Масштабные работы по благоустройству и озеленению города – создание умного пространства. Для обсуждения
Масштабные работы по благоустройству и озеленению города – создание умного пространства.
Изменение ландшафта городских дворов.
Превращение тверских дворов в произведения искусства и эстетически приятные для горожан места времяпровождения. Основная идея: заменить зелёные насаждения (беспорядочно растущие и неухоженные деревья и кустарник, дикорастущий сорняк) брусчаткой и аккуратным газоном, уровнять пешеходные тротуары с полосами движения транспорта для создания однородных открытых пространств, оборудованных декорированными фонарями и лавками. В центре таких открытых пространств должны располагаться скульптурные ансамбли, стелы, художественные конструкции, игровые площадки для мини-футбола, щиты с визуальными изображениями, оригинальные часы (по большей части солнечные, но возможно и большие песочные часы).
Градостроительные проекты.
«Площадь Салтыкова-Щедрина».
Район Тверской площади, сквера М.Е. Салтыкова-Щедрина, части улицы Новоторжской и Свободного переулка. Заменить зелёные насаждения брусчаткой и уровнять пешеходные тротуары с полосами движения транспорта для создания однородного открытого пространства – площади.
«Парк Древней Твери».
На месте нынешнего городского сада. Осью парка должны стать два расположенных в его противоположных концах больших скульптурных ансамбля – Михаила Тверского и Анны Кашинской, как бы тянущиеся друг к другу перед разлукой. По территории парка также должны быть расставлены монументы с выдержками и щиты с картинами и репродукциями из тверских летописей, повествующие о различных исторических этапах существования великого княжества Тверского, но так, чтобы у посетителей создавалось целостное представление об истории средневековой Твери.
«Площадь Нового Времени».
На месте недостроенной гостиницы и района, прилегающего к Смоленскому и Татарскому переулкам; но возможно и в другом подходящем месте. Основной вариант: круглая площадь со стелой из чёрного стекла и металлических конструкций по центру и римского циферблата из металлических сплавов по периметру, уложенная оригинальной брусчаткой. Или другой вариант – стела из старицкого известняка по центру и циферблат, выполненного в виде римских цифр из трёх разных металлов (медь, бронза, железо; каждый из которых напоминает о трёх важнейших эпохах в становлении человечества: медном, бронзовом и железном веках) по периметру; пространство площади уложено гранитными плитами.
Общая идея проекта: площадь – огромные солнечные часы.
«Парк Медакадемии».
Создание на заросшем пустыре между мостом, что возле универмага «Тверь» и мостом, что возле Парка Крылова, на набережной реки Тьмаки, расположенной напротив корпусов ТГМА, – скульптурно-паркового комплекса.
Идея проекта: укрепить набережную для защиты от весенних разливов реки Тьмаки, вместо деревьев и дикорастущего кустарника высадить аккуратный газон, использовать оригинальную брусчатку для создания пешеходных дорожек и оригинальный дизайн фонарей и лавок – в стиле улиц Советской и Трёхсвятской. В центре парка должен быть скульптурный ансамбль, посвящённый профессии врача – скульптура по рисунку Леонардо да Винчи «Витрувианский человек», а в разных местах парка – памятник основателю медицинской науки древнегреческому учёному Гиппократу, с надписью «Гиппократ» на древнегреческом, латинском и русском языках, и абстракционистские скульптуры геометрических фигур – куб, шар, пирамида, которые бы символизировали цельность и холодную точность медицинской науки.
Ночная голограммная реконструкция территории Тверского кремля.
На месте бывшего Тверского кремля, ночной вариант. Идея проекта: по мере наступления сумерек и ночи, специальные технические установки создают объёмную голограмму Тверского кремля; сначала объёмное изображение еле видно, но по мере того, как сумерки сгущаются, и наступает ночь, объёмное изображение становится всё более и более чётким. Во время рассвета голограмма постепенно исчезает, как бы растворяется в предрассветной дымке.
«Парк Калевалы».
Район улиц Брагина, Бебеля, Беляковского переулка, набережной реки Тьмаки; но возможно и другое местоположение. Парк посвящён сюжетам карело-финского эпоса «Калевала» и должен быть оформлен в стиле карельской и финской национальной архитектуры, в том числе возможно использование национальных орнаментов в декоре лавок, фонарей и пешеходных дорожек, использование резной деревянной скульптуры по мотивам «Калевалы».
