Свобода для губернаторов
|
Проект закона о праве субъектов РФ решать самим, проводить у себя прямые выборы губернаторов или избирать их голосованием регионального парламента, прошел вчера в Госдуме первое чтение. Главная интрига заключается в том, появятся ли в нем ко второму чтению некие общие условия, в соответствии с которыми регионам можно будет принимать то или иное решение, либо им предоставят свободу выбора. Представители думских партий в мнениях по этому поводу не сошлись. Как выяснила «НГ», универсальные критерии региональной специфики еще разрабатываются. Продолжительных споров этот законопроект вчера в Госдуме не вызвал. Ведь изначально под ним стояли подписи представителей всех политических партий. Как объяснил «НГ» зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов, это стало результатом серьезных кулуарных консультаций. После получения определенного рода информации о ситуации в некоторых регионах, подчеркнул депутат, «стало понятно, к чему там могут привести прямые выборы». Поэтому после дежурных докладов и нескольких вопросов подавляющее большинство нижней палаты одобрило документ в первом чтении. Напомним, что идея разрешить отдельным субъектам РФ выходить из общего порядка выборов региональных начальников прямым голосованием населения впервые прозвучала 13 декабря прошлого года – на встрече Владимира Путина с Советом российских законодателей. Таким образом, уже через два месяца после того, как недавно возвращенные прямые выборы губернаторов прошли в первых пяти регионах, от других поступило предложение их не проводить. Инициативу перед президентом озвучил спикер парламента Северной Осетии Алексей Мачнев. Причем тогда сложилось впечатление, что этот его экспромт был четко продуманной домашней заготовкой. Потому что когда в середине декабря в Госдуме появился соответствующий законопроект, он полностью совпадал с тезисами регионального парламентария. Предполагалось, что субъект РФ может пойти по процедуре избрания руководителя через голосование в парламенте. Возможность выдвигать кандидатов получили партии, представленные в данном конкретном регионе, а также в Госдуме. Каждая из партий должна направить президенту не менее трех соискателей, тот отберет из них троих, одного из которых Заксобрание данного субъекта РФ и должно утвердить. Когда Путин поддержал регионалов на заседании Совета законодателей, а также на своей пресс-конференции 20 декабря, он постоянно проводил такую основную мысль: в России есть такие территории, где так называемая титульная нация пребывает в меньшинстве, а стало быть, на прямых выборах своего представителя она никогда не изберет. Есть и такие регионы, где на статус титульных претендует вообще несколько больших этнических групп. В общем, чтобы не раскалывать субъекты РФ, подчеркнул президент, надо найти формулу, которая не сделает процедуру избрания их руководителей поводом для такого раскола. При этом Путин вполне определенно дал понять, а на пресс-конференции подчеркнул, что вовсе не является сторонником полной отмены прямых губернаторских выборов. Поэтому он высказался против того, чтобы исключения становились правилами, чтобы все регионы отказывались от голосования граждан, но в то же время и правила чтобы не становились вредной догмой. Короче говоря, по его словам, «это весьма сложная задача – выработать такую универсальную формулу поведения и решения проблемы приведения к власти руководителей субъектов, которая была бы приемлема для всех». Однако в том законопроекте, который прошел вчера первое чтение, ничего похожего на такую универсальную формулу нет. Если, конечно, не считать прямое разрешение субъектам РФ своим законом отменить прямые выборы, заменив их на парламентское утверждение кандидата в губернаторы. Впрочем, в заключение профильного комитета по конституционному законодательству написано, что тот «полагает возможным» ко второму чтению установить некие общие условия выхода региона из общего правового поля страны. Правда, зампред комитета от ЛДПР Сергей Иванов, скажем, уверен, что передача этого вопроса на уровень регионального законодательства и есть та самая универсальная формула. И больше ничего не будет: субъект РФ выберет либо тот, либо другой вариант. Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев не исключил, что в качестве универсального критерия могут быть введены «просьбы трудящихся». Юмористическое отношение коммунистов, как стало понятно, связано с тем, что и нынешние прямые выборы губернаторов они таковыми не считают. «Если бы они были по-настоящему прямыми, то наверное, за их сохранение стоило бы подраться. И так мы не видим большой разницы между назначением руководителя региона через голосование его жителей или того же назначения, но по решению парламентариев». На просьбу «НГ» порассуждать, что же все-таки может появиться в тексте закона ко второму чтению, Соловьев, уточнив, что никаких предварительных решений еще нет, предположил: «Может быть, что-то вроде тяжелой социально-экономической ситуации, какие-нибудь угрозы безопасности граждан, может быть, высокая безработица – короче говоря, некие общие слова». Потому что, полагает коммунист, формулировка должна быть гибкой – иначе трудно будет объяснить, почему в двух соседних регионах принимаются различные решения по выборам губернаторов. Зампред фракции СР Михаил Емельянов подтвердил, что работа по выработке
формулировок еще идет и результатов ее пока нет. По его мнению, есть два
возможных способа решения проблемы: выбор регионов должен проходить или после
консультаций с каким-то федеральным органом, например с Советом Федерации, или
по четкому механизму. Однако полномочия СФ, прописанные в Конституции, этого
прямо не предполагают. А создания главного условия работы механизма – его
универсальности – пока никак у депутатов не получается. |
Правда, Владимир Плигин вчера несколько раз обмолвился, что регионам, возможно, будет дано лишь право записать в своих законах соответствующие нормы. А вот окончательные решения о замене прямых выборов на непрямые, видимо, должен принимать президент страны.
Иван Родин
http://www.ng.ru/politics/2013-01-24/1_gubernatory.html