Сергей Обухов: На украденные у нас Западом золотовалютные резервы можно было решить все социальные проблемы

09:42, 26 май 2022
339
0

Вместе с массовым уходом крупных иностранных производителей с российского рынка, у нас в стране с новой силой актуализировался вопрос импортозамещения. Причем, как выясняется, оно необходимо в подавляющем большинстве отраслей нашей промышленности и сельского хозяйства.  Хотя данный вопрос и обсуждается в правительстве с 2014 года, но, по сути, до сих пор все так и осталось на словах. 

Своим мнением о программе импортозамещения, влиянии экономических санкций, укреплении курса рубля и политике ЦБ РФ, в интервью нашему порталу поделился депутат Государственной Думы, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Павлович Обухов.

— Сергей Павлович, буквально на днях мэр Москвы Сергей Собянин сделал очередное громкое заявление о том, что на перешедшем в государственную собственность заводе компании «Рено» теперь будут собирать автомобили марки «Москвич». Насколько, по Вашему мнению, мы сегодня готовы к возрождению собственной промышленности и какие факторы все еще этому мешают?

— Да, вы правы. То, что вместо импортозамещения у нас всё это время было больше болтовни и пиара, на днях подтвердил даже сенатор Андрей Клишас – один из главных разработчиков различных резонансных законопроектов для нынешней власти. Можно высказывать претензии конечно и ему лично, почему он молчал при бодрых отчетах по импортозамещению в Совете Федерации, в том числе от министра промышленности и торговли Мантурова?  Но это вопрос скорее риторический.

В отличие от сенатора Клишаса, КПРФ не молчала и не молчит. Напомню, именно фракция КПРФ добилась принятия законов о промышленной политике и стратегическом планировании и постоянно настаивала на их практической реализации, в том числе и программ                     по импортозамещению.

Помните, в интернете была такая шутка про сдохшую лошадь, с которой нужно просто слезть. И вместо того, чтобы слезть с бюрократической лошади проваленных проектов, мы начинаем её пинать и устраивать мероприятия по оживлению сдохших лошадей. Нынешний кабинет министров, государственный аппарат, просто не способны по природе своей выдать позитивный результат, когда речь идёт о таких масштабных задачах. Ну, хорошо хоть честно заговорили о проблемах. За последние дни удивили не только сенатор Клишас с его диагнозом провала импортозамещения, но и калининградский губернатор Алиханов, который обнаружил проблемы в строительной отрасли из-за спецоперации. И, наконец, сам министр транспорта РФ Савельев, вдруг увидевший слом всей логистики страны из-за наложенных западных санкций.

Хорошо, что перестают наши чиновники сами себе врать. Но этого мало. Сегодня многие еще полагаются на варианты смягчения санкций: серые схемы импорта привычных решений, опции китайских аналогов, но все это дохлый номер.

Пока реально не будет развернуто государственное стратегическое планирование, четко и ясно определены технологические и промышленные платформы, на которых будет проводиться это самое импортозамещение, ничего не сдвинется с мертвой точки. Плюсом к этому необходим надлежащий парламентский и общественный контроль за бюрократическим аппаратом, который скорее пока нацелен лишь на «бумажное импортозамещение».

Вот опять же, посмотрим на тот пример, который вы упомянули. «Москвич» вместо «Рено». Звучит красиво. Но что будет на деле? Скорее всего, это будет отверточная сборка из китайских комплектующих. Можно ли это назвать импортозамещением? Опять же вопрос риторический.

Скажите, о чём тут можно говорить вообще, когда у нас ещё в прошлом году, до всяких санкций, останавливалось производство на «АвтоВАЗе» из-за нехватки импортных запчастей? Кстати, наряду с импортозамещением надо больше вводить в оборот и понятие национализация. Молодцы тверские коммунисты, которые первые поставили вопрос, например, о национализации Конаковской ГРЭС.

Импортозамещение – не просто красивое слово и не волшебное заклинание. От того, что мы будем бесконечно его повторять, оно не заработает. За этим должна стоять колоссальная работа государства, чиновников. Особые условия для развития отраслей, действительно серьёзные льготы по кредитованию, активное стимулирование со стороны государства по стратегически важным отраслям, выделение бюджетных средств, контроль за их распределением. Но где всё это? У нас даже в нашей главной жизненно важной сфере – нефтедобыче, сохраняется большая зависимость от импортного оборудования. И это при всех уверениях, что здесь чуть ли не на 90% проведено импортозамещение. А представляете, что в других сферах?

