Обращение депутатов-коммунистов
Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Нарышкину С.Е.
О возбуждении парламентского расследования
Настоящее обращение подготовлено группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 27.12.2005 № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в целях проведения парламентского расследования результатов деятельности бывшего министра обороны Российской Федерации Сердюкова А.Э.
Основанием для такого расследования являются ставшие известными депутатам Государственной Думы РФ многочисленные факты грубого нарушения финансовой дисциплины, выразившиеся в неэффективном расходовании средств федерального бюджета и противоправном распоряжении федеральной собственностью (п.4 ч.1 ст. 4 Федерального закона).
Так, по сведениям «mosmonitor.ru», «…летом 2010 года город-курорт Анапа, рассмотрев обращение министра обороны Анатолия Сердюкова, передал на военные нужды Минобороны более 9,2 тыс. кв. м. земли. Осенью того же года недвижимость была передана ГУП «Окружной материальный склад Московского округа Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны», а впоследствии приватизирована и реализована за 110 млн. рублей. По оценкам независимых экспертов, коммерческая стоимость данного объекта на момент продажи в действительности составляла 167 млн. рублей. По заказу гр. В.Пузикова, женатого на сестре экс-министра Сердюкова, на этом участке возводится элитный жилой комплекс». Территориальным управлением Росимущества данный участок через суд истребуется из чужого незаконного владения (http://mosmonitor.ru/news/realtyarestovana_92_ga_zemli_puzikovyih_v_prigorode_anapyi ).
В августе 2013 года в средствах массовой информации появились сведения о том, что Минобороны намерено через суд вернуть один из своих объектов, который был признан непрофильным и продан при бывшем министре обороны Сердюкове. Речь идет о базе по заправке кораблей Северного флота. Соответствующий иск Минобороны России подало в Арбитражный суд Московской области. В нем военное ведомство обратилось к ОАО «Окружной материальный склад Московского округа ВВС и ПВО» (ОАО «ОМС») и ООО «Коммандит Сервис» с требованием о признании недействительным заключенного между ответчиками договора купли-продажи 12 объектов нефтеперевалочного комплекса. База досталась ООО «Командит Сервис» за 455 млн. руб., что, по мнению представителей Главной военной прокуратуры, оказалось на 240 млн. руб. ниже рыночной стоимости (kommersant.ru›doc/2261232).
В августе 2013 года военная прокуратура выявила факт незаконной сдачи Министерством обороны в аренду лесных угодий Брянской области для добычи полезных ископаемых. В феврале 1993 года администрация Дятьковского района Брянской области передала Минобороны в бессрочное пользование лесной участок площадью 473 га. Сначала эта площадь использовалась ведомством в качестве полигона для бронетехники, но позже участок оказался заброшен, и им заинтересовалось ООО «Мальцевское карьероуправление». Руководство компании обратилось к главе ведомства, и 24 мая 2011 г. Анатолий Сердюков издал указ № 764, в котором сообщалось о сдаче в аренду половины участка. Военное ведомство не уполномочено распоряжаться земельными участками по своему усмотрению, а потому сделка подобного рода не может считаться законной. Этот участок, являясь федеральной собственностью, должен был перейти в лесной фонд. Однако, после совершения сделки «Мальцевское карьероуправление» занялось разработкой недр, а попутно – вырубкой леса и продажей древесины. За два года было вырублено почти 10 тысяч кубометров ели и сосны. При этом, конечно, о сохранении почвы в надлежащем состоянии никто и не думал. Ущерб, нанесенный предпринимателями вырубкой леса и порчей почвы, оценивается в более чем 725 миллионов рублей (http://www.gudok.ru/sociaty/?ID=961690).
В августе 2013 года Генпрокуратура провела проверку по факту незаконной продажи в 2011-2012 годах ДИО Минобороны леса и «генеральского озера» в районе поселка Нахабино Красногорского района Подмосковья. По сведению департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, в 1999 году Истринский лесхоз передал территориальному управлению лесного хозяйства Минобороны 2634 га угодий, которые войска использовали как полигон для испытания укреплений. В 2011 году эта войсковая часть попала под сокращение, и леса, как следствие, должны были вернуться под юрисдикцию Рослесхоза. Однако Сердюков объявил о продаже с аукциона 23 лесных участков бывшего полигона. В итоге в 2011 году одна часть лесных угодий была продана за 959 млн. руб., другая – за 739 млн. руб., между тем их рыночная цена составляла 1,8 млрд. и 1,7 млрд. руб. соответственно. Годом позже на продажу был выставлен лесной участок около 50 га вместе с так называемым «генеральским озером». Лес с озером достался покупателю за 1,3 млрд. руб. при рыночной оценке 2,3 млрд. руб. Часть из этих денег так и не дошла до федеральной казны (http://www.kommersant.ru/doc/2228859).
