Николай Арефьев: бюджет с таким дефицитом не поможет экономике
Главным показателем любого государства является исполнение бюджета, от этого зависит все – и зарплата граждан, и работа бюджетных учреждений, и влияние на экономику. Первое полугодие российское правительство закончило с рекордно высоким для этого времени дефицитом – 4,9 трлн рублей. Это притом, что по действующему закону о бюджете расходы могут превысить доходы по итогам всего 2025 года не более чем на 3,8 трлн. На этом фоне обсуждается вопрос увеличения налогов, приватизации и увеличения штрафов. Следовало бы подумать о национализации основных отраслей, поскольку олигархи за полугодие прирастили капитал почти на 2 триллиона рублей.
Снижение доходов связано с недобором нефтегазовых доходов. По итогам шести месяцев нефтегазовые доходы сократились на 17%, во втором квартале – на 25%, а в июне – аж на 34% в годовом выражении.
На заработки сырьевых компаний и их налоги сейчас давят сразу два фактора: низкие цены на сырье и крепкий курс рубля.
В России действует бюджетное правило, по которому правительство пополняет валютные резервы, когда нефть стоит дорого, и расходует их при низких ценах.
Сейчас возможности Минфина поддерживать экономику сократились – ликвидная часть ФНБ составляет всего 1,8% ВВП, или 3,9 трлн рублей, а дефицит бюджета 4,9 трлн руб.
Госдолг по отношению к ВВП составляет менее 20%, находится на очень низком уровне, считает правительство. Однако это более 40 триллионов рублей, сумма равная годовому федеральному бюджету. При этом риски снижения цен на нефть сохраняются, но доля нефтегазовых доходов бюджета сейчас сократилась примерно до 25%.
Также бюджет может недополучить порядка 1 трлн рублей с налога на прибыль. В финплане на этот год заложена сумма в 4,2 трлн – к концу августа удалось собрать 2,3 трлн.
Сокращение фонда оплаты труда может привести к недобору НДФЛ. Кроме того, надо учитывать непредсказуемость санкций.
Значительную часть дефицита правительство финансирует за счет заимствований, но уложиться в плановый дефицит по итогам года будет непросто.
Сложившийся к середине года баланс расходов и доходов обязывает правительство перестать наращивать дефицит. При годовом плане 3,8 трлн рублей он составляет 4,9 трлн уже к началу сентября.
При этом самые большие траты обычно приходятся на конец года. Чтобы избежать дефолта, надо перестроить экономику и кредитную систему. Но у нас ничего не меняется.
По уточненным итогам I полугодия 2025 года, в экономике произошло падение темпов роста до +1,2%. Промышленное производство выросло на 0,8%. Рост обрабатывающих отраслей – 3,7%, сырьевой сектор снизил выпуск на 2,7%. Но Россия все еще на 4-м месте в мире.
Почему не растет российская экономика?
В РСФСР было 30600 крупных промышленных предприятий. Осталось 6000 предприятий. Исходя из этого: экономика РСФСР была ориентирована на внутренний рынок. Сокращение числа предприятий переориентировало сырьевые предприятия на экспорт.
В 2025 году санкции запретили экспорт сырья за границу, а внутренний рынок ограничен в потребности. Сырьевые отрасли вынуждены сокращать объемы производства. Роста потребления нет. Нет и роста экономики.
Падение темпов роста вызвано также накопленной задолженностью валового показателя в 2023, 2024 годах, когда рост ВВП был обеспечен накоплением материальных ценностей на складах, а в декабре 2024 года ростом ВВП в отраслях от 30 до 40%. Падение роста экономики в первом квартале вызвано как раз этим обстоятельством – за валовую продукцию отчитались в прошлом году. Это далеко не перегрев экономики!
Высокая ключевая ставка переориентировала высокодоходные предприятия с инвестиционной активности на рантье (жить на проценты), развитие предприятий прекратилось.
Строятся новые предприятия порядка 150 единиц в год, но из них только 10 процентов крупные, остальные – мелкие производства. Они не влияют на рост экономики, а крупные – в основном предприятия сырьевые и первого передела, которые пока не востребованы.
Ослабление роста экономики в I полугодии 2025 года связано также с жесткой политикой Банка России и крепким курсом рубля. Высокие ставки по кредитам и депозитам привели к падению потребительского спроса. Вследствие чего больше всего пострадали отрасли, зависящие от кредитования: строительство, машиностроение, товары длительного пользования. Экономический рост также остановлен в экспортноориентированных отраслях – металлургия, угольная отрасль, где повлияли еще и другие условия, например, пошлины Китая. Средний и малый бизнес сталкивается с высокой стоимостью заимствований и ростом налоговой нагрузки. Компании вынуждены сокращать долговую нагрузку, например, вводить неполную рабочую неделю. Это может привести к длительному периоду слабого роста экономики или даже рецессии.
