Трамвай как лекарство от дорожных пробок
В 2010 году на юбилей Победы в Великой Отечественной войне мне удалось побывать в городе Ульяновск. 9 мая в городе со всеми почестями чествовали ветеранов. На площадь к месту торжества люди шли пешком. Шли вместе с ними и мы, гости города. Пробыв на площади несколько часов, изрядно устали, захотелось вернуться. Мы с грустью думали о перспективе пройти несколько остановок по центральной улице пешком. Движение транспорта, как и у нас в Твери в День города, было перекрыто. Но, каково было наше удивление, когда мы увидели, что по улице торжественно катится трамвай. Трамвай гордо остановился на своем пути, гостеприимно распахивая двери для пассажиров, чтобы везти их к местам пересадки на автобусы и маршрутки. Это было спасение.
К чему я все это рассказываю? Да к тому, что в Твери мы можем скоро окончательно забыть, что такое трамвай. Сия мысль наводит грусть на старшее поколение. Ему трудно представить Тверь без такого вида транспорта. Ведь по городу трамвай ходит с 1901 года. В лучшие «трамвайные времена» на линии выходило более 200 трамваев.
Проблемы тверского трамвая мало чем отличаются от других городов России. Этот вид транспорта во всем мире испокон веку, дотационный. Поэтому, взять часть забот на себя, непременно должны местная и региональная власть, задача которых обеспечить пассажирские перевозки. Тарифы на провоз пассажиров для транспортников устанавливает область, они, как правило, низкие и не покрывают затрат предприятия. Об этом рассказали мне работники МУП «Городской электротранспорт» в Твери. В начале 90-х городской трамвай перестал развиваться: не ремонтировались пути, не закупались вагоны, количество трамваев сокращалось. Использовали только имеющийся ресурс. Он оказался достаточно надежным. Выдержал более 20 лет напряженной работы.
К 2008 году количество трамваев сократилось в городе до 100, к настоящему времени до 31. Исчезли с карты города и многие трамвайные маршруты. Их осталось всего пять: десятый, одиннадцатый, тринадцатый, четырнадцатый и пятый. Как говорится в народе: «Свято место, пусто не бывает». В городе происходит замещение общественного транспорта большой вместимости, то есть трамваев, маршрутками.
Хорошо это или плохо? Однозначно сказать не получится. Все зависит от того, как устроен город. В Твери, например, улицы по своим параметрам достаточно узкие, поэтому, как ни крути, большой поток автотранспорта они пропустить быстро не могут. Создаются «пробки». Стоя в очередях, водители и пассажиры теряют драгоценное время, ругаются. К тому же, из года в год поток автомобилей только растет. А это значит, что такого количества машин дорога просто «не переварит». Рано или поздно, наступит транспортный коллапс. Так, что трамвай, это, по мнению специалистов, то лекарство, что доктор прописал для города.
Другой важный момент – качество предлагаемых пассажирам маршрутных такси. Есть среди них реликвии прошлого столетия, к примеру, на 35 маршруте. Водители в них гастарбайтеры из Узбекистана и Таджикистана. Откуда взялось такое количество водителей из бывших союзных республик? Причем, есть среди них владельцы маршруток, предприниматели, с которыми заключаются договоры на транспортное обслуживание населения. Можно себе представить, как трудно управляться с большим количеством таких предпринимателей, если их, например, больше двухсот. Тут и жалобы рассматривать некогда. А их немало. И на грязные прокуренные салоны и на грубость водителей, и на нерегулярность движения. А куда идут заработанные деньги, налоги? Понятно, что в среднеазиатские республики, к семьям: женам и детям. А город Тверь, его жители, остаются ни с чем.
Видавшие виды маршрутки, вносят хаос в общее дорожное движение. Чтобы высадить пассажиров на остановках, им приходится маневрировать, перепрыгивая из ряда в ряд, подсекая идущий транспорт, внося нервозность в движение автомобилистов, создавая опасность на дорогах. А в иных случаях, пассажиров высаживают прямо на дороге, перед идущим сзади транспортом. Чтобы хоть как-то уложиться в график работы, маршрутки развивают бешеную скорость, что представляет собой опасность для людей. Удивительно, что об этом говорят на улицах, остановках, в квартирах. Но, по-видимому, не говорят и не думают там, где идет организация работы городского пассажирского транспорта, в коридорах власти. Городская власть как будто бы ничего подобного не замечает. Но все до поры до времени, пока город не преподаст очередной урок ее равнодушию.
Теперь о дорогах. Их в Твери ремонтируют регулярно, но плохо. А разбивают тоже регулярно и хорошо. Решить эту проблему можно, ограничивая работу транспорта, снижая его присутствие на дорогах. Один трамвай может провезти сто, а в часы пик, до двухсот человек, то есть заменить 10-15 маршруток. Если выделить нормальные трамвайные полосы, не подлатать, а положить новые рельсы, то трамвай сможет двигаться со скоростью не 10-15, а 40—50 км/час, как в Европе. Конечно, в данном случае и речи не может быть о том, чтобы автомобили залезали на территорию трамвая. Движение трамваев прогнозируемо, поэтому трамвайное сообщение надо развивать.
По такому пути идут Москва, Петербург, европейские страны, даже США. Вот только в Твери все надо довести до абсурда, чтобы потом начинать заново.
