ТРАМВАЙ КАК ПАНАЦЕЯ ОТ ДОРОЖНЫХ ПРОБОК

00:04, 16 декабрь 2014
1 236
0

 

В 2010 году, в День Победы в Великой Отечественной войне, мне удалось побывать в Ульяновске. 9 мая в городе со всеми почестями чествовали ветеранов: цветы, праздничный салют, тёплые слова благодарности, концерты знаменитостей. Доставка ветеранов к главному месту торжества была организована на машинах, в том числе и боевых. Их, как в победном 45-м, жители города забрасывали цветами, кричали ветеранам «Ура!», аплодировали. На площадь люди шли пешком. Шли вместе с ними и мы, гости города. Пробыв там несколько часов, изрядно устали, захотелось вернуться в гостиницу. Перспектива пройти несколько остановок по центральной улице пешком, поскольку движение транспорта, как и у нас в Твери в День города, было перекрыто, радовала мало. Но каково было наше удивление, когда мы увидели, что по улице торжественно катится трамвай. Он гордо остановился и гостеприимно распахнул двери для пассажиров, чтобы доставить их к местам пересадки на автобусы и маршрутки.

К ЧЕМУ я всё это рассказываю? Да к тому, что в Твери мы можем скоро окончательно забыть о том, что такое трамвай. Сия мысль наводит грусть на представителей старшего поколения. Им трудно представить Тверь без такого вида транспорта. Ведь по городу ходит трамвай с 1901 года. В лучшие «трамвайные времена» на линии выходило более 200 вагонов. Они развозили людей на работу, в школу, по другим делам. При этом не выбрасывая в атмосферу вредных химических веществ, щадя экологию.

Проблемы тверского трамвая мало чем отличаются от аналогичных в других городах России. Этот вид транспорта во всём мире всегда был дотационным, таковым и остаётся. Поэтому взять часть забот о нём на себя непременно должны местная и региональная власти, задача которых обеспечивать пассажирские перевозки. Тарифы на провоз пассажиров для транспортников устанавливает областное руководство. Они, как правило, низкие и не покрывают затрат предприятия. Об этом рассказали мне работники МУП «Городской электротранспорт» в Твери. В начале 1990-х годов городской трамвай перестал развиваться: не ремонтировались пути, не закупались вагоны, количество маршрутов и вагонов сокращалось. Использовали только имеющийся ресурс. Он оказался достаточно надёжным: выдержал более 20 лет напряжённой работы.

К 2008 году количество трамваев сократилось в городе до 100, к настоящему времени — до 31. Исчезли с карты города и многие трамвайные маршруты. Их осталось всего пять. В городе происходит замещение общественного транспорта большой вместимости, то есть трамваев, маршрутками.

Хорошо это или плохо? Однозначно не скажешь. Всё зависит от того, как устроен город. В Твери, например, улицы узкие, поэтому, как ни крути, большой поток автотранспорта они пропустить быстро не могут. Создаются пробки. К тому же из года в год поток автомобилей растёт. Такого количества машин дорога «не переварит». Рано или поздно наступит транспортный коллапс. Так что трамвай — это, по мнению специалистов, то лекарство, что, как говорится, доктор прописал для города.

Другой важный момент — качество предлагаемых пассажирам маршрутных такси. На линиях, кроме «газелей», страшно неудобных для коротких перемещений (войти и выйти из них можно только согнувшись, а делать это пассажирам приходится часто), но имеющих хотя бы сносные пассажирские салоны, работают автобусы марки «ПАЗ». Есть среди них реликвии прошлого столетия. Водят их гастарбайтеры из Узбекистана и Таджикистана. Когда на смену этому транспорту в советское время пришли венгерские «Икарусы», казалось, что таких устаревших «чудес света» на дорогах больше не увидишь. Однако жизнь преподносит нам сюрпризы.

Видавшие виды маршрутки вносят хаос в общее дорожное движение. Чтобы высадить пассажиров на остановках, им приходится маневрировать, перепрыгивая из ряда в ряд, подсекая движущийся транспорт, нервируя автомобилистов, создавая опасность на дорогах. Иногда пассажиров высаживают прямо на дороге, перед идущим сзади транспортом. Чтобы хоть как-то уложиться в график работы, маршрутки развивают порой бешеную скорость, что представляет собой опасность для людей. Городская власть как будто бы этого не замечает. Но всё до поры до времени, пока не случится ЧП.

Откуда взялось такое число водителей из бывших союзных республик? Причём есть среди них владельцы маршруток, предприниматели, с которыми заключаются договоры на транспортное обслуживание населения. Можно себе представить, как трудно управляться с большим числом таких предпринимателей. А жалоб на них немало: и на грязные, прокуренные салоны, и на грубость водителей, и на нерегулярность движения.