В осью парка должны стать три крупных скульптурных ансамбля, посвящённые главным героям «Калевалы» – Вяйнямёйнену, Лемминкяйнену и Ильмаринену, а также скульптурные ансамбли, повествующие о событиях всех пятидесяти рун эпоса, собирателю рун Элиасу Лённроту, известным сказителям «Калевалы» и народному карело-финскому музыкальному инструменту кантеле. Все надписи на территории парка и прилегающей к нему территории должны быть выполнены на трёх языках: карельском, финском и русском. На территории парка располагается карельский национальный музей и здание Национально-культурной автономии (НКА) тверских карел.
Реконструкция Парка Победы и Парка Текстильщиков.
В основу реконструкции Парка Победы к 65-летию Победы положить размещение скульптурных ансамблей и щитов с известными фотографиями, плакатами тех лет, репродукциями картин, посвящённых ключевым событиям Второй мировой войны, и расширить парк до набережной Лазури, включая территорию бывших оранжерей и долгостроя армянской церкви. Замысел:заменить зелёные насаждения (кустарник и дикорастущий сорняк) брусчаткой и аккуратным газоном; парк должен быть разбит на тематические сектора, каждый из которых посвящён какому-либо ключевому событию Великой Отечественной войны (катастрофа 1941 года; битва за Москву; освобождение Калинина; блокада Ленинграда; оборона Севастополя; Сталинградская битва; Курская дуга; партизанское движение в СССР; освобождение Европы; битва за Берлин; советский тыл в войне; союзники; сопротивление нацизму в Европе).
В основу реконструкции Парка Текстильщиков положить размещение скульптурных ансамблей, посвящённых истории мирового рабочего и профсоюзного движения, его выдающимся деятелям, организациям и событиям, но так, чтобы у посетителей сложилось целостное представление о борьбе трудящихся за свои политические, социальные и трудовые права, и расширить парк до набережной реки Тьмаки. Замысел:заменить дикорастущий кустарник и сорняк брусчаткой и аккуратным газоном; парк должен быть разбит на тематические сектора, каждый из которых посвящён какому-либо важному событию из истории движения трудящихся (чартисты; «весна народов» 1848-1849 годов; Первый Интернационал; Карл Маркс и Фридрих Энгельс; Парижская коммуна 1871 года; Первое мая в Чикаго; европейская социал-демократия, Август Бебель, Жан Жорес, Виктор Адлер; Социалистический Интернационал; РСДРП, Г.И. Плеханов, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов; русская революция 1905 года; русская революция 1917-1921 годов; Третий Интернационал; гражданская война в Испании; кубинская революция 1959-1961 годов; «Год Африки» – 1960; «Красный Май» 1968 года; Латинская Америка 1960-2000-е годы).
«Площадь Федерации».
Район Южного, на месте от бульвара Гусева, рынка и пустыря до магазина «Слава» с одной стороны, и улицы Можайского и Южным «Г» – с другой.
Идея проекта: огромная прямоугольная площадь с флагами 89 субъектов по периметру, основавших Российскую Федерацию, подписав в 1992 году Федеративный договор, и стелами-ансамблями, выполненными в национальных орнаментах и посвящённых каждому из них (краткая историческая справка, герб и высказывание о регионе какого-нибудь известного писателя или общественного деятеля).
Вместо деревьев и дикорастущего кустарника высадить аккуратный газон, использовать оригинальную брусчатку для создания пешеходных дорожек и оригинальный дизайн фонарей и лавок, в национальных орнаментах народов и регионов России. Возможно, вымостить площадь булыжником, чтобы создать ощущение древности места и подчеркнуть многовековую историю России.
«Парк имени Ивана Леонидова».
Район Комсомольской площади; возможно и в другом месте. Создание на месте неухоженного пустыря и детской площадки в районе бывшего троллейбусного кольца на Комсомольской площади до гаражей включительно по улице Кирова парка, посвящённого памяти выдающегося советского архитектора с мировым именем Ивана Ильича Леонидова, уроженца тверского края, представителя русского авангарда, конструктивизма, признанного мастера «бумажной архитектуры».
Самый известный проект Ивана Ильича Леонидова – дипломный проект Института библиотековедения имени Ленина в Москве на Ленинских горках, ставший на долгие годы классикой мировой архитектуры. Проект был показан на Первой выставке современной архитектуры в Москве в 1927 году. Он произвёл на публику огромное впечатление. Этот проект считается творческим кредо архитектора и своеобразным манифестом всей советской архитектуры конца 20-х годов XX века. Проект имеет сложную объёмно-пространственную композицию. Шарообразный объём большой аудитории на 4000 человек и вертикально поставленный параллелепипед книгохранилища вознесены над плоскостью стилобата. Одноэтажные корпуса уходят в трёх направлениях от центрального объёма в парковую зону. Здание и статично и динамично одновременно. В проекте использовались все новые достижения того времени. Шар стоит на одной опоре, но опора не спрятана в фундамент, а запроектирована шарнирной, что снимает дополнительные напряжения. Опора принимает вертикальные нагрузки от шара, а все остальные напряжения передаются на ванты. Стены книгохранилища максимально тонкие, что достигается путём введения в конструкцию металлических ферм, соединённых растяжками с вершиной и основанием. Проект института Ленина обошёл архитектурные издания многих стран и продолжает печататься в различных альманахах и обзорах об архитектуре XX века. Он оказал огромное влияние на многие проекты и постройки, например на проект памятника Колумбу А. Щусева (1929 год), центральный ансамбль всемирной выставки в Нью-Йорке (1939 год), проект ратуши в Торонто В. Ревелла (1958-1965 года), правительственный центр в столице Бразилии г. Бразилиа О. Нимейера (1959-1960).
Основная идея парка: замена деревьев и кустарника дорожками с узорчатой плиткой и аккуратным газоном; в центре парка должна быть скульптура куба, аналогичная скульптуре на могиле архитектора, а по периметру парка – уменьшенные копии наиболее известных проектов Ивана Ильича Леонидова, выполненные им в стиле конструктивизма, а также щиты с репродукциями нереализованных проектов и задумок архитектора, возможно объёмных ночных голограмм.
«Балканский бульвар».
Район зелёной зоны на бульваре Цанова, от трамвайного кольца до Волоколамского проспекта. Идея проекта: зелёная зона должна быть разбита на десять тематических секторов, посвящённых десяти коренным народам Балкан и их истории (сербам, хорватам, боснийцам, македонцам, черногорцам, болгарам, венграм, албанцам, грекам и туркам), в каждом из которых будет находиться соответствующий скульптурный ансамбль; в центре бульвара – большой во всю ширину зелёной части бульвара круг, выложенный брусчаткой, по периметру которого расположены десять флагштоков для десяти флагов государств полуострова; вместо деревьев и дикорастущего кустарника высадить аккуратный газон, использовать оригинальную брусчатку. Оформить декор фонарных столбов и светильников, лавок и мусорных корзин необходимо в восточном турецком стиле.
Для создания ансамбля, посвящённого Болгарии, возможно привлечь скульпторов из Велико-Тырново, тверского города-побратима.
«Славянский парк».
Район микрорайона Южный, на месте пустыря вокруг бывшей трамвайной кольцевой станции. Идея проекта: создание огромного круглого парка, по периметру которого расположено двенадцать крупных камней-валунов с выбитыми на них или прикреплёнными бронзовыми плитами со славянскими названиями месяцев года, и деревянными резными и каменными скульптурными ансамблями, посвящёнными каждому месяцу, возле соответствующего валуна. В середине парка должно быть расположено округлое место для большого костра, уложенное каменными плитами, который следует зажигать на день Купалы, в ночь с 23 на 24 июня; непосредственно перед зажжением огня, фонари парка должны гаснуть. По территории парка также должны быть расставлены деревянные и каменные скульптуры, посвященные божествам древних славян, магическим ритуалам и повседневному быту народа. Вместо дикорастущего кустарника и сорняка следует высадить аккуратный зелёный газон, для создания пешеходных дорожек использовать оригинальную брусчатку, плетёные изгороди; использовать также оригинальный дизайн фонарей в древнеславянском стиле, возможно использование не электрического освещения, а фонарей на конопляном масле, чтобы вызвать эффект освещения парка живым огнём. В парке должны отсутствовать лавки, чтобы создать у посетителей ощущение древности места.
