МЫ ЭТОЙ ПАМЯТИ ВЕРНЫ!

14:54, 12 декабрь 2014
2 050
0
Приближается 73-я годовщина освобождения Калинина от немецко-фашистских захватчиков. Военная операция, проведенная в Калинине 16 декабря 1941 года, стала одной из первых побед советских воинов на фронтах Великой Отечественной войны. В этот исторический не только для Твери, но и для всей России день мы должны вспомнить события тех далёких и суровых лет.

14 октября 1941 г. в г. Калинин ворвались фашисты. Два месяца шли ожесточенные бои за каждый клочок земли. По-настоящему освобождение Калинина началось в ночь на 5-е декабря, когда советские войска предприняли общее наступление по всему фронту Московской битвы.
Освобождение г. Калинина от немецко-фашистских захватчиков сыграло большую роль в развенчании мифа о непобедимости гитлеровской армии. Наступательная операция проводилась силами 31-й армии. Тогда, в страшном 41-ом году, когда наша армия терпела поражения, это было действительно большим и радостным событием для советских граждан. 

Рассказывает очевидец оккупации и освобождения Калинина, подполковник в отставке, председатель клуба ветеранов Вооруженных Сил "Вымпел" Владимир Николаевич Митрофанов.

- В те дни я был 8-летним мальчишкой. Но два события мне запомнились особенно отчётливо: воины 5-ой стрелковой дивизии занимали позиции вместе с нашими ополченцами в Первомайской роще, в районе Борихино поле. Это невероятно отважные люди, которые боролись с фашистами до последней пули, до последней капли крови. Ярко запомнился и случай, когда токарь механического завода бросила работу и отправилась на помощь нашим ополченцам. Вынесла из боя 20 тяжело раненых солдат. 
К моменту прихода гитлеровцев в город Калинин наша семья в составе пяти человек - мать, я и младшие мои брат и две сестренки - проживали в деревне Борихино (ныне ул. Борихино). Ютились мы в обычной деревенской баньке Брагиных. Мне шел восьмой год.

Южнее Борихина красноармейцы занимали оборону. Каждый солдат готовил для себя отдельный окоп, в который укладывались патроны и гранаты, тощие вещмешки. Одежда у солдат была еще летняя. Линия обороны проходила между Борихиным и селом Никольским, от Мигалова в сторону Желтикова. 

Когда немцы захватили город, два месяца наша семья прожила в одном доме с оккупантами. Вначале появились у нас три немецких солдата, возможно, офицеры. Один из них говорил по-русски. Осмотрев дом, он сообщил матери, что в передней части дома будут жить солдаты, а наша семья должна перебраться в меньшую часть дома. Вскоре явились и воины вермахта. В серо-зеленых шинелях, с винтовками и автоматами, с банками типа термосов на поясах и ранцами. Холодные и злые, громко топая сапогами, они сразу же взялись растапливать русскую печь. Внимательно перетрясли имеющиеся в доме вещи. Нужное делили между собой. С особой радостью примеряли на себя теплую одежду, валенки. 

Оккупацию нашего города, улицу, на которой мне довелось жить в одном доме с немцами, я вспоминаю часто. По сей день с холодом в душе вспоминаю, как в Первомайской роще - уже после возвращения наших - я набрел на яму, в которой лежали зверски истерзанные наши патриоты - девушки и юноши, мои земляки, казненные немецко-фашистскими захватчиками. Вспоминаю лежащие в руинах драмтеатр, филармонию, родную фабрику «Пролетарка», разрушенный город. И, конечно, до конца своих дней с великой благодарностью буду помнить приход красноармейцев-освободителей, их доброту и ласку к нам, детям войны. 

Мы с большой радостью встретили наших освободителей. Красноармейцы поросились к нам в дом и разместились завтракать в той же комнате, где жили немцы. На радостях мать предложила одному солдату набрать миску огурцов (соленых), которые хранились в подполе. Помню: глиняную миску солдат поставил на стол и, разжевывая огурец, сказал, что в подполе тикают часы. Завтрак красноармейцев был нарушен. Командир дал команду всем покинуть дом, а одного солдата послал в подпол искать часы. Как выяснилось, это была мина замедленного действия. Спасли всех нас материна доброта, огурцы и командирская находчивость...

Благодаря тем, кто отважно оборонял Калинин, немец не прошёл ни на Москву, ни на другие крупные города. Впоследствии я долго изучал историю борьбы за Калинин, читал воспоминания офицеров, общался с участниками боевых действий. Даже после прибытия 190-го полка соотношение сил определялось примерно один к десяти в пользу немцев. Если учесть, что у наших войск не было в это время ни авиации, ни танковой поддержки, станет понятным, почему на пятые сутки непрерывных боев за Калинин дивизия оставила город. Но бойцы и командиры знали: защищая каждый вершок пространства под Калинином, они выигрывали целые километры его для обороны Москвы. И не будет преувеличением сказать, что в том числе и с берегов Волги начался долгий и тяжелый путь к Берлину.
Комментарии (0)
Добавить
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив