Что бы помнили....
Заканчивается 2010 год, год под именованием года учителя, с чьим именем связана жизнь каждого человека в той или иной степени. Учитель- это сильное слово: именно он учит и воспитывает в нас мировоззрение, отношение к людям, любовь к Родине, понятие добра и зла, честность и справедливость, и многие другие качества. При этом отдавал силы и свою энергию, здоровье. Часто ли мы задумываемся об этом.
Спировскую семилетнюю школу № 2, что была расположена на Советской площади пос. Спирово, я закончила почти 70 лет назад. Наше детство и школьные годы пришлись на тяжкие и суровые годы войны и послевоенное время. Мы дети войны познали все: и голод, и холод, и бомбежки, и потерю близких нам людей, погибших на поле брани. Эти ужасы тяжких переживаний в годы войны с возрастом все чаще всплывают в памяти.
И обидно, что об учители так мало говорят как в прессе, так и на телевидении. В основном только видишь и читаешь о работниках искусства. Ясно и понятно, что победу одержал народ. Но наравне со всеми Победу ковал и учитель, его заслуги особенно велики. Учить детей в холодной школе, смотреть в глаза голодных и замерзших детей, сопереживать боли ребенка, у которого погиб брат или отец-это надо иметь большое мужество, по существу героизм.
Сегодня мне хочется поделиться впечатлением об учителях, которые учили и воспитывали меня в годы войны и послевоенные время.
Больше всего мне запомнилось, что школа была большая по количеству учащихся. Учились в две смены. Приток детей на сельских учащихся с пятого класса. Окончив сельскую начальную школу, они поступали в нашу школу из деревень: Городок, Козлово, Горбуново и др. Классы были по 40 и больше учащихся. По существу в сентябре и октябре мы не учились. Занимались сельскохозяйственными работами, начальные классы собирали колоски и лекарственные травы, а с 5-го класса уборкой картофеля и молотьбой льна. Никакого транспорта по подвозке учащихся на картофельное поле не было. Вместе с учителями заготавливали дрова для школы. Порой учились без света с коптилками, а вместо тетрадей писали между строк старых книг.
Первые минуты первого урока начинались со сводок с фронта. Вместе с учителями мы - дети, когда учитель зачитывал- что взяли наши? Орел, что завершилось победой, Сталинградская битва. Но никогда мы не видели на лице учителя печали, хотя их война не обошла горем
Моей первой учительницей была Александра Ивановна Сорокина. Ей тогда не было и 20 лет. Маленькая хрупкая девушка, взвалившая на свои плечи более 40 учащихся. Наш класс почему-то считали переростками. По каким-то причинам учащиеся поступали позже своего возраста. Причина была одна - война. На ее долю выпали самые суровые испытания - разгар войны, мальчиков в классе было больше. Надо было чем-то заинтересовать детей. Еще обучаясь в 3-ем классе, по инициативе Александры Ивановны была организована "Тимуровская команда", первая команда в области, о чем было написано в областной газете. Летом мы носили воду на полив огородов, а зимой пилили, кололи и складывали дрова одиноким людям. Команда просуществовала до конца войны. Александра Ивановна вместе с командой выполняла всю работу. На ее долю приходилась большая часть работ, она трудилась, подавая пример детям. Своей энергией она заряжала учащихся, и мы тянулись к ней. По инициативе Александры Ивановны мы писали письма на фронт, потом она проверяла их, работала над ошибками, а затем мы их переписывали. Благодаря ей, класс был очень сплоченный. И учились мы неплохо. По крайней мере, двоечников не было.
Вот такой класс передала Александра Ивановна классному руководителю Гусевой (Ронжиной) Людмиле Николаевне. В 5-ом классе нам снова повезло, молодая учительница- преподаватель русского языка и литературы. Война продолжалась.
Мы настолько любили ее предмет, что в нашем классе почти не было троечников. В свой предмет она вкладывала всю свою душу. А получить пятерку - надо было знать программу предмета в совершенстве, а это не так-то просто. Она для нас была второй матерью. Мы постоянно были ней. Запомнились частые походы в лес, шитье костюмов для спектаклей, частые походы домой к учительнице, приветливые глаза ее матери. Людмила Николаевна умела передать свою любовь к детям, а мы отвечали ей взаимностью.
Классным руководителем Людмила Николаевна была у нас до окончания школы.
Как не вспомнить Валентину Семеновну Горчакову- учителя математики, это просто невозможно. Достаточно было внимательно выслушать ее на уроке, и предмет был усвоен. Все три года, что я у нее училась, она носила темно-синее кашемировое платье с большим воротником и всегда плохенькую обувь. Где-то в 46-47 годах я заболела гепатитом (желтухой), при том одна из всей школы. Ко мне в больницу приходили все учителя, словно по графику. Сегодня один учитель, завтра другой. По выписке из больницы, я почти месяц провела дома на карантине. Так Валентина Семеновна приходила ко мне домой ежедневно, занималась со мной математикой, принося с собой маленький кусочек сахара. Я до сих пор не могу понять, где она брала этот кусочек сахара. Видимо она бросила клич учителям, а иногда приносила и маленький кусочек хлеба, отрывая от своей семьи. В то время существовала карточная система.