Хорошо, что сделан шаг к признанию: с 2014 года вместо реального импортозамещения нам строили «потёмкинские деревни». Делали красивые отчёты и относили их начальству, которое, в свою очередь, показывало их своему начальству. KPI выполнены, все довольны, никто ни за что не отвечает, можно и дальше пинать балду. Сейчас правительство пожинает плоды такого отношения. Посмотрим, будут ли сделаны кадровые и организационно-программные выводы из этой тяжелой ситуации.

 

— Фракция КПРФ в ГД проголосовала против нового назначения Эльвиры Набиуллиной на пост председателя ЦБ РФ.  Считаете ли вы, что денежно-кредитная политика ЦБ РФ не соответствует той ситуации и тем задачам, которые стоят перед российской экономикой? Что кардинально нужно менять?

— О том, что не так с Эльвирой Набиуллиной и с нашим Центробанком, фракция КПРФ, и я как депутат Госдумы, высказывались уже неоднократно. После санкций 2014 года группа депутатов фракции КПРФ даже направляла специальное обращение главе ЦБ с требованием реальной работы в интересах развития производства и принятия мер по сбережению наших золотовалютных резервов. В ответ, на встрече первый зампред ЦБ РФ предложил тогда депутатам-коммунистам лишь одну идею: «а давайте будем закладывать в резервы не столько золото, сколько зерно». Правда, тут же выяснилось, что с элеваторами в России проблема. Ну и продолжили системные либералы скупать «американские фантики» на наши нефтегазовые доходы.

В общем, тут тоже ничего нового не скажу. Мы все увидели к чему привела политика либерального блока партии власти по формированию «безразмерной кубышки» на Западе.

Есть азбучные истины о нормативах необходимости международных резервов для обеспечения экспортно-импортных операций. По объемам российской экономики расчет был известен – не больше 300 млрд. долларов. А остальные средства — в экономику страны и социальную сферу. Зачем хранили и накапливали более 600 млрд.?

В общем, долгие годы наши либералы под лозунгом «русским денег не надо», придумав пресловутое «бюджетное правило», откладывали золотовалютные резервы на «чёрный день». Причём хранили их, конечно же, за рубежом — в гособлигациях США, в британских и американских банках.  Ну, а когда «чёрный день» наступил, половину этих резервов у нас отобрали, и уже вовсю идут разговоры о том, чтобы передать их Украине. Сегодня уточненная цифра — более 392 млрд. долларов наших ЗВР, по сути, украли! Понимаете? Это невероятная сумма. Для понимания, в нынешних ценах все затраты на предвоенную ленинско-сталинскую модернизацию страны составляли 1 трлн. долларов. На выведенные либералами и украденные у нас Западом средства можно было построить новую экономику и решить вопиющие социальные проблемы!

Но это, хоть и наиболее серьёзная, но только одна из многочисленных претензий к госпоже Набиуллиной. Посмотрите на ключевую ставку ЦБ. Совсем недавно ещё была установлена на уровне 20%, помните? Сейчас, конечно, уже снизили до 14%, но это всё ещё очень высокий уровень. Никакое экономическое развитие внутри страны с такими дорогими деньгами просто невозможно. А это сейчас жизненно важно. Должны открываться предприятия, развиваться промышленность, расти производства. Как это всё будет происходить?

Другая претензия – монополизация банковского сектора, которая все последние годы шла ускоренными темпами как раз при попустительстве Эльвиры Сахипзадовны. Несколько крупнейших банков сейчас, по сути, делят между собой подавляющую долю рынка банковских услуг. В таких условиях тот же «Сбербанк», например, может себе позволить безнаказанно кидать своих клиентов-ипотечников, что они не так давно продемонстрировали. А чего им бояться? Половина рынка ипотеки у них в кармане. Более того, это имеет последствия и с точки зрения экономической безопасности страны. Вот наложили сейчас санкции на наши несколько самых больших системообразующих банков, и всё, у нас уже большие проблемы. Вся отрасль под ударом.

Ну и нужно понимать самое главное: Центробанк – не «сферический конь в вакууме». Его работа должна быть подчинена целям общего экономического развития страны. Нельзя сводить весь функционал этого ведомства к таргетированию инфляции и регулированию курса рубля. Мы должны смотреть на всё комплексно и, исходя из этого, определять задачи для ЦБ. Как мне кажется, все эти годы развитие экономики страны для Центрального банка приоритетом не было.

