Решения КС должны исполняться по сути
Год назад Конституционный суд постановил, что ряд норм законодательства о митингах не вполне соотносится с Конституцией, и потребовал их изменения. Это решение КС до сих пор не выполнено – соответствующие поправки зависли в Госдуме на стадии второго чтения. По данным «НГ», из-за некоторых противоречий между Минюстом и кремлевской администрацией. Впрочем, министр юстиции Александр Коновалов на днях заявил, что теперь постановления КС правительством исполняются максимально оперативно. Эксперты считают, что этого недостаточно, и настаивают на более четкой исполнительной процедуре.
Как сообщил «НГ» глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев, в ближайшее время будет проведен анализ законодательства, связанный с исполнением решений КС РФ, и Компартия скорее всего выступит с законодательной инициативой о более жестких рамках этой процедуры. Депутат считает, что многочисленные проволочки в этой работе, которые допускает исполнительная власть, а главное, содержание выходящих из-под пера кабинета министров поправок требуют незамедлительного наведения порядка. Между тем на коллегии Минюста, подводившей итоги работы ведомства в 2013 году, его глава Александр Коновалов заявил, что год этот стал переломным именно с точки зрения исполнительской дисциплины правительства перед Конституционным судом. По его словам, впервые количество постановлений КС РФ, по которым уже появились законы, превысило те из них, на которые законодатель еще не отреагировал. Коновалов даже назвал кое-какие цифры: Минюст занимался аж 99 законопроектами, так вот 36 из них уже приняты и подписаны президентом. А вот в 2012 году таковых было всего-то 16. Впрочем, министр не стал скрывать, что оставшиеся 66 потенциальных законов, вытекающих из решений КС РФ, все еще находятся на рассмотрении Госдумы. Среди них, например, проект закона о внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях и законодательство о массовых мероприятиях. «Драконовские» изменения в них были сделаны летом 2012 года – сразу же после беспорядков 6 мая на Болотной площади. Когда началось их применение на практике, пошли жалобы в суды, в том числе и Конституционный. Он 14 февраля 2013 года и вынес свое решение, кстати, официально считающееся реакцией на обращения оппозиционера Эдуарда Лимонова. И вот оно до сих пор так и не превратилось в действующий закон. Сначала правительство на протяжении полугода вчитывалось в документы суда, потом четыре месяца в правительственные разработки вчитывалась уже Госдума, хотя перед первым чтением тратить столько времени никакой нужды не было. Наконец, 13 декабря 2013-го первое чтение состоялось, на подготовку второго был отведен всего месяц. Однако до конца февраля оно не произойдет.
Корреспонденту «НГ», попытавшемуся выяснить судьбу законопроекта в профильном комитете ГД по конституционному законодательству и госстроительству, дали понять, что говорить о более или менее близкой дате пока не стоит. Как удалось установить, мнение здесь такое: никакой спешки с данным законом нет, а потому процесс вялотекущий вполне допустим. По данным думских источников «НГ», у депутатов действительно нет повода спешить – ведь противоречия по окончательному тексту проекта разрешают между собой тот же Минюст и администрация президента. Когда они найдут согласие, тогда и пойдет парламентская работа по оформлению достигнутых главными законодателями страны соглашений. Впрочем, зампред профильного комитета ГД от КПРФ Вадим Соловьев предположил, что скорее всего пауза связана с Олимпиадой: «Пока она не закончилась, решено никакие острые вопросы на публику не выносить, а вот сразу после Олимпиады все и будет принято».
Напомним, что по горячим следам «болотных» беспорядков Дума резко подняла штрафы за участие в несанкционированных акциях, приравняла к ним всякого рода «прогулки» и «оккупаи», ввела санкции за агитацию в пользу неразрешенных митингов, а их организаторам, наказанным за нарушение закона, запретила выступать заявителями новых мероприятий. Также было введено понятие зон, где нельзя проводить пикеты, шествия и т.п., а региональным властям было предписано создавать у себя специальные «гайд-парки» – резервации для недовольных и несогласных. Зз запрет выступать заявителем после очередного штрафа и зацепился Эдуард Лимонов, подготовивший иск в КС. Суд постановил, что эта норма вполне допустима, но указал, что неприемлемой является нижняя планка штрафа для граждан в 10 тыс. руб. Запретил суд также назначать обязательные работы за нарушения митингового законодательства, которые не привели к имущественному ущербу и не нанесли вреда гражданам, а просто были формальными. В постановлении КС были и другие либеральности.
Часть его указаний правительство в своем законопроекте выполнило, но часть почему-то изложило совсем коряво. Таким образом проинтерпретировав решение КС, которое, между прочим, является окончательным и обжалованию не подлежит. В свою очередь, Госдума – а из-за ее спины Главное правовое управление президента – подвергла эту интерпретацию критике, предложив в ответ свою. В общем, если кому-то из действующих юристов захочется на ночь глядя развлечься, то ему стоит почитать правительственный законопроект в совокупности с заключением профильного комитета нижней палаты и экспертизой ее Правового управления. Для обычных же граждан, конечно, более важным является тот факт, что многие важные законы уже год являются неконституционными, но при этом применяются и полицией, отлавливающей митингующих, и судами, которые назначают им наказания. Не менее важно, что правительство, громко докладывающее – решения КС стали исполняться оперативнее, несколько искажает действительность. Потому что честнее было бы сказать, что законы по этим решениям быстрее готовятся.
Соловьев уверен, что без соответствующих изменений законодательства ситуация не перестанет быть фиктивной: «Как минимум надо записать в самом законе о КС, что интерпретация его постановлений должна согласовываться с ним, а вообще-то, возможно, нужно вести речь о специальном законе. Может быть, даже и конституционном». Депутат из «Справедливой России» Дмитрий Горовцов также считает, что КС можно дать право обязательной визы: «Сейчас, например, никто не может предложить поправку в Уголовный кодекс, не получив заключения от Верховного суда. Можно было бы и Конституционному давать отзыв на подготовленный закон, следующий из его решения». Оба думца считают более важным жестко установить не столько временные рамки претворения в жизнь решений КС, сколько требования к их содержанию. Горовцов напомнил, что неплохо было бы предусмотреть и какое-то более реальное наказание тем, кто не спешит выполнить указание главного суда страны.
Судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова, впрочем, напомнила «НГ», что ранее у КС было право самому определять процедуру исполнения своего решения в самом решении. За возвращение этого правила она и выступает. Подчеркивая при этом, что в Конституции и так написано – решение КС о неконституционности акта означает, что он утрачивает силу.
По мнению Морщаковой, следственным органам надо заниматься не созданием «пустых» дел, а проведением хотя бы доследственных проверок по фактам неисполнения решения любого суда, в том числе и Конституционного. Санкции за это, заявила она, есть и в КоАПе, и в УК.
Впрочем, пока правоохранительные органы этим не занимаются, согласилась эксперт, гражданам придется заниматься отстаиванием в судах своих прав по причине применения властями давно признанных неконституционными законов.