Моим любимым предметом была история, учителем которого была Надежда Георгиевна Князькова. Она просто завораживала класс, приковывала к себе словно магнитом. Так интересно она преподносила материал, что все заслушивались, а особенно о войне, материалами она пользовалась не только из программы, но и дополнительной информацией.
До сего времени я вспоминаю ее коричневое платье с белым воротником, а волосы убраны в две косички. Добрая скромная учительница, познавшая много горя в годы войны, искренне любившая детей.
Об учителе Иване Ивановиче Игнатьеве можно писать книгу. Это был учитель- любимец всей школы. Он обладал необыкновенным даром притягивать к себе людей. Иван Иванович был учителем широкого профиля. Один мужчина на всю школу. Он преподавал: рисование, черчение, географию, военное дело и всю художественную самодеятельность. Придя с фронта больной, он взвалил на себя нечеловеческую тяжесть работы с детьми. До изнеможения, испытывая физическую боль, он почти сутками не выходил из школы. Мне вспоминается один эпизод, который отложился в моей памяти. Шел урок военного дела. Да мы были совсем маленькими детьми, а изучение военного дела- мужское дело - шла война. Школы не отапливались из-за отсутствия дров. Мы сидели в пальто, в платках, мальчики в шапках и рукавицах, чернила замерзли. В класс входит Иван Иванович с противогазами в руках. Мне они казались такие большие холодные, мерзлые, а ведь это железо. Увидя нас, вернее одни глаза из под платков, Иван Иванович разогрел нас шуткой, затем мы все встали, пошевелились и продолжили урок. Это был учитель от Бога!
Анастасия Ивановна Виноградова была нашей пионервожатой. Действительно вожатая - ведя за собой пионерскую и комсомольскую организацию школы. Она всегда носила пионерскую форму с галстуком. Не описать, сколько пионерских полезных дел в истории школы №2 внесла Анастасия Ивановна.
Несколько слов о Надежде Ивановне Володарской (Кузнецовой)- директоре школы. Я не помню, в каком году она приехала в Спирово и была назначена директором школы № 2. Но вот она была суровой. Но знаю точно, что она была очень требовательна к учителям. Ее даже побаивались. Дисциплина была жесткой, но время было такое. Она очень старалась, чтобы в школе было тепло и чисто. Чтобы дети были окружены заботой и вниманием со стороны учителей. Многих учащихся она знала в лицо и по имени, у нее была прекрасная память на учеников. Мне приходилось с Надеждой Ивановной часто общаться, так как я была председателем Совета пионерской дружины, а затем секретарем комсомольской организации. Часто интересовалась работой пионерской и комсомольской организаций, подсказывала, что включить в план работы, направляла ее деятельность. А еще я запомнила ее, точнее ее глаза, когда нам выдавали по 70гр. хлеба, а потом сладости. Как то нам выдали по 1,5 пряника, не один, а один с половиной. Весы располагались в дверях кабинета директора. Мы все во время урока выстроились в один ряд, а глаза Надежды Ивановны были направлены на весы, а еще она подходила к каждому учащемуся, у которых были младшие сестра и братья, и просила поделиться с близкими пряниками. Она была прекрасным учителем русского языка и литературы. Начитанная, знала очень много стихов, ее уроки были интересными. Особенно любила поэзию А.С.Пушкина. Такой запомнилась мне Надежда Ивановна.
Нет возможности описать обо всех учителях школы № 2, которые меня учили. Но они всегда были и есть в моей памяти. Разве можно забыть Александру Сергеевну Воронову - учителя ботаники. Как она могла сохранить в своем кабинете оранжерею - в неотапливаемом помещении? Алексея Алексеевича Зиновьева- завуча школы и преподавателя физики, Александру Федоровну Юрину- учителя немецкого языка, Екатерину Андреевну - учителя географии и др. Война сделала свое дело. Большинство учителей преждевременно ушли от нас в мир иной. Из всех учителей, кто меня учил, остались лишь Александра Ивановна Сорокина- учительница начальных классов и Людмила Николаевна Ронжина - классный руководитель с 5 по 7 классы, учитель русского языка и литературы, которая уехала к дочери на Валдай.
Но для меня они все живы, живы в моей памяти. И я благодарна судьбе, что мое суровое детство прошло в окружении таких замечательных учителей и благодарна им за все, кем стала, есть - это заслуга учителя. И я склоняю голову перед умершими учителями и низко кланяюсь перед живыми.
И написала я эту статью, для того, что бы какой ценой досталась нам жизнь, какой вклад внес учитель в суровые годы войны и послевоенное время.
Хочу обратиться к молодежи, к молодым учителям, что нам необходимо окружать особым вниманием и заботой оставшихся в живых учителей, а их осталось не больше 20 человек в районе.
Будь моя воля ,я бы их прировняла к участникам боевых действий ВОВ, воздав все почести и льготы, они это заслужили по праву.
В.И. Порядкова.