О возбуждении парламентского расследования
Председателю Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
Нарышкину С.Е.
О возбуждении парламентского расследования
Группой депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 27.12.2005 № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», (далее – Федеральный закон) в целях проведения парламентского расследования результатов деятельности бывшего министра обороны Российской Федерации Сердюкова А.Э. в адрес Председателя Думы 19 декабря 2013 года направлялось соответствующее обращение. Оно было рассмотрено на заседании Государственной Думы Российской Федерации 26 февраля 2014 года. Государственная Дума не дала согласие на проведение парламентского расследования. Такое решение было принято с учетом выступления на заседании Думы Председателя Комитета по конституционному законодательству и гражданскому строительству Плигина В.Н., который высказался против проведения парламентского расследования, так как в отношении Сердюкова, якобы, проводится расследование уголовного дела. Та же позиция ранее была высказана в решении Комитета. Однако, как стало известно из средств массовой информации, уголовное дело в отношении Сердюкова было прекращено еще 14 февраля 2014 года, то есть за 12 дней до обсуждения вопроса в Государственной Думе.
С учетом этих обстоятельств, группа депутатов Государственной Думы повторно ставит вопрос о проведении парламентского расследования опубликованных в средствах массовой информации сведений о грубых нарушениях финансовой дисциплины, выразившихся в неэффективном расходовании средств федерального бюджета и противоправном распоряжении федеральной собственностью (п.4 ч.1 ст. 4 Федерального закона).
Предлагается расследовать следующие эпизоды деятельности бывшего министра обороны.
-
В сферу парламентского расследования должна попасть продажа комплекса зданий ФГУП «17-1 Центральный проектный институт связи Минобороны». 17-й ЦПИС был акционирован в 2009 года. Через два года министр обороны Сердюков издал директиву, в которой стоимость восьмиэтажного корпуса, столовой, еще двух двухэтажных корпусов, двух гаражно-хозяйств
енных зданий и ангара-хранилища общей площадью 13 тыс. кв.м., занимающих почти 3 га в Сокольниках, была оценена в 17,9 млн. руб. Между тем, еще в 2008-2009 годах ООО «Новый дом», проводившее оценку этого актива, оценило его недвижимость (помещения и земли) почти в 670 млн. руб. с учетом износа зданий. Директивой от 8 июля 2011 года Сердюков обязал «представителей интересов Российской Федерации в совете директоров ОАО «17-й ЦПИС» одобрить сделку по продаже указанного объекта именно за эту «балансовую» стоимость, заниженную по сравнению с реальной в десятки раз. (http://www.komm ersant.ru/doc/20 66967). -
По сведениям «mosmonitor.ru», «…летом 2010 года город-курорт Анапа, рассмотрев обращение министра обороны Сердюкова, передал на военные нужды Минобороны более 9,2 тыс. кв. м. земли. Осенью того же года недвижимость была передана ГУП «Окружной материальный склад Московского округа Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны», а впоследствии приватизирована и реализована за 110 млн. рублей. По оценкам независимых экспертов, коммерческая стоимость данного объекта на момент продажи в действительности составляла 167 млн. рублей. По заказу гр. В.Пузикова, женатого на сестре экс-министра Сердюкова, на этом участке возводится элитный жилой комплекс». Территориальным управлением Росимущества данный участок через суд истребуется из чужого незаконного владения (http://mosmonitor.ru/news/realtyarestovana_92_ga
_zemli_puzikovyi h_v_prigorode_an apyi ). -
В Санкт-Петербурге по адресу ул. Потемкинская, д.2, на территории площадью 5301 кв. м. расположены двухэтажный Дом садовника (607 кв. м.) с подвалом, а также два одноэтажных флигеля – по 337 кв. м. каждый. Этот объект недвижимости входит в комплекс зданий Таврического дворца и считается ценнейшим образцом русской усадебной архитектуры эпохи классицизма. Министр обороны Сердюков под патриотичным предлогом «необходимости использования объектов недвижимости в интересах Вооруженных сил» обратился к руководству территориального управления Федерального агентства по управлению госимуществом в г. Санкт-Петербурге с просьбой передать их Министерству обороны. В апреле 2010 года комплекс зданий был передан в ведение Минобороны России. 15 ноября 2011 г. Минобороны России как «непрофильный актив» продало указанный памятник на аукционе за 376 млн. рублей компании «ООО СтройРент». По оценке экспертов, данный объект на рынке мог стоить около 1 млрд. рублей (http://www.kp.r
u/daily/26061/29 70843). -
В августе 2013 года Минобороны предприняло меры с тем, чтобы через суд вернуть один из своих объектов, который был признан непрофильным и продан при бывшем министре Сердюкове. Речь идет о базе по заправке кораблей Северного флота. Соответствующий иск Минобороны России подало в Арбитражный суд Московской области. В нем военное ведомство обратилось к ОАО «Окружной материальный склад Московского округа ВВС и ПВО» (ОАО «ОМС») и ООО «Коммандит Сервис» с требованием о признании недействительным заключенного между ответчиками договора купли-продажи 12 объектов нефтеперевалочно
го комплекса. База досталась ООО «Командит Сервис» за 455 млн. руб., что, по мнению представителей Главной военной прокуратуры, оказалось на 240 млн. руб. ниже рыночной стоимости ( kommersant.ru›doc/2261232). -
