НЕРАВНЫЙ БОЙ ФЕРМЕРОВ САДЫКОВЫХ
Если верить официальным заявлениям первых лиц государства, развитие крестьянско-фермерского движения определено, как одно из приоритетных в области агропромышленного комплекса нашей страны. Но слова словами, а дела… Дела у подавляющего большинства российских фермеров обстоят, мягко говоря, неважнецки. Зачастую, вместо столь необходимой от государства помощи, люди, умеющие и желающие работать на земле, получают «удар под дых» в виде множества административных препонов, чиновничьей волокиты, а порой и откровенной травли со стороны власти. Пример тому – история фермеров Садыковых из Вахонинского сельского поселения Конаковского района Тверской области.
Из «неудобья» - в многопрофильное хозяйство
Несколько лет назад коренные жители Верхневолжья Татьяна Ивановна и Геннадий Хамитович Садыковы взяли в долгосрочную аренду на территории Вахонинского сельского поселения 14 гектаров земли, чтобы организовать КФХ - крестьянско-фермерское хозяйство. Выделенный участок был отнюдь не подарком – прошедшие два десятилетия убийственного «реформирования» отечественного агропрома не прошли бесследно. Бывшие совхозные угодья практически полностью покрывали бурные заросли березняка и кустарника. В земле обнаружилось большое количество камней, занесённых в результате неправильной технологии удобрения. Также на участке зияли несколько глубоких ям-карьеров. Всё кругом надо было приводить в порядок, и супруги Садыковы (кстати, имеющие колоссальный опыт работы в мелиорации) «закатали» рукава. И за короткий срок бывшее «неудобье» стало не узнать: все ямы заровняли, на месте березняка появилось окультуренное поле, огород для агрономических опытов, еловый питомник, необходимые сельскохозяйственные постройки. Основным направлением работы КФХ стало выращивание элитных сортов картофеля, овощей и злаков. А вообще, хозяйство на удивление многофункционально: наряду с картофелем его руководители и специалисты занялись мелиорацией и окультуриванием залежных земель и заброшенных полей, производством плодородной почвы, перегноя и компоста. Одним из профилей КФХ Садыковых является содействие таким же, как они фермерам, а также личным подсобным хозяйствам и дачникам в обеспечении плодородия земли, в завозе в зимнее время органики на поля. Поэтому производство у Садыковых - практически безотходное. В дело идёт всё: овощи, зерно и корма – на продажу, отходы (ботва и солома) – на перегной. Часть земли для сельскохозяйственных нужд не подходила, и поэтому фермеры запланировали использовать её под водоёмы для орошения полей, а в перспективе – создания прудов для разведения рыбы и водоплавающей птицы.
КФХ Садыковых можно назвать преуспевающим. Здесь на постоянной основе трудятся 25 местных жителей - это механизаторы, водители, агрономы, инженеры. Все получают достойную зарплату. Стоит ли говорить, какое социальное значение это имеет для забытого богом и властью российского села, где проблема безработицы стоит крайне остро? Работники КФХ обеспечены горячим питанием: для них ежедневно работает кухня-столовая и другие бытовые помещения. Транспортный парк Садыковых насчитывает 10 тракторов и 10 единиц спецавтотехники, плюс несколько «Камазов» для доставки плодородной почвы заказчикам. Причём технику фермеры на протяжении нескольких лет использовали не только для своих нужд, но и оказывали существенную, а зачастую и безвозмездную, помощь Вахонинскому сельскому поселению в ремонте дорог, благоустройстве улиц, реконструкции старинного храма. Казалось, властям предержащим только бы радоваться соседству с Садыковыми! Но…
Кто мутит воду в «Белом озере»
Набирающему обороты крестьянско-фермерскому хозяйству его глава – Татьяна Ивановна Садыкова, придумала поэтичное название – «Белое озеро». Хозяйство могло шириться и развиваться дальше, но для этого катастрофически не хватало земли. На 14 гектарах много не вырастишь, а желание трудиться на земле велико. Тем более, что заброшенных полей и всяческих «неудобий» вокруг – пруд пруди. Их, в силу специфики хозяйства, «Белому озеру» даже интересно было бы разработать, только бы дали! Но, как вспоминает Татьяна Ивановна, всякий раз, когда у фермеров возникало желание взять в долгосрочную аренду тот или иной участок, местные чиновники давали отказы, обоснованность которых вызывает сомнения.
А, начиная с 2012 год, власть устроила для фермеров настоящий административный террор! На КФХ, словно из рога изобилия, посыпались многочисленные проверки со стороны контролирующих органов Конаковского района и Тверской области. Первая из них состоялась в мае 2012-го. Проверяющие пояснили, что основанием для их визита послужила жалоба от жителей близлежащих населённых пунктов, что будто Садыковы занимаются на арендованной земле добычей торфа и песка. Впрочем, претензии указанные в письме оказались надуманными и при проверках подтверждения не нашли, если не брать в расчёт несколько небольших недочётов, никак не связанных с незаконной добычей полезных ископаемых. Однако даже за эти мелочи на главу КФХ Татьяну Садыкову были составлены протоколы и наложены штрафы в десятки тысяч рублей.
Будучи законопослушными гражданами, Садыковы оплатили все штрафы, тем более, что бороться за свои права в суде у фермеров времени не хватало: впереди ждала посевная. Но вскоре они поняли, сколь опрометчивым было это решение. Спустя год с небольшим КФХ снова принялись «кошмарить» по полной программе. Формальной причиной чиновничьих «наездов» опять стали некие «коллективные письма», якобы от лица местного населения (как полагают Садыковы, их сочиняла одна враждебно настроенная к фермерам поселковая депутатша, подписывая под «челобитными» своих родственников и друзей). В письмах указывалось, что Садыковыми «осуществляется добыча общераспространённых полезных ископаемых без лицензии на пользование недрами». И вот, в августе 2013 года к Садыковым нагрянула бравая команда при погонах и удостоверениях под предводительством Тверского природоохранного прокурора. Фермеры вспоминают, что проверяющих было человек двенадцать, они долго ходили по владениям КФХ, ища, к чему бы придраться. Участок был идеальным, но возвращаться домой с пустыми руками столь представительной делегации, по-видимому, не хотелось. И, в итоге, кое-что нашлось! Потирая ладони от радости, члены комиссии сообщили владельцам «Белого озера», что часть земельного участка засорена порубочными остатками и древесной корой.
Садыковы не скрывают, что порубочные остатки действительно были, но это вовсе не мусор, как указала в протоколе комиссия. Фермеры специально складировали отходы древесины на отдельном участке, где они перегнивали, после чего использовались, как натуральное органическое удобрение. Так что, абсурдность выявленных «нарушений» очевидна. Более того, из документов, составленных по результатам проведённой проверки, Садыковы с недоумением узнали, что на их участке обнаружились две ямы глубиной 1,7 и 2 метра. «Ничего такого у нас и в помине не было, эти ямы – только на бумаге. Фальсификация со стороны должностных лиц очевидна!», - с негодованием утверждает Татьяна Садыкова. И ей можно верить, поскольку на отсутствие ям указано в протоколе осмотра территории, подписанном представителем Россельхознадзора Е. А. Киселёвым.
30 октября 2013 года иск Тверской природоохранной прокуратуры был удовлетворён Конаковским городским судом, несмотря на то, что Садыковы бились за правду, как могли. На фермеров вновь были наложены солидные штрафы. Недели через три после суда последовала новая проверка: на сей раз со стороны Россельхознадзора и новый штраф – четыре тысячи рублей. Была ещё и новая угроза: расторгнуть договор на аренду земли в судебном порядке.
Садыковы жалуются, что с мая 2013 г. они не могут получить в администрации Вахонинского поселения ГПЗУ – градостроительный план земельного участка (поговаривают, что дело «тормозится» по личному указанию главы поселения В. П. Федосеева). А без плана невозможно получить разрешение на строительство прудов и бытовых построек в границах участка для производства сельскохозяйственных работ. Из-за отсутствия этого важного документа фермеры не смогут начать заниматься своей профильной деятельностью, проще говоря – работать!
Садыковы устали теряться в догадках и пожимать плечами, ища ответа на вопрос: почему же местное руководство, которое ещё вчера «кланялось в пояс» фермерам, благодаря за оказываемую Вахонинскому поселению помощь, вдруг повернулось к ним спиной, а любезные улыбки на лицах чиновничьей братии сменил «волчий оскал»? Кто объяснит: чем провинились перед властью честные труженики села? Кто разгадает тайну: чего добиваются преследователи, «прессуя» фермеров самым наглым образом? Их слёз? Мольбы о пощаде? Взяток? Или кто-то попросту хочет выжить Садыковых с земли, которую они несколько лет поливали своим потом? Возможно, именно этот таинственный «кто-то» и стоит за спинами чиновников и сотрудников контролирующих органов, используя их в качестве марионеток. Садыковы всерьёз опасаются, что помимо административного давления неизвестные силы могут использовать в борьбе против них и криминал. Тем более, подобное ранее уже случалось. Татьяна Садыкова рассказала, что в самом начале становления КФХ на её мужа было совершено настоящее покушение: злоумышленники подкараулили Геннадия и попытались его застрелить. Фермер получил четыре ранения и лишь чудом остался жив…
Недавно до Садыковых дошла информация, что землю у них хотят окончательно отобрать. Причём, предлог вполне благовиден: руководство Конаковского района решило, мол, выделить этот участок под строительство жилья для многодетных семей. Но насчёт столь благородных порывов возникают большие сомнения. И вот по какой причине. Специфика близко расположенного к Московской области Конаковского района такова, что земля здесь – это очень выгодный спекулятивный товар, которым начали торговать направо и налево ещё в «лихие 90-е». С тех пор Конаковский край начали активно осваивать москвичи, в основном – из числа «новых русских». На живописных берегах Волги, словно грибы после дождя, стали расти навороченные особняки нуворишей, а бывшие земли сельхозназначения Конаковского района были переданы под строительство города для миллионеров «Большое Завидово». А земле, где в советское время колосились рожь и овёс, появилось громадное поле для игры в гольф.