В 2014 году городские власти пытались навести порядок в маршрутном бизнесе. Оптимизировать маршруты. Была приглашена фирма из Петербурга. В то же время на трамваи просто плюнули. У МУП «Городской электротранспорт» образовались огромные долги перед Пенсионным фондом, энергетиками, по выплате зарплаты. На городском уровне было принято решение обанкротить предприятие. Арестовали его счета. В условиях банкротства той выручки, что привозят с нескольких работающих еще маршрутов, ни на что не хватает. А на 2015 год финансирование не предусмотрено. Конкурсной массы, которую можно было бы использовать для продажи, практически нет. Кому нужны старые вагоны и латаные рельсы?
Сегодня в МУП «ГЭТ» работает 1200 человек. За ними стоят семьи, малые дети. Но, похоже, что власть Твери не волнует, что эти люди могут остаться без работы.
А с транспортным обеспечением все ясно. Куда проще гонять маршрутки, создавая хаос на дорогах. Странную позицию занимают в этом вопросе сотрудники ГИБДД. Они словно не замечают, что автомобили заходят на трамвайные линии, перекрывая пути.
Гибнет в Твери городской транспорт. А маршрутки далеко не везде работают по тем линиям, где работает городской электротранспорт. Как уже говорилось, была предпринята попытка навести порядок с маршрутками, но она также провалилась, потому что иметь дело с 200-300 предпринимателей, у которых крутой нрав и плохой характер, гиблое дело. Кстати, для граждан, прибывших из Средней Азии, российские законы не писаны. Поговаривают, что на российских дорогах встречаются и те, кто ездит с ксерокопиями узбекских прав.
Недавно назначенный глава Администрации Твери Юрий Тимофеев активно взялся за банкротство предприятия. За 9 месяцев текущего года долги у транспортников в Пенсионный фонд достигли 70 млн. рублей, 100 млн. рублей. Даже муниципалитету Твери МУП «ГЭТ» должен 17 млн. рублей за эксплуатацию земли, находящейся под рельсами. Круче, как говорится, не бывает. Умеют люди считать. Если бы еще и думать умели… А думать есть над чем. Во всем мире городской транспорт является дотационным. И всегда ему помогают муниципалитеты.
В 1992 году транспортники получили последние 30 трамваев. В 2008 году убытки предприятия составляли 5 млн. рублей в месяц. Сейчас ежедневная выручка составляет 40-50 тысяч рублей. Как быть в такой ситуации?
Со своей стороны, транспортники просят 800 миллионов рублей на развитие парка на 3 года под два маршрута-5 и 11. Если капитально отремонтировать пути, то на четверть века можно будет забыть о них, работать будут как часы, не доставляя хлопот. Да и пассажиры привыкнут и вновь полюбят ездить на трамвае. Практически безопасно, экологически чисто. В Санкт-Петербурге недавно положили рельсы в монолит, полностью исключив вибрацию, шум. Бесстыковочная конструкция. Трамвай идет, а его не слышно. Этакое своеобразное метро на ландшафте. Едешь в маленьком поезде по городу и любуешься его красотой. И дома преждевременно не старятся и дорожное покрытие сохраняется. В Европе подъезд к памятникам истории и культуры давно осуществляется на таких трамваях. Трамваи даже заходят в торговые центры. Красиво, уютно, просто. Главное – захотеть. Но в Твери, похоже, не хотят устраивать жителям жизнь как в сказке. Ответ на все один: «Нет денег». Сколько раз мы с вами, дорогие сограждане, слышали его от властных чиновников, сколько раз читали в газетах. Но разве не задача, избранной нами власти, заботиться о том, чтобы деньги были. Строить приносящие доход предприятия, развивать социальную сферу. Магазинов у нас в городе хоть отбавляй. А вот нормального транспорта, водопровода, котельных? Ау? даже чистого воздуха становится все меньше, хотя Тверь утопает в лесах со всех сторон. То свалка не хорошо пахнет, то торфяники в октябре дымят.
Но вернемся к трамваю. Заботу о создании хороших путей могла бы взять на себя область, а создание транспортного парка - город. Пока же губернатор Тверской области Андрей Шевелев позаботился лишь о сокращении доплаты на единый социальный проездной билет для ветеранов. Из 390 рублей стоимости билета граждане раньше платили 69 рублей, остальное брала на себя область. Люди приобретали 52 тысячи проездных билетов. Ветераны охотно покупали билеты, а предприятие получало 10-11 миллионов рублей доходов. С апреля прошлого года область решила доплачивать 140 рублей, переложив на граждан большую часть суммы - 250 рублей. ЕСПБ стали покупать в два раза меньше, а предприятие потеряло более 6 миллинов рублей доходов. Такая вот арифметика. Что дальше?
По мнению коллектива транспортного предприятия, который в период банкротства обратился к депутату Государственной Думы Вадиму Соловьеву, решить проблему можно за 3-4 года. Вернуть трамвай в хорошем состоянии в Тверь, ведь пробки на улицах города - это безобразие. Их надо ликвидировать. Сделать это можно, построив новые хорошие пути, пока на отдельном участке, пусть это будет Тверской проспект, и закупив новые вагоны. Навести порядок в работе маршруток, задача не столь сложная. Все можно сделать, если расширить свой кругозор за пределы любимого кармана, думая не о своей выгоде, а о благополучии жителей города.