Теперь о дорогах. Их в Твери ремонтируют регулярно, но плохо, а разбивают крепко. Решить эту проблему можно, ограничивая работу транспорта. Один трамвай может перевезти сто, а в часы пик до двухсот человек, то есть заменить 10—15 маршруток. Если выделить нормальные трамвайные полосы, не подлатать, а положить новые рельсы, то трамвай сможет двигаться со скоростью не 10—15, а 40—50 км в час, как в Европе. Конечно, в данном случае и речи не может быть о том, чтобы автомобили залезали на территорию трамвая. Трамвайное сообщение надо развивать. По такому пути идут Москва, Петербург, европейские страны, даже США. Но в Твери всё надо довести до абсурда, чтобы потом начинать заново.

В 2014 году городские власти пытались оптимизировать маршруты. Была приглашена фирма из Петербурга. В то же время на трамваи просто плюнули. У МУП «Городской электротранспорт» образовались огромные долги перед Пенсионным фондом, энергетиками, по выплате зарплаты. На городском уровне было принято решение обанкротить предприятие. Арестовали его счета. В условиях банкротства той выручки, что дают несколько ещё работающих маршрутов, ни на что не хватает. А на 2015 год финансирование не предусмотрено.

Сегодня в МУП «ГЭТ» трудятся 1200 человек. За ними стоят семьи, малые дети. Но, похоже, власть Твери не волнует, что эти люди могут остаться без работы.

Недавно назначенный глава администрации города Юрий Тимофеев активно взялся за банкротство предприятия. За девять месяцев текущего года долги у транспортников в Пенсионный фонд достигли десятков миллионов рублей. Даже муниципалитету Твери МУП «ГЭТ» должно 17 млн. рублей за эксплуатацию земли, находящейся под рельсами. Круче, как говорится, не бывает. Умеют люди считать. Если бы ещё и думать умели… А думать есть над чем.

В 1992 году транспортники получили последние 30 трамваев. В 2008-м убытки предприятия составляли 5 млн. рублей в месяц. Сейчас ежедневная выручка — 40—50 тыс. рублей. Как быть в такой ситуации?

Транспортники просят 800 млн. рублей на развитие парка на три года под два маршрута: № 5 и № 11. Если капитально отремонтировать пути, то на четверть века можно будет забыть о них, работать будут как часы, не доставляя хлопот. Да и пассажиры привыкнут и вновь полюбят ездить на трамвае. Практически безопасно, экологически чисто. В Санкт-Петербурге недавно положили рельсы в монолит, полностью исключив вибрацию, шум. Бесстыковочная конструкция: трамвай идёт, а его не слышно. Этакое своеобразное метро на ландшафте. Едешь в маленьком поезде по городу и любуешься его красотой. И дома преждевременно не старятся, и дорожное покрытие сохраняется. В Европе подъезд к памятникам истории и культуры давно осуществляется на таких трамваях. Трамваи даже заходят в торговые центры. Красиво, уютно, просто. Главное — захотеть.

Но в Твери, похоже, не хотят устраивать жителям жизнь как в сказке. Ответ на всё один: «Нет денег». Сколько раз мы с вами, дорогие сограждане, слышали его от властных чиновников, сколько раз читали в газетах. Однако разве не задача власти — заботиться о том, чтобы деньги были?

Но вернёмся к трамваю. Заботу о создании хороших путей могла бы взять на себя область, а о транспортном парке — город. Пока же губернатор Тверской области Андрей Шевелев позаботился лишь о сокращении доплаты на единый социальный проездной билет для ветеранов. За билет стоимостью 390 рублей ветераны раньше платили 69 рублей, остальное брала на себя область. Ветераны охотно покупали эти билеты, а предприятие получало 10—11 миллионов рублей доходов. С апреля прошлого года область решила оплачивать лишь 140 рублей, переложив на граждан б`ольшую часть суммы — 250 рублей. Проездной стали покупать в два раза меньше людей, а предприятие потеряло более 6 миллионов рублей доходов. Такая вот арифметика.

По мнению коллектива транспортного предприятия, который в связи с угрозой банкротства обратился к депутату Государственной думы от КПРФ Вадиму Соловьёву, решить проблему можно за 3—4 года. Вернуть трамвай в хорошем состоянии в Тверь можно, построив новые пути, пусть пока на отдельном участке, например Тверском проспекте, и закупив новые вагоны. Всё можно сделать, если расширить свой кругозор за пределы интересов любимого кармана, думать не о своей выгоде, а о благополучии жителей города.

 

Валентина БАРЧЕНКО.

 

http://www.gazeta-pravda.ru/index.php/item/2979-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D0%B9-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B5%D1%8F-%D0%BE%D1%82-%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA

 

Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.

 

Комментарии (0)
Добавить
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив