Что ожидает экономику РФ: дальнейшее замедление темпов или плавный рост?

06:08, 11 июль 2025
22
0

Россия оказалась в точке «турбулентности», выйти из которой на устойчивую траекторию экономического развития невозможно без проведения назревших структурных реформ. Примечательно, что эту давным-давно уже ставшую очевидной экономистам мысль наконец-то начали осознавать и в правительстве. Да и то не все. Если министр экономики Максим Решетников видит охлаждение экономики «на грани перехода к рецессии», то глава Банка России Эльвира Набиуллина — всего лишь «выход из перегрева».

Что ожидает экономику РФ: дальнейшее замедление темпов или плавный рост?

«Мы наблюдаем ощутимое замедление темпов роста экономики. Оно связано с исчерпанием возможностей модели роста 2023—2024 годов и с действиями ЦБ и минфина, направленными на замедление высокой инфляции. Дискуссия о состоянии экономики между руководителями экономического блока на ПМЭФ — показатель обострения проблемы», — сказала «Правде» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

Экономика вошла в полосу тревожных вызовов, требующих усилий, воли и времени.

— Из тревожных сигналов, во-первых, это высокая стоимость денег. Центральный банк держит ключевую ставку на очень высоком уровне. Недавнее символическое снижение на 1% по сути ничего не меняет. При таких условиях становится сложно обслуживать долги, а ведь практически все компании кредитуются. Ещё сложнее становится инвестировать в основные фонды — это очень дорого, и срок возврата инвестиций значительно увеличивается. В результате встаёт вопрос: а есть ли вообще смысл инвестировать?

Вторая проблема — дефицит квалифицированных кадров. Это стало очевидным уже пару лет назад. Особенно не хватает специалистов, востребованных в промышленности.

Следующий момент — рынок сбыта. Даже при развитии импортозамещения всё равно необходим рынок, значительно превышающий объём внутреннего спроса. Населения России недостаточно, чтобы обеспечить окупаемость всей производимой продукции. А значит, нужно выходить на экспортные рынки. Это задача непростая — на них придётся конкурировать с западными странами и азиатскими производителями», — сообщил «Правде» доцент кафедры мировой экономики экономического факультета РУДН Владимир Григорьев.

Некоторые эксперты полагают, что спад экономике пока не грозит, хотя ситуация и довольно хрупкая.

«Пока данные говорят в пользу продолжения роста экономики в этом году, хотя и значительно более медленными темпами, чем в 2023—2024 годах, и более низкими темпами, чем предполагает апрельский прогноз Минэкономики (2,5%). По итогам года рецессии не ожидается, хотя с учётом уже случившегося сокращения ВВП в первом квартале 2025 года по отношению к предыдущему кварталу с коррекцией на сезонность нельзя исключить внутригодовую техническую рецессию (последовательное снижение ВВП к предыдущему кварталу в течение двух кварталов). Однако риски связаны с очень неоднородной динамикой экономической активности по отраслям (в ряде из них уже идёт спад, другие пока чувствуют себя вполне неплохо). Позитивным фактом здесь можно считать всё более явное замедление инфляции. Это позволило ЦБ начать снижение ключевой ставки в июне. Мы полагаем: если инфляция не начнёт снова расти, ЦБ будет готов продолжить снижение ключевой ставки во втором полугодии 2025 года и в 2026 году, что со временем позволит экономике «вздохнуть свободнее», — добавила Ольга Беленькая.

Впрочем, далеко не все эксперты настроены столь же оптимистично. Если всё пустить на самотёк, то экономический спад станет неизбежен.

«Структурные проблемы, копившиеся годами, никуда не делись. Потребительский спрос остаётся слабым на фоне стагнации реальных доходов населения. Долговая нагрузка бизнеса и граждан находится вблизи исторических максимумов. Инвестиционная активность подавлена геополитической неопределённостью и высокими рисками. Сырьевая зависимость экономики по-прежнему носит критический характер. В этих условиях наша экономика замерла в точке бифуркации — между вялым восстановлением и затяжной стагнацией. С одной стороны, беспрецедентные по масштабу меры господдержки экономики в острой фазе кризиса 2022—2023 годов помогли абсорбировать первый санкционный удар и избежать неконтролируемого обвала. С другой стороны, фундаментальные уязвимости никуда не делись — это и сверхвысокая зависимость от сырьевого экспорта, и хроническое технологическое отставание», — сообщил «Правде» экономист Роман Синицын.

Михаил ЕВСТИГНЕЕВ, газета «Правда»



Комментарии (0)
Добавить