Тверские коммунисты побеждают в суде
14 мая Тверской обком КПРФ посетили сотрудники Центрального отдела полиции УМВД России по городу Твери. Они принудили секретаря обкома, депутата областного Законодательного собрания Артёма Гончарова проследовать с ними для дачи объяснений по поводу его призывов в сети интернет участвовать в несанкционированном публичном мероприятии в Твери 1 мая.
Он объяснил, что не призывал никого участвовать в несанкционированном публичном мероприятии 1 мая, поскольку в этот день коммунисты возлагали цветы к памятникам Карла Маркса и В.И. Ленина. Это не является одной из форм публичных мероприятий, предусмотренных федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (№54-ФЗ).
Тогда сотрудники полиции предъявили Артёму Гончарову обвинение в совершении административного правонарушения в виде организации несанкционированного шествия 1 мая. Никаких доказательств его вины они при этом не представили. Гончаров потребовал присутствия защитника, и составление протокола о совершении им правонарушения было отложено.
Попытка привлечь депутата-коммуниста к административной ответственности напрямую связана с тем, что городские власти не согласовали КПРФ проведение митинга 1 мая. 19 апреля Артём Гончаров от имени Тверского обкома партии направил в администрацию уведомление о проведении 1 мая с 11.00 до 12.30 митинга численностью до 300 участников в сквере у памятника М.Е. Салтыкову-Щедрину. 20 апреля заместитель главы администрации Олег Антонов в своём ответе отказал в согласовании митинга, сославшись на сложную эпидемиологическую обстановку.
Отказ в проведении митинга был обжалован Гончаровым: было подано административное исковое заявление в Центральный районный суд города Твери. Здесь тоже всё было непросто, потому что канцелярия суда не принимала исковые заявления, ссылаясь на эпидемию. Поэтому иск в суд Гончаров направил 27 апреля по почте заказным письмом с уведомлением о вручении адресату с описью вложения.
Проверив электронную систему отслеживания корреспонденции «Почты России», Гончаров установил, что 28 апреля направленный им иск поступил в суд.
29 и 30 апреля он звонил в канцелярию суда, однако так и не получил подтверждения того, что его иск поступил. Только 6 мая судейские чиновники сообщили о том, что заседание по рассмотрению иска назначено на 13 мая, добавив, что иск поступил в суд якобы лишь 4 мая, и это противоречит данным «Почты России».
13 мая состоялось заседание суда, признавшего незаконным отказ администрации в согласовании митинга 1 мая. Несвоевременное рассмотрение иска Гончарова в суде привело к тому, что вместо проведения согласованного митинга коммунисты вынуждены были ограничиться возложением цветов к памятникам основоположникам марксизма-ленинизма.
В пункте 4 постановления пленума Верховного суда РФ от 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» указано, что административные дела об оспаривании отказа в согласовании проведения публичного мероприятия подлежат рассмотрению в максимально короткие сроки, позволяющие принять решение до дня проведения публичного мероприятия (часть 4 статьи 226 КАС РФ).
То есть суды обязаны принимать решения по данной категории дел до дня проведения заявленного публичного мероприятия, с тем чтобы организатор имел возможность в случае необходимости изменить время и место его проведения. Таким образом, решение администрации о несогласовании митинга 1 мая могло и должно было быть признано судом незаконным ещё до проведения митинга, а сама акция могла и должна была быть проведена в виде согласованного публичного мероприятия.
Следовательно, попытки привлечения сотрудниками полиции к административной ответственности участников возложения цветов к памятникам К. Маркса и В.И. Ленина в Твери 1 мая стали возможными из-за нарушений законодательства о публичных мероприятиях администрацией, а также по вине самого суда, затянувшего рассмотрение.
Несмотря на решение о незаконности несогласования проведения митинга, полицейские продолжили свои попытки привлечь к административной ответственности Артёма Гончарова. Они составили в отношении него протокол о совершении им административного правонарушения в виде участия в несанкционированном публичном мероприятии — митинге 1 мая.
8 июля тот же Центральный районный суд города Твери рассмотрел представленные полицией протокол и приложенные материалы и прекратил административное производство за отсутствием вины Гончарова, поскольку не усмотрел никаких признаков проведения митинга 1 мая.
Следует отметить активную и смелую позицию самого Артёма Гончарова и его защитника Александра Широкова как в ходе досудебного административного производства, так и в самом суде. Они убедительно представили доказательства невиновности Гончарова и незаконности попыток полиции привлечь его к административной ответственности.
Александр Широков и ранее зарекомендовал себя как грамотный юрист, умело защищавший права граждан на свободное выражение своего волеизъявления. Он, в частности, сумел вопреки позиции областной администрации доказать незаконность воспрепятствования проведению одиночных пикетов на территории Тверской области.
Следует отметить, что благодаря активной позиции, занимаемой областным комитетом КПРФ, в Тверской области с помощью решений местных судов коммунисты в течение последних нескольких месяцев добились права провести и успешно провели публичные мероприятия в Западной Двине, Вышнем Волочке и Бологом, невзирая на ссылки местных чиновников на сложную санитарно-эпидемиологическую ситуацию и устные рекомендации сотрудников Роспотребнадзора.
Приобретённый опыт позволяет тверским коммунистам уверенно вступить в агитационный период, когда от встреч с избирателями во многом будет зависеть успех кампании этого года по выборам как депутатов Государственной думы, так и губернатора Тверской области, депутатов областного Законодательного собрания и представительных органов ряда муниципальных образований.