Ресурсы для масштабных работ по благоустройству и озеленению города.
В работах по благоустройству и озеленению города необходимо задействовать до сих пор используемый крайне слабо огромный ресурсный потенциал средних профессиональных учебных заведений (профессиональных училищ, лицеев, колледжей и специальных школ) и труд осуждённых к лишению свободы в колониях-поселениях, а также осуждённых на исправительные и обязательные работы граждан.
Ресурсный потенциал средних профессиональных учебных заведений города (профессиональных училищ, лицеев, колледжей и специальных школ).
Средние профессиональные учебные заведения города располагают развитой материально-технической базой, которую необходимо включить в общий перспективный план работ по благоустройству Твери. Весь ритм учебного процесса в них, без ущерба для профессиональной подготовки самих учащихся, должен быть подчинён целям и задачам по благоустройству и озеленению.
Так, например, учащимся средних профессиональных учебных заведений в качестве зачётных или экзаменационных заданий, заданий по производственной практике, нужно давать сделать необходимые для благоустройства и озеленения предметы и конструкции. Профессиональные учебные заведения, готовящие сварщиков, могут заняться сваркой металлоконструкций: оградок для газонов, каркасов для остановок общественного транспорта, каркасов для лавок, урн для мусора, декора. Профессиональные учебные заведения, готовящие токарей по металлу, могут заняться изготовлением металлической чеканки, элементов скульптурных ансамблей. Профессиональные учебные заведения, готовящие плотников и резчиков по дереву, могут заняться изготовлением деревянных частей для лавок, остановок общественного транспорта и резного декора. Плитка и брусчатка, необходимые для работ по благоустройству, могут быть получены в ходе прохождения производственной практики учащимися профессиональных учебных заведений при КСМ-2, ДСК, заводе ячеистого бетона и ЖБИ. В процессе создания новых памятников, скульптурных и парковых ансамблей необходимо активно использовать выпускные работы учеников художественных школ региона, как индивидуальные, так и коллективные, и работы тверских студентов московских высших художественных учебных заведений. Для приготовления горячих обедов работникам по озеленению и благоустройству города могут задействоваться учащиеся по кулинарным специальностям профессиональных учебных заведений (повара).
Всё это позволит при крайней незначительности общих финансовых затрат, используя только ресурсный потенциал средних профессиональных учебных заведений, активно вести масштабные работы и реализовывать крупные проекты по благоустройству и озеленению города Твери.
Потенциальные возможности от использования труда осуждённых к лишению свободы, осужденных на исправительные и обязательные работы граждан.
Одним из возможных путей выхода в сложившейся ситуации, когда на лицо отсутствие достаточного финансирования проектов по жилищному социальному строительству, по активному дорожному строительству, масштабных мероприятий по благоустройству города, является более активное использование предусмотренных уголовным законодательством таких мер наказания как исправительные и обязательные работы, а также труд граждан, осужденных к лишению свободы.
В среднем по городу Твери за каждый год по статьям УК РФ, предусматривающих исправительные и обязательные работы, выносится более 1600 судебных решений федеральных и мировых судов. Даже если провести самый строгий отбор из числа осуждённых по ним, – учитывая их состояние здоровья, возраст и возможную опасность для общества, – то всё равно, в конечном итоге, муниципальные власти могут потенциально располагать ресурсом не менее чем в одну тысячу человек ежегодно, способных и готовых решать социально значимые задачи в городском народном хозяйстве. Кроме того, создание согласно планам реформы системы исполнения наказаний в городе колонии-поселения даст дополнительный трудовой ресурс муниципальным властям.
Начавшаяся реформа системы исполнения наказания, одной из особенностей которой является более широкое использование такого вида лишения свободы как колония-поселение, может дать дополнительный ресурс рабочей силы, необходимый для муниципального хозяйства.
Серьёзным стимулом для качественного и производительного труда в случае использования исправительных и обязательных работ, а также труда осуждённых к лишению свободы в колониях-поселениях, будет являться соединение методов убеждения и принуждения в отношении осуждённых.