Примерно в то же время военная прокуратура выявила факт незаконной сдачи Министерством обороны в аренду лесных угодий Брянской области для добычи полезных ископаемых. В феврале 1993 года администрация Дятьковского района Брянской области передала Минобороны в бессрочное пользование лесной участок площадью 473 га. Сначала эта площадь использовалась ведомством в качестве полигона для бронетехники, но позже участок был заброшен, и им заинтересовалось ООО «Мальцевское карьероуправлени
е». Руководство компании обратилось к главе ведомства, и 24 мая 2011 г. Анатолий Сердюков издал распоряжение о сдаче в аренду половины участка. Военное ведомство не уполномочено распоряжаться земельными участками по своему усмотрению, а потому сделка не могла считаться законной. Этот участок, являясь федеральной собственностью, должен был перейти в лесной фонд. Однако, после совершения сделки карьероуправление занялось разработкой недр, а попутно вырубкой леса и продажей древесины. За два года вырублено почти 10 тысяч кубометров ели и сосны. При этом о сохранении почвы в надлежащем состоянии никто не думал. Ущерб, нанесенный предпринимателям и вырубкой леса и порчей почвы, оценивается в более чем 725 миллионов рублей (http://www.gudo k.ru/sociaty/?ID =961690). -
В августе 2013 года Генпрокуратура провела проверку по факту незаконной продажи в 2011-2012 годах ДИО Минобороны леса и «генеральского озера» в районе поселка Нахабино Красногорского района Подмосковья. В 1999 году Истринский лесхоз передал Минобороны 2634 га угодий, которые войска использовали как полигон для испытания укреплений. В 2011 году эта войсковая часть попала под сокращение, и леса должны были вернуться под юрисдикцию Рослесхоза. Однако Сердюков объявил о продаже с аукциона 23 лесных участков бывшего полигона. В итоге в 2011 году одна часть лесных угодий была продана за 959 млн. руб., другая – за 739 млн. руб., между тем их рыночная цена составляла 1,8 млрд. и 1,7 млрд. руб. соответственно. Годом позже на продажу был выставлен лесной участок около 50 га вместе с так называемым «генеральским озером». Лес с озером достался покупателю за 1,3 млрд. руб. при рыночной оценке 2,3 млрд. рублей (http://www.komm
ersant.ru/doc/22 28859). -
Министерство обороны в ноябре 2013 года вернуло себе часть недвижимости, распроданной при Анатолии Сердюкове. Речь идет о четырех исторических зданиях в Москве. Последние три года они принадлежали одной из коммерческих компаний, владельцем которой в то время был друг Сердюкова. В частности им были приобретены здания 31-го института на Смоленском бульваре, здание Главного управления обустройства войск, расположенное в Большом Предтеченском переулке, и еще два здания: одно расположено в Московской области, другое в Москве, которые ранее принадлежали «Военторгу» и окружному материальному складу. Общая стоимость зданий 2,7 млрд. руб. (http://www.ntv.ru/novosti/728160/).
-
Средства массовой информации сообщили о махинациях с автопарком Генерального штаба. Речь идет о трех многомиллиардных контрактах Министерства обороны С ФГУП «Санкт-Петербург
ский инженерно-технич еский центр» на обслуживание 560 единиц автомобилей, среди которых как иномарки класса люкс, так и военные «КамАЗы». В среднем аренда одного автомобиля обходилась министерству в 6 миллионов 100 рублей в год, что в 2-3 раза превышает стоимость автомобиля среднего класса. Эксперты считают, что таким договором бюджету нанесен ущерб в один миллиард рублей (http://www.prof i-forex.org/novo sti-rossii/entry 1008165836.html) . -
Сердюков, будучи главой ведомства, поручил построить за счет госбюджета дорогу до базы отдыха «Житное». Все работы велись солдатами-срочни
ками. Ущерб от этой «операции» составил 56 млн. рублей. Агентство РБК daily в публикации от 15.11.2013 сообщает также о финансовых вложениях Министерства обороны в саму эту базу отдыха, принадлежавшую родственнику Сердюкова. Базу «Житное» посещали в основном VIP-персоны, наиболее частым гостем являлся сам Сердюков, а также люди из его ближайшего окружения (http://rbcdaily.ru/society/5629 49989601693).
В средствах массовой информации приводятся и иные факты неэффективного расходования средств федерального бюджета и противоправного распоряжения федеральной собственностью министром обороны Сердюковым.
Часть из приведенных выше эпизодов финансовых нарушений с участием Сердюкова были установлены в ходе расследования уголовных дел, возбужденных в отношении бывшего начальника департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ Васильевой, другая часть остается нерасследованной
Целями предстоящего парламентского расследования являются: выявление причин и условий, способствующих фактам грубого нарушения финансовой дисциплины в Министерстве обороны РФ, информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий (п.3 ч.1 ст.2 Федерального закона). Решение этих вопросов не входит и не может входить в предмет расследования имеющихся в производстве уголовных дел. Предполагаемое парламентское расследование не будет подменять собой предварительное расследование либо судебное разбирательство (ч.3 ст.2 Федерального закона).
С учетом изложенного, на основании ст. 8 ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» просим внести на заседание Государственной Думы РФ вопрос о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования по фактам грубого нарушения финансовой дисциплины бывшим министром обороны РФ Сердюковым А.Э. и о создании соответствующей парламентской комиссии.
В.Г. Соловьев
Тверской области от КПРФ