Законодательство о выборах в РФ будет скорректировано осенью
Осенью, как удалось выяснить «НГ», Государственная Дума займется пересмотром избирательного законодательства. Некоторые его нормы активно обсуждаются на уровне администрации президента, которая подведет итоги кампании через пару месяцев после ее окончания. Вероятно, самые одиозные нормы закона о выборах будут серьезно подкорректированы. Например, думские партии грозят телеканалам штрафами за нарушение закона о выборах.
В Кремле всерьез обсуждают отмену муниципального фильтра и возвращение избирательных партийных блоков. Эксперты говорят о провале политической реформы и опасности недооценки властью происходящего в стране.
Участники гонки и эксперты, однако, уже подводят итоги кампании (в общем, предсказуемые) – с законодательной точки зрения.
Источник в Госдуме, близкий к администрации президента, сообщил «НГ», что в Кремле готовы пересмотреть нормы нынешнего законодательства о выборах: «Всем сторонам избирательного процесса – и партиям, и наблюдателям, и законодателям нужно садиться за парту и начинать об этом говорить: где и каким образом мы можем улучшить нашу избирательную систему». По словам другого информированного источника, в Кремле активно обсуждают варианты отказа от некоторых спорных законодательных норм. Речь идет о муниципальном фильтре и возможном возвращении партийных блоков: «Сейчас идет очень серьезная работа по изменению либо вообще отмене так называемого муниципального фильтра, потому что он оказался рискованным политическим активом. Об этом свидетельствует критика, которую развернули в его адрес оппозиционные силы».
Правоту источника подтверждает глава Центра политической информации Алексей Мухин: «Критика оппозиции, похоже, справедлива. Фильтр – пятое колесо в телеге: слишком часто он превращается в орудие административного воздействия». Вопрос о восстановлении избирательных блоков, добавил эксперт, действительно прорабатывается в администрации президента, «но решение его отложено на позднюю осень».
Думская оппозиция откладывать проблему в долгий ящик не намерена. Уже в начале сессии, как выяснила «НГ», на Охотном Ряду рассмотрят свежие инициативы коммунистов и эсэров, недовольных тем, как прошла кампания. Главная претензия думской оппозиции – неравномерное освещение деятельности кандидатов в телеэфире. Как рассказал «НГ» глава юрслужбы КПРФ, зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству Вадим Соловьев, государственные телеканалы полностью игнорируют закон, где сказано о равенстве участников гонки: «Электронные СМИ обязаны выделять кандидатам время в период наибольшего охвата аудитории. Нас выпускают в эфир тогда, когда телевизор никто не смотрит. А в регионах, как правило, либо вообще никаких каналов не выделяется, либо нас отправляют на какое-нибудь кабельное телевидение, которое никто не замечает». Из ФЗ № 67: «Предоставляемое эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию».
Вторая претензия коммунистов касается запрета на критику оппонентов в телеэфире – за рамками дебатов. «Раньше таких ограничений не было, – напоминает Соловьев. – Нельзя было лишь переходить на оскорбления. Норма эта была введена с подачи «Единой России».
«Справедливая Россия» готова поддержать коммунистов – в партии работают над поправкой, вводящей для телекомпаний штрафы за несоблюдение 67-го закона. Депутат Госдумы от СР, первый зампредседателя комитета ГД по конституционному законодательству Александр Агеев предлагает ввести за однократное нарушение закона отлучение от освещения выборов на год, если оно повторится – на пять лет. Он не опасается, что телеканалы вздохнут с облегчением: «Сейчас все сражаются за контент, за содержание программ, и они никогда не откажутся от освещения главной новости – выборов, поскольку это чревато потерей аудитории и имиджа».
Во вторник, на первом же заседании, Дума рассмотрит законопроект председателя комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Андрея Клишаса. Он предлагает вдвое уменьшить количество депутатов, избираемых в заксобрания по партийным спискам: норму в 50% сократить до 25%. Что означает зеленый свет для одномандатников. Иначе говоря, власть готова признать – на региональном уровне реформа не срабатывает и нуждается в срочной корректировке.