Уже сам факт того, что совершившие преступления граждане будут отбывать наказание в виде исправительных и обязательных работ не в местах лишения свободы, а по месту жительства, и в случае грубого и систематического нарушения ими трудовой дисциплины, в том числе невыхода на работу без уважительной причины, они будут помещены в тюрьмы, – будет являться эффективным инструментом внутреннего контроля и источником трудовой самодисциплины осуждённых. Подобным образом, возможность помещения из колонии-поселения в тюрьму будет эффективным инструментом внутреннего контроля осуждённых к лишению свободы граждан в колониях-поселениях. Когда перед осуждённым стоит выбор: тюрьма или общественно полезный труд в своём родном городе, то осуждённый в подавляющем большинстве случаев выберет именно общественно полезный труд, так как условия тюрьмы однозначно хуже. Уголовников-рецидивистов же в этих программах не будет, так как статьи УК РФ, за которые в виде санкции предусмотрены исправительные и обязательные работы, а также осуждение к лишению свободы в колониях-поселениях, не являются тяжкими и особо тяжкими.
Однако помимо угрозы замены наказания на тюремное заключение, крайне важна и морально-психологическая работа с осуждёнными: необходимо постоянно разъяснять им большую социальную важность их работы и её значимость для всего общества и горожан.
Широкое использование труда осужденных к лишению свободы в колониях-поселениях, исправительных и обязательных работ позволит решить многие из назревших социально-экономических проблем, стоящих перед муниципальными властями, в частности: в работах по благоустройству и озеленению города, созданию новых парковых комплексов и скульптурных ансамблей и в работах по уборке городских территорий и расчистке путей сообщения (особенно в зимний период от снежных заносов и льда).
Ресурсный и интеллектуальный потенциал Московского биеннале современного искусства в изменении ландшафта городского пространства.
Московская биеннале современного искусства была учреждена в 2003 году в рамках Федеральной целевой программы «Культура России. 2001 – 2006 гг.» и является одним из ключевых системных мероприятий культурной политики России. За три прошедших с 2005 года Московских биеннале накопилось большое количество самых различных проектов, которые могли бы послужить основой для создания комплексного плана по изменению ландшафта городского пространства, и способствовать превращению дворов и улиц Твери в настоящие произведения искусства и эстетически приятные для горожан места времяпровождения.
Первая Московская биеннале (28 января – 28 февраля 2005 г), получив широкий резонанс как в России, так и за ее пределами, сделала весомую заявку на то, чтобы стать серьезным респектабельным интернациональным событием. Основная выставка Первой Московской биеннале «Диалектика надежды» представляла проекты 41 художника из 22 стран мира. Главный проект был дополнен целым рядом специальных проектов, представляющих различные направления в современном российском искусстве. Всего в состав специальных проектов и параллельной программы Биеннале вошло более 50 выставок, представивших беспрецедентную по полноте картину современного искусства России и творчество художников Европы, Америки и Азии.
Вторая Биеннале (1 марта – 1 апреля 2007 г.) закрепила и подтвердила успех крупнейшего международного форума. Основной проект «ПРИМЕЧАНИЯ: геополитика, рынки, амнезия» представила работы более 90 художников из 20 стран. Проект составили 5 выставок, подготовленных кураторами индивидуально и в группах. Проекты были представлены на 40 площадках, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Центр современного искусства «Винзавод», Музей современного искусства (в Ермолаевском и на Петровке), Музейный центр РГГУ.
Третья Московская биеннале современного искусства прошла с 25 сентября по 25 октября 2009 года в Центре современной культуры «Гараж». Куратором основного проекта являлся Жан Юбер Мартен (Jean Hubert Martin), организаторами выступили Министерство культуры РФ, Правительство Москвы, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и Художественный фонд «Московская биеннале». Выставочная программа Третьей Московской биеннале состояла из Основного проекта, в котором было представлено творчество 80 художников Европы, США, Азии, Южной Америки, Африки и Океании, общая выставочная площадь составила около 10 000 квадратных метров; а также более 40 специальных проектов и 8 выставок «специальных гостей».
Использование ресурсного и интеллектуального потенциала Московского биеннале современного искусства, кроме того, позволит создать на территории Твери городской ландшафт, обладающий серьёзным образовательным потенциалом – превращение дворов и улиц района в экспериментальную площадку современного искусства будет способствовать росту интереса со стороны молодёжи к культурным достижениям.