 

— В течение последних месяцев курс рубля показывал сверхвысокую волатильность, падая до исторических максимумов и снова укрепляясь до показателей чуть ли не пятилетней давности. Для простого обывателя укрепление курса национальной валюты, безусловно, является важным психологическим фактором.  Но в реальности все обстоит несколько иначе. Насколько, на Ваш взгляд, действия ЦБ РФ относительно валютного регулирования оправданы и не приведет ли укрепление курса рубля вместе со снижением валютной выручки основными сырьевыми экспортерами из-за водимых санкций к появлению серьезного дефицита в бюджете страны?

— Да, крепкий рубль – действительно неплохо с точки зрения психологии и формирования рационального экономического поведения различных хозяйственных субъектов и населения. Вроде бы и на практике для простых людей это должно быть неплохое подспорье. Цены на импортные товары станут для них ниже. Но пока это снижение не очень ощутимо. Да, можно говорить о том, что курс во многом сейчас искусственный. Некоторые публицисты даже говорят, что после заявления Байдена о том, что он добился курса по 200 руб. за доллар, для наших властей стало делом чести «утереть нос вашингтонскому старцу». Вот, якобы поэтому, и падает «зеленый» уже ниже 60 руб.

Хотя объективные причины здесь понятны. Хорошо, что перекрыли, как настаивала КПРФ, каналы утечки капитала. Плюс санкции создали серьезные ограничения на использование валюты – ее негде тратить, падает импорт. Плюс рост цен на энергоносители привел к тому, что положительное сальдо счета текущих операций России за январь-апрель выросло до 95,8 млрд. долларов, что почти в четыре раза выше, чем за тот же период 2021 года. Эксперты Bloomberg по итогам 2022 года прогнозируют рост профицита счета России не в четыре, а в два раза. Хотя и это очень много. Но, все же реальный курс мы с вами увидим, когда ослабнут жесткие ограничения на покупку валюты для обычных граждан. В СНГ россияне сегодня покупают доллар по 70-80 руб. Ясно, что в России его по официальному курсу 57 руб. не купишь.

Согласен с вами, есть другая сторона этой монеты – падение доходов бюджета от экспортной выручки. Можно ли это пережить? В теории – да, но вот на практике… Это же «элитка» наша должна поумерить свои аппетиты и начать делиться с людьми, снизить свою «норму отката» в экономике. В конце прошлого года ВШЭ провела исследование, в котором оценила, например, примерную сумму взяток на госзакупках в 6,6 трлн. рублей в год. Умопомрачительные, запредельные цифры! И что, вы думаете, сейчас они от этой доли пирога так просто откажутся?

Тут всё та же самая история с импортозамещением. Я не уверен, что эта система сможет справиться с проблемой выпадающих доходов бюджета. Поэтому, вероятно, что рубль всё-таки упадёт, когда задача «утереть нос Байдену» отступит перед задачей балансировки бюджета за счет курса рубля.

Вот простые расчеты: бюджет РФ был сверстан и принят Госдумой с прогнозом цены на нефть в 62,2 USD за баррель нефти и курсе рубля в 72,7. Таким образом, планируемая стоимость барреля нефти в рублях была 62,2*72,7= 4 521 рублей в бюджете. Что имеем сейчас? Даже с учетом дисконта к мировым ценам на 20-30 долларов за бочку наша нефть идет по 80 долларов. Правда идет падение добычи. В общем, после несложных расчетов можно понять, что комфортный курс для бюджета около 60 руб.

В такой ситуации вполне можно пойти на двухуровневый валютный курс. Пусть, например, Газпромбанк, куда стекается валютная выручка за энергоресурсы, продает валюту на бирже другим банкам для общего импорта чуть дороже – пусть по 65-70 руб. А для закупки импортного оборудования, например, японских или западноевропейских станков для целей нашей реиндустриализации и импортозамещения, с большим дисконтом. Думаю, это предложение КПРФ с радостью воспримут и производственники в Тверской области. Ведь известно, что издержки «серых схем» и новой логистики теперь очень высоки.

Понятно, что когда КПРФ предлагает в своих «20 неотложных мерах для преображения России» конкретные предложения по коренному изменению финансово-экономической политики, в том числе по курсу рубля, то его укрепление – не самоцель. Ключевые цели здесь — развитие экономики, реального производства и рост доходов населения.

 

Алексей Шляков специально для «Тверь 24»

Комментарии (0)
Добавить