городской железной дороги, S-Bahn Твери.

 

Маршрут 1. «Мигалово – вокзал»:

1. Мигалово (аэропорт)

2. Деревнище

3. Никольское

4. Мамулино (улица И. Касьянова)

5. Дальняя Залиния (улица Солнечная)

6. Ближняя Залиния (бульвар Профсоюзов)

7. станция Пролетарская

8. железнодорожный вокзал

 

Маршрут 2. «Литвинки – вокзал»:

1. Литвинки

2. Батино

3. Посёлок Вагонников (улица Кольцевая)

4. Радужный

5. Юность (улица Паши Савельевой)

6. Горбатый мост (кольцевая остановка трамвая)

7. станция Дорошиха

8. станция Пролетарская

9. железнодорожный вокзал

 

Маршрут 3. «Мигалово – Литвинки»:

1. Мигалово (аэропорт)

2. Деревнище

3. Никольское

4. Мамулино (улица И. Касьянова)

5. Дальняя Залиния (улица Солнечная)

6. Ближняя Залиния (бульвар Профсоюзов)

7. станция Пролетарская

8. станция Дорошиха

9. Горбатый мост (кольцевая остановка трамвая)

10. Юность (улица Паши Савельевой)

11. Радужный

12. Посёлок Вагонников (улица Кольцевая)

13. Батино

14. Литвинки
 
Перспективы дальнейшего развития.
 
Для дальнейшего развития городского железнодорожного транспорта можно использовать оставшуюся ещё с советского времени развитую сеть узкоколейных железных дорог бывших предприятий по торфодобыче в Калининском районе. Это, в первую очередь, узкоколейная ветка, идущая от станции Доронинской до комбината строительных материалов № 2. Реконструкция узкоколейной ветки позволит создать в районе Затвечерья единую транспортную сеть, вокруг которой возможно масштабное строительство новых жилых микрорайонов и объектов социально-культурной сферы.
Кроме того, возможно и соединение трамвайного участка пути от Горбатого моста до КСМ-2 с городской железной дорогой, что позволит в перспективе создать единую кольцевую городскую железную дорогу на севере Твери, охватывающую микрорайоны Затверечья, аэропорт Змеёво, Литвинок, Радужного, Юности, Горбатого моста и Заволжья, с пунктами пересадки на затверецкую узкоколейную ветку в районе КСМ-2 и станции Доронинской. Эта задача облегчается ещё и тем обстоятельством, что участки движения городского трамвая от Горбатого моста до Ленинградской заставы и от моста через реку Тверцу до КСМ-2 представляют собой изолированные от уличного потока линии.
В такой перспективе развития городского железнодорожного транспорта будет наиболее рационально оставить трамвайные линии только в Заволжье, в виде составной части S-Bahn Твери, где вместо старых трамваев будут использоваться новые рельсовые автобусы, заменив трамвайные пути в других частых города новыми автобусными маршрутами.
Комментарии (0)
Добавить