В ходе журналистских расследований вскрыт еще один адрес проживания экс-министра обороны Анатолия Сердюкова: улица Косыгина, 67 (район Раменки, ЗАО). Редакция портала «РБК-Недвижимости» выяснила, что по этому адресу за каменным забором на охраняемом участке площадью более 15 тыс. кв. м. в окружении деревьев находится двухэтажный особняк. Его площадь составляет около 1100 кв. м. По оценкам специалистов, стоимость особняка составляет 25-30 млн. долларов США (http://realty.rbc.ru/news/13/12/2012/562949985323272.shtml).
В ноябре 2013 года Министерство обороны вернуло себе часть недвижимости, распроданной при Анатолии Сердюкове. Речь идет о четырех исторических зданиях в Москве. Последние три года они принадлежали одной из коммерческих компаний, владельцем которой в то время был друг Сердюкова. В частности им были приобретены здания 31-го института на Смоленском бульваре, здание Главного управления обустройства войск, расположенное в Большом Предтеченском переулке, и еще два здания: одно расположено в Московской области, другое в Москве, которые ранее принадлежали «Военторгу» и окружному материальному складу. Общая стоимость зданий 2,7 млрд. руб. (http://www.ntv.ru/novosti/728160/).
Российские СМИ сообщили о махинациях с автопарком Генерального штаба. Речь идет о трех многомиллиардных контрактах Министерства обороны С ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр» на обслуживание 560 единиц автомобилей, среди которых как иномарки класса люкс, так и военные «КамАЗы». В среднем аренда одного автомобиля обходилась министерству в 6 миллионов 100 рублей в год, что в 2-3 раза превышает стоимость автомобиля среднего класса. Эксперты считают, что таким договором бюджету нанесен ущерб в один миллиард рублей (http://www.profi-forex.org/novosti-rossii/entry1008165836.html).
Сердюков, будучи главой ведомства, поручил построить за счет госбюджета дорогу до базы отдыха «Житное». При этом все работы велись солдатами-срочниками. Ущерб от этой «операции» составил 56 млн. рублей. Агентство РБК daily в публикации от 15.11.2013 сообщает также о финансовых вложениях Министерства обороны в саму эту базу отдыха, принадлежавшую родственнику Сердюкова. При этом Сердюков объяснил служебной необходимостью участие военных в строительстве этой базы. Он, якобы, заботился о полноценном отдыхе бойцов войск ПВО, которым в обмен на помощь должны были предоставить льготные путевки. Однако, базу «Житное» посещали в основном VIP-персоны, наиболее частым гостем являлся сам Сердюков и люди из его ближайшего окружения (http://rbcdaily.ru/society/562949989601693).
В средствах массовой информации приводятся и иные факты неэффективного расходования средств федерального бюджета и противоправного распоряжения федеральной собственностью министром обороны Сердюковым.
Часть из приведенных выше эпизодов финансовых нарушений с участием Сердюкова были установлены в ходе расследования уголовных дел, возбужденных в отношении бывшего начальника департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ Васильевой, другая часть остается нерасследованной. В отношении Сердюкова по описанным эпизодам возбуждено лишь одно дело – по факту халатности, связанной со строительством дороги к базе отдыха «Житное, которое завершено расследованием.
Необходимость проведения парламентского расследования диктуется накопившимся в обществе возмущением сложившейся во властных структурах практикой замалчивания всего, что связано с деятельностью Сердюкова на посту министра обороны, в то время как средства массовой информации регулярно сообщают гражданам о фактах разбазаривания государственной собственности в военном ведомстве, выявленных случаях причинения ущерба бюджету страны и ее обороноспособности. Более того, интернет-издания сообщили о трудоустройстве Сердюкова в государственной корпорации «Ростехнологии» на должность генерального директора Федерального исследовательского испытательного центра машиностроения, делая справедливый вывод о том, что «сам факт выхода на работу может говорить о том, что его (Сердюкова) статус свидетеля в рамках дела «Оборонсервиса», вероятно, не изменится». Это обстоятельство воспринимается в обществе как своего рода сигнал, свидетельствующий о нежелании всерьез рассматривать роль бывшего министра в создании обстановки благоприятствования правонарушителям (http://ria.ru/society/20131115/977115270.html).
Целями предстоящего парламентского расследования являются: выявление причин и условий, способствующих фактам грубого нарушения финансовой дисциплины в Министерстве обороны РФ, информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий (п.3 ч.1 ст.2 Федерального закона). Решение этих вопросов не входит и не может входить в предмет расследования имеющихся в производстве уголовных дел. Предполагаемое парламентское расследование не будет подменять собой предварительное расследование либо судебное разбирательство (ч.3 ст.2 Федерального закона).