На грош пятаков не наменяют. Почему повышение НДС может только навредить?
Снова возвращаемся к больной теме повышения налога на добавленную стоимость (НДС), так как правительство в своём желании ободрать граждан как липку проявляет поистине маниакальное упорство.
Почему это не сработает и почему ожидаемые властями ручейки денег из наших карманов не сольются в полноводный поток и не наполнят бюджет государства? Давайте посмотрим вместе.
В новейшей истории России НДС дважды снижался. В 1993 году на фоне экономической катастрофы в стране ставка налога была радикально урезана с 28% до 20%. Даже ельцинское правительство смогло до этого додуматься. Следующее снижение — с 20% до 18% — состоялось в 2004 году, а в какой-то момент даже обсуждалась возможность полной отмены НДС и введения налога с продаж. Но не сбылось...
Цикл повышения НДС начался в 2018 году, когда ставка вернулась к 20%. Тогда правительство обосновало эту меру необходимостью финансировать «майские указы» президента и повысить финансирование образования и медицины. Всё для нашего с вами блага конечно же.
Ну и как, сработало? Если слушать чиновничьи самоотчёты, то всё отлично. Но вот заключения Счётной палаты, которые она давала на проекты законов о бюджете, говорят о том, что никакого резкого роста расходов на образование и медицину не случилось, а с 2023 года в реальном выражении они начали сокращаться. То, что не сработало как надо в мирное время, по убеждению правительства должно быть успешно осуществлено в период СВО. И они это серьёзно?
Далее. Для производителя рост ставки с 20% до 22% означает увеличение налогового платежа на 10%, а это весьма чувствительно. Здесь и мы с вами, и наше правительство имеем все шансы познакомиться с таким замечательным явлением, как «эффект Лаффера», названным по фамилии описавшего его американского экономиста.
Как это будет? Российские предприятия и так сегодня работают на грани рентабельности. Чтобы сразу не разориться, им придётся включать налог в цену товара, а также сократить капиталовложения в своё развитие. В результате их конкурентоспособность будет падать: товар стоит дороже, но лучше при этом не становится. Отсюда падение продаж, ну а там недалеко и до закрытия, а вместе с ним и полного прекращения налоговых отчислений. Вот мы и узнали, в чём заключается «эффект Лаффера»: чрезмерное увеличение налогов приводит к сокращению налогооблагаемой базы.
С чего это в России вдруг проявится эффект имени «чикагского мальчика» Артура Лаффера? Что ж, давайте посмотрим. За последнее время покупательная способность населения получила ряд чувствительных ударов. В июле состоялось драконовское повышение тарифов на услуги ЖКХ. Существенно выросли цены на топливо, которые влияют на конечную стоимость большинства товаров. И вдруг оказалось, что граждане страны стали меньше ходить в магазины.
Вот недавно опубликованные результаты исследования на эту тему. По данным Focus Technologies, в январе — августе текущего года Mall Index (количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в магазинах России в годовом выражении сократился на 3%. По отдельным категориям снижение составило: одежда и обувь — 5%, парфюмерия и косметика — 6%, продукты — 8%, электроника и бытовая техника — 9%, товары для дома и ремонта — 18%.
Это значит, что ещё до повышения НДС, а вместе с ним и роста цен на товары покупатели уже отказались от части трат. Пока в первую очередь от тех, которые являются желательными, но «не горят»: косметический ремонт в квартире подождёт, старая стиральная машина скрипит, но ещё поработает, да и ботинки пока «каши не просят». Но обвал спроса на товары для дома и ремонта уже сегодня привёл к сокращению загрузки мощностей производителей мебели и стройматериалов.
Что дальше? Заработает тот самый «эффект Лаффера»: вынужденный отказ даже от необходимых покупок, а вместе с ним и закрытие разорившихся предприятий, продукция которых подорожала из-за повышения НДС и её перестали покупать.
Но правительство РФ твёрдо намерено попытаться наменять на грош пятаков, то есть поднять НДС.
Михаил КОСТРИКОВ, газета "Правда"