Минэкономразвития повысило свой прогноз по росту промышленности в 2025 году до 2,6% с 2,0% в сентябрьской версии. Однако, очевидно, что эти прогнозы выглядят слишком оптимистично и будут корректироваться.
В конце июня 2025 года президент Владимир Путин утвердил поправки в закон о бюджете. В частности, программа развития промышленности недополучит 66,9 млрд рублей от изначально намеченной суммы, поддержки автопрома – 35 млрд, развития высокотехнологичных отраслей – 4,6 млрд. Ситуация в промышленности усугубляется.
Доходы населения и зарплата
Согласно статистике, 31,9% работающих граждан имеют номинальную зарплату более 100 тысяч рублей ежемесячно. Но цифры лукавые! У 40% трудящихся номинальная зарплата менее 60 000 рублей, на руки получают менее 35 тысяч рублей.
Да плюс инфляция! В июле медианная оценка инфляционных ожиданий на год вперед осталась на уровне 13,0%. Банк России прогнозирует возврат годовой инфляции к 4% в 2026 г. Однако оснований к этому нет!
Рост реальной заработной платы за пять месяцев составил 3,8%, однако замедление экономики вынуждает работодателей отпускать работников в отпуска. Зарплата растет у работающих, но за счет временно неработающих сокращается фонд оплаты труда (ФОТ) и налог НДФЛ уменьшается.
Суммарный оборот розничной торговли, общепита и платных услуг за полгода вырос только на 2,4%. Основная часть зарплаты идет на погашение банковских кредитов. Согласно данным Банка России, за 1-е полугодие 2025 года объем задолженности по ипотеке физлиц увеличился на 1,4% и составил 22,1 трлн рублей.
Банковская система России
Рост вкладов замедлился. Высокие ставки тормозят кредитование. Просрочка растет. Банкам пока удается контролировать объем проблемных активов. Прибыль сектора сравнялась с рекордным результатом прошлого года 1,7 трлн рублей. Банковский сектор готовится к снижению процентных ставок.
Количество прибыльных банков по итогам 1 полугодия 2025 года составило 230 или 75% от общего числа банков. На долю прибыльных банков приходится 94% активов банковской системы страны.
Снизились темпы роста ипотечного кредитования. Это объясняется снижением доступности льготных ипотечных программ и низким спросом на ипотеку по рыночным ставкам. В объеме выдач 85% приходится на ипотеку с господдержкой – на семейную ипотеку. Средняя ставка по рыночной ипотеке составляла в июне 25% годовых.
Портфель автокредитов за январь-май 2025 года сократился на 0,3%, до 2,6 трлн рублей.
Портфель необеспеченных потребкредитов за 1-е полугодие 2025 года снизился на 2,6% и составил 13,8 трлн рублей.
Объем портфеля кредитов юрлицам за 1-е полугодие 2025 года возрос на 1,9% и составил 86,6 трлн рублей. С учетом корпоративных облигаций требования к компаниям достигли 92,5 трлн рублей.
Доля проблемных кредитов в корпоративном кредитовании составляла 4,1% от объема сводного кредитного портфеля, или 3,3 трлн рублей. В розничном кредитовании доля проблемных кредитов составляла 5,7%, или 2,1 трлн рублей. Доля проблемной задолженности как компаний, так и частных лиц медленно растет.
Объем средств юрлиц в банках за 1-е полугодие 2025 года сократился на 2,6% и составил 57,2 трлн. рублей.
Остаток средств физлиц в банках за 1-е полугодие 2025 года возрос на 6,4% и составил 60,3 трлн рублей.
По последним доступным данным Агентства по страхованию вкладов за 1-й квартал 2025 года, доля вкладов физических лиц размером свыше 10 млн рублей составила 31,1% общей суммы вкладов физических лиц. До 1 млн рублей – 24,5%. Распределение количества физических лиц имеет следующий вид: на вкладчиков с суммой остатков на счетах до 1 млн рублей приходится 95,2% банковских вкладов.
Таким образом, 48% от общей суммы банковских вкладов приходится всего на 1% вкладчиков.
По словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, под санкциями на начало 2025 года находились 129 российских банков. В июле 2025 года санкционный список был расширен Евросоюзом еще на 20 банков.
Набиуллина назвала необоснованными опасения наступления банковского кризиса.
По мнению аналитиков «Эксперт РА», к концу года число банков может стать меньше 300 из-за отзыва лицензий регулятором и завершения ранее объявленных сделок M&A.
Справка:
Объем ФНБ на 1 сентября составил 13 трлн 142 млрд 340,5 млн рублей, или 5,9% ВВП, прогнозируемого на год.
Ликвидные активы фонда на 1 сентября составили эквивалент 3 трлн 927,6 млрд рублей, или $48,892 млрд.
Объем золота в обезличенной форме на счетах по учету средств ФНБ на 1 сентября составил 178,261 тонны. На 1 июля его объем составлял 211,954 тонны.
Объем юаней также сократился – до 209,152 млрд юаней с 210,