Что стало со знаменитым Конаковским фаянсовым заводом
Наверняка, у многих из нас дома есть хоть один образец продукции Конаковского фаянсового завода. Переверните тарелку или чашку вверх дном и посмотрите, нет ли случайно там клейма с аббревиатурой «ЗиК» (завод им. Калинина)? К сожалению, сегодня от этого некогда мощного предприятия остались одни руины, на которые невозможно смотреть без слёз.
Немного истории. Конаковский фаянсовый завод был основан в 1809 году Ф. Х. Бриннером в селе Кузнецово Тверской губернии (ныне — г. Конаково Тверской области). С первых дней существования завод славился своей высококачественной продукцией. Вскоре его выкупил аптекарь А. Я. Ауэрбах (1796-1846). Фабрика стала получать заказы императорской фамилии. В 1870 году завод был выкуплен предпринимателем и заводчиком Матвеем Кузнецовым, который также занимался фарфоровым производством. Фамилия Кузнецова и название села — случайное совпадение. Оно было названо так еще до появления там фаянсового завода, по имевшимся там кузнечным мастерским. В 1889 году завод вошёл в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова». Ассортимент стремительно расширялся, завод стал производить помимо фарфора еще фаянс и майолику. Продукция была самой разнообразной: от сантехники до сервизов.
В 1918 году предприятие было национализировано, но выпуск продукции, разработанной мастерами фаянса во времена владения ею М. С. Кузнецовым, не прекратился. 8 сентября 1923 года заводу присваивается имя М.И. Калинина, а в 1929 году по просьбам трудящихся село Кузнецово переименовывают в Конаково.
В советское время Конаковский ордена Трудового Красного Знамени фаянсовый завод имени М.И. Калинина был одним из наиболее крупных и широко известных керамических предприятий в нашей стране. Его продукция - разнообразная фаянсовая и майоликовая посуда, скульптура малых форм с успехом демонстрировалась на отечественных и зарубежных выставках, массово использовалась в быту, для украшения квартир и общественных интерьеров. Завод выпускал более ста тринадцати миллионов штук изделий в год и насчитывал в своем коллективе около пяти тысяч человек. Предприятие создало мощную инфраструктуру для своих работников: были построены многоквартирные дома, детский сад…
В начале 90-х состоялось возвращение завода в лоно капитализма.В 1992 году по решению Тверского комитета по управлению имуществом было создано акционерное общество открытого типа «Конаковский фаянсовый завод». В 1996 году предприятие стало именоваться ОАО «Конаковский фаянсовый завод».Под новыми названиями стала невостребованной некогда славная торговая марка, пошёл спад производства. К 1997 году объемы производства ЗиК снизились в три раза. Многое из того, что в советское время казалось простым и само собой разумеющимся, с наступлением рыночных времен оказалось для завода непреодолимым препятствием. Например, расходы по содержанию социальной сферы, которую Конаковский завод, как градообразующее предприятие, имел немалую, оказались буквально разорительными. Кроме того, начались перебои с поставкой основного сырья — специальной белой глины, которую везли из Украины. Более дешевое сырье нашли в России, но оно оказалось и менее качественным, что немедленно сказалось на спросе — конаковские тарелки перестали покупать. «Но, безусловно, основным фактором распада был человеческий, — писала в 2005 году тверская журналистка Мария Орлова. — Ведь если бы завод хотели спасти, его бы спасли. Можно было бы договориться и с поставщиками с Украины, и наладить систему сбыта. В основе всех таких историй всегда лежит неумелый или нечистоплотный менеджмент».
К концу 90-х уникальность, вековые традиции и высокий художественный уровень ЗиК соседствовали с устаревшим, изношенным оборудованием и безденежьем. На тот момент основным акционером предприятия был Валерий Газаров, директором завода был назначен человек Газарова Андрей Губа.Пытаясь спасти неуклонно падающий спрос, новые собственники приступили к выпуску низкокачественных реплик как собственных наиболее удачных произведений прошлых лет, так и знаменитых изделий других марок. Однако и это не помогло — объемы продаж и выпуска продукции продолжали катастрофически падать. В 2001 году начались массовые сокращения и задержки зарплаты. Спустя ещё четыре года завод оказался фактически банкротом. Единственным ликвидным активом, на котором стоял завод, оставалась земля, на которой он стоит — 18,65 гектаров на берегу реки в центре Конаково. Оборудование к тому времени уже растащили, офисы управления сдали в аренду, и даже уникальные заводские цеха — краснокирпичные корпуса, типичный образец «промышленного модерна» рубежа XIX — XX веков, площадью более 100 тыс. кв. метров — как оказалось, никого не интересовали. Разве что на предмет снести их и построить здесь многоэтажные дома или коттеджи для «новых русских».
С 2001 года работники перестали получать заработную плату, накопились большие долги. Газаровым было принято решение о продаже завода. Все активы завода были поделены между несколькими фирмами: ООО «Связьинвест», некоммерческое партнёрство «Межрегиональное правовое управление», ООО «Торговый дом» Конаковский фаянсовый завод». Их оценили и выставили на торги.
В мае 2007 года здесь было уже 315 сотрудников. А сейчас - лишь несколько человек под заказ занимаются выпуском штучной продукции. Эти люди и их «производство» ютятся в разрушенных помещениях теперь уже бывшего Фаянсового завода. Они изо всех сил пытаются сохранить хоть часть былого производства, забрав себе несколько старых форм, а также не изменившиеся за 200 лет технологии ручного изготовления, росписи и обжига фаянса. Каталог их продукции можно найти на сайте компании «Конаковский фаянс». В 2013 году телекомпания «Мир» посвятила их деятельности специальный сюжет, в котором со свойственным государственному телевидению оптимизмом назвала это возрождением производства Кузнецовского завода. И правда, на немногочисленных изделиях, выполненных из старых форм, нынешние энтузиасты по-прежнему ставят знаменитое клеймо ЗиК…
Основные же цеха предприятия разрушены, в них работают «старатели», которые свинчивают всё, что может «пригодиться в хозяйстве». Нет даже окон. Не заделаны проломы в стенах, через которые выносилось оборудование. На месте поточных линий «Тюрингия», гордости завода, сегодня пустота. Исчезли все конвейеры. В цехе обжига - тьма, мусор, полное отсутствие оборудования. Кое-где умудрились выковырять даже рельсы для вагонеток. Красный уголок с уникальной художественной росписью стен разгромлен.
Закрытие завода стало, без сомнений, самой серьезной коллективной травмой для конаковчан. Они до сих пор не оправились от нее. О заводе имени Калинина здесь говорят по сей день так, словно он продолжает работать. Выставка конаковского фаянса в местной библиотеке никогда не пустует — бывшие художники, работавшие на росписи конаковской посуды, приходят сюда на встречи со своими коллегами. В любом разговоре с местными старожилами беседа рано или поздно свернет к судьбе фаянсового завода – эта кровоточащая рана в их сердцах не зарастатает. Люди чувствуют себя обманутыми, ограбленными и униженными из-за той участи, которой был подвергнут завод, где работали несколько поколений жителей города Конаково.
Увы, надежды на восстановление завода в условиях либерально-рыночной системы призрачны. Лишь в антикризисной программе КПРФ, являющейся манифестом построения в России обновлённого социализма, предусмотрены меры по реанимированию подобных предприятий. В сентябре этого года каждый сможет выбрать, по какому пути пойдёт дальше наша страна
Дмитрий Фисенко
Комментарии (0)
Добавить