«Город, где все рвется, взрывается, вытекает»
Наглядной иллюстрацией к отсутствию в Твери и Тверской области управленческой стратегии стало то, что происходит на улице Володарского в областном центре. В начале мая там провели серьезный ремонт дорожного покрытия. А буквально через несколько дней после этого в результате гидравлических испытаний здесь прорвало тепловые сети. Свежеуложенный асфальт расковыряли, водители, чертыхаясь, объезжают ямы. Комментирует депутат Государственной Думы Вадим Соловьев:
– Огромные ямы в центре Твери, возникшие в результате прорыва теплотрасс, в том числе прямо под окнами областного правительства, – это пример полного коллапса управления. Оказывается, власть неспособна хотя бы на два шага вперед просчитывать последствия тех или иных действий. То, что асфальт на улице Володарского положен на три дня, было ясно всем, кто наблюдал катастрофичные прорывы теплотрасс минувшей зимой. Но почему-то этого не понимала администрация города Твери, которая, вообще-то, для того и существует, чтобы координировать подобные процессы.
В советское время была жесткая система планирования. И никому бы в голову не пришло осуществлять капитальный ремонт дорожного покрытия, не реконструировав перед этим проходящие под улицей сети. Пока в Твери и области еще работали старые специалисты, получившие закалку во времена СССР, улицы ремонтировались грамотно. Жители Твери помнят, как основательно, несмотря на очень трудные времена, подошел мэр Александр Белоусов к реконструкции улицы Советской. Были проведены археологические изыскания, переложены инженерные сети. И прорывов на Советской, в отличие от других улиц Твери, не происходит. Несколькими годами позже так же основательно реконструировался Волоколамский проспект. Сначала менялись трубы под проспектом, и лишь после этого клался асфальт.
Сегодня большинство старых спецов уже на пенсии. Те, кто пришел им на смену, совершенно другие люди. Если в 70–80-х до начальников отделов ЖКХ, как правило, дорастали «снизу», пройдя все ступени, досконально зная, что как работает в системе жилищно-коммунального хозяйства, то теперь на эту должность приходят, заранее зная, что не задержатся на ней: и главная мотивация сейчас – деньги, деньги, деньги… До меня дошла возмутительная информация о том, что «Тверская генерация» просила городскую власть повременить с асфальтированием улицы Володарского до окончания гидравлических испытаний, но дорожники поспешили положить асфальт, поскольку им нужно было заработать. То, что плоды их работы пойдут насмарку, этих горе-работников не волновало.
Есть еще одна важная проблема. Многочисленные попытки систематизировать знания о тверских коммуникациях и инженерных сетях в Твери и Тверской области терпели неудачу. Никто не знает, что закопано под Тверью. На прошлой неделе я узнал, что, оказывается, при ликвидации «Тверьгражданпроекта» были сданы в макулатуру все архивы этого государственного учреждения, в ведении которого с послевоенных времен было сооружение всех коммуникаций. Уничтожили даже секретную часть этих архивов – и теперь невозможно будет даже восстановить схемы расположения убежищ, секретных бункеров, тоннелей и т.д. Удивительная безответственность! Впрочем, при нынешней системе подготовки кадров, боюсь, эти документы на бумажных носителях и прочитать было бы некому.
Современные технологии позволяют создать интерактивную карту, где можно в онлайн-режиме видеть состояние всех сетей Тверской области. В Твери работает уникальный институт информационных технологий (ВНИИТ), разрабатывающий программное обеспечение для государственной авиации и решающий гораздо более сложные задачи, чем эта. Проблема в том, что эту карту, слой за слоем, надо наполнять актуальным содержанием. Уничтоженные бумажные архивы – это утраченная информация об инфраструктуре, созданной в докомпьютерную эпоху, то есть во времена, когда создавалась основная инфраструктура, которой мы до сих пор пользуемся.
Учитывая, что и тепловые сети, и «Водоканалы», и электрические сети приватизированы, правдивую информацию получить бывает сложно. Однако задача региональной и городской власти – убедить собственников, что в их же интересах работать в регионе с исправно функционирующей инфраструктурой, а не там, где все рвется, взрывается, вытекает и т.п.
Каждый раз при очередной смене первого лица выяснялось, что новый глава, губернатор и т.д. должен заново учиться всему – убирать снег, вывозить мусор, асфальтировать улицы. Почему нельзя создать единый технический регламент, который бы формализовал эти процедуры и действовал вне зависимости от смены руководителя региона или города? Я предлагаю привлечь научные силы и восстановить систему планирования и управления городами и областью на новом, современном уровне, с использованием самых передовых технологий. Тогда такие казусы, как тот, что случился в Твери на улице Володарского, будут просто исключены.
Записала Ирина СМИРНОВА
http://www.karavan.tver.ru/gazeta/11321