Вполне вероятно, что в реальности облагороженный Садыковыми участок присмотрел в качестве лакомого куска какой-нибудь делец от земельного бизнеса, рассчитывающий нагреть карман на продаже его очередному «богатенькому Буратино», которому не хватило места под солнцем в «Большом Завидово». И можно легко представить, что вместо сельхозугодий здесь вскоре появится респектабельная усадьба в стиле «модерн». Как и положено, с вычурным бассейном, громадным гаражом, заполненным «крутыми» иномарками, и собственным маленьким полем для игры в гольф.
Последняя партия надежды
Такая перспектива Садыковых, разумеется, не устраивала, и они решили продолжить поиски справедливости в коридорах региональной власти. В августе этого года Татьяна Садыкова побывала на приёме у заместителя председателя Правительства Тверской области Алексея Чернышова, который пообещал, что поручит областному министру сельского хозяйства поехать к фермерам и на месте разобраться в ситуации. В «Белом озере» спокойно вздохнули: наконец-то всё встанет на свои места. Но не тут-то было.
В конце августа этого года к Садыковым действительно приехал министр сельского хозяйства Тверской области Павел Мигулёв. Только вот конструктивного диалога, увы, не получилось. «В категоричной форме Мигулёв дал понять, что он зря тратит своё драгоценное время из-за каких-то 14 гектаров земли, эти объёмы не показательны, что ему не интересны ни наши планы, ни наши проблемы. Он потребовал предъявить путевые листы и зарплатную ведомость, а напоследок пригрозил прислать комиссию и отобрать землю, которую мы, якобы, используем не по назначению», - возмущается Татьяна Садыкова.
После такой резкой отповеди из уст крупного областного начальника руки у любого человека могли бы опуститься. Но не в характере Садыковых сдаваться без боя, даже если этот бой придётся вести с высокопоставленными чиновниками регионального Правительства. Правда, в такой битве необходимо серьёзное подкрепление. Отчаявшись найти понимание у властных верхов, фермеры обратились за поддержкой к оппозиционной силе – Коммунистической партии Российской Федерации. «КПРФ – наша последняя надежда», - вздыхают Садыковы. На призыв о помощи коммунисты отреагировали оперативно: депутат Государственной Думы от Тверской области Вадим Георгиевич Соловьёв направил официальные запросы в ряд соответствующих инстанций, привлек к изучению ситуации партийных юристов. А первый секретарь Тверского областного комитета КПРФ, председатель фракции КПРФ в региональном Законодательном Собрании Людмила Фёдоровна Воробьёва в течение года несколько раз побывала у вахонинских фермеров, чтобы детально разобраться в происходящем.
- По отношению к Садыковыми творится настоящий произвол, - даёт жёсткую оценку действиям тверских чиновников Л. Ф. Воробьёва. – И это на фоне того, что ситуация в сельском хозяйстве региона, мягко говоря, непростая. У свиней – чума, у коров – лейкоз. Под нож отправлены тысячи голов скота. Многим крупным хозяйствам приходится перепрофилировать свою деятельность, им нужна серьёзная помощь. А уж людям, которые в столь непростой период отважились встать на путь фермерства, должен быть дан зелёный свет во всём. Однако перед нами случай, когда фермерам не просто не помогают, а бьют по рукам. Самое печальное, что палки в колёса вставляет губернская власть, которая в первую очередь должна быть заинтересована в развитии подобных сельхозпредприятий на территории области. Какими намерениями руководствуются чиновники, «воюя» против Садыковых, непонятно. В любом случае, КПРФ задействует все необходимые ресурсы, чтобы отстоять попранные права фермеров.