Претензии к выборам участников кампании и наблюдателей выглядят достаточно серьезными. Речь идет о пробуксовке важнейшей части политической реформы – избирательного процесса. Люди все острее чувствуют, что их держат за дурачков, готовых съесть любую лапшу телеканалов. Власть ведет себя так, словно Интернета не существует, как было в старые добрые советские времена. Количество граждан, отстраненных от участия в полноценной избирательной процедуре, растет. Какая часть электората оказалась бы не у дел, если бы Сергей Собянин не принял волевого решения помочь Алексею Навальному участвовать в гонке? 20%? Почему в этом случае действует не институт выборов, не закон, а личная добрая воля одного из участников процесса?
Недавнее заявление президента Владимира Путина о сокращении расходов на социальные нужды прозвучало в разгар избирательной кампании. Насколько готова власть столкнуться с недовольством ее ядерного электората – бюджетозависимого населения? Граждан призывают затянуть пояса в тот момент, когда им отказано в полноценном участии в избирательном процессе. Пока хватает денежных вливаний в этот сектор, люди не задумываются о необходимости поправить власть путем собственного участия в ее формировании. Ситуация меняется, когда пустеет кошелек. Гражданам хочется вмешаться в дела тех, кто за их спиной решает их судьбу. Самый простой и легитимный способ сделать это – выборы руководства: муниципалитета, мэра, губернатора, депутата, президента. И если процедура не чиста, если результат под сомнением, возникает надобность не в латании дыр, а в полноценном реформировании политической карты страны.
Дело уже не в избирательном законодательстве, считает глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский: «Сегодня реформа приносит пользу только среднему звену политических операторов, политических технологов, – этакому политическому, управленческому плебсу. Появляются фильтры, и вокруг них выстроился целый бизнес. Появился новый закон о партиях, который был бы актуален еще пять лет назад, и полностью попал в руки коммерсантов, которые клепают эти партии, продают их, перепродают… Разве это можно назвать политической реформой?»
Россия очень нуждается в переменах, уверен Павловский: «Но для начала мы нуждаемся в свободных дебатах в СМИ, включая электронные медиа, в которых, мы знаем, сейчас никаких дебатов нет. Здесь логика та же, что и у реформы в крупных корпорациях, – там, чтобы не разрушить корпоративную солидарность, стараются в этот процесс вовлекать сотрудников. Реформа не должна падать на головы населения сверху, как кирпич». Нынешнюю реформу, замечает эксперт, все время корректируют, «вносят огромное количество запасных тормозов, воздушных подушек и всяких ограничителей, которые делают эти реформы чем-то значительно более запутанным, чем ситуация прежней управляемой демократии. Получается управляемый плюрализм, у которого нет никаких бенефициаров, кроме той же самой бюрократии».
Глава Института современного развития Игорь Юргенс напоминает, что если в Москве, где запас прочности Сергея Собянина позволял минимально или вообще не включать административный ресурс, то в других регионах дело обстояло гораздо хуже: «Снимали «Гражданскую платформу» Прохорова, жестко поступали в отношении других оппозиционных кандидатов… Следует отменить муниципальный фильтр и разрешить блоки – мы же все-таки развитая страна. Почему венгры, поляки, болгары и монголы ничего подобного давно не имеют, а у нас население в глазах власти – все какая-то паства неразумная. Сколько можно? Вполне мы созрели, нормальная европейская страна, можем без всяких фильтров обойтись и, безусловно, по желанию прошедших регистрацию».
Особенно это важно сегодня, замечает эксперт: «Все социальные выплаты смыло в Приморье и в Хабаровске. Посмотрим, что будет с зарплатами учителей, врачей, даже с пресловутым оборонным заказом. Внутри общества требуется установить баланс, а не диктовать людям, как им жить».
Из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан...»
Ст. 51 «Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на телевидении и радио», п. 2: «Общероссийские и региональные государственные организации телерадиовещания обязаны предоставлять эфирное время, указанное в пункте 1 настоящей статьи, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации на выборах в федеральные органы государственной власти... Региональные государственные организации телерадиовещания обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации на выборах в органы государственной власти субъектов РФ... Муниципальные организации телерадиовещания обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения предвыборной агитации на выборах в органы местного самоуправления. Предоставляемое эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле- и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию».
Александра Самарина
http://www.ng.ru/politics/2013-09-06/1_vybory.html
Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.
Александра Самарина
http://www.ng.ru/politics/2013-09-06/1_vybory.html
Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.
Комментарии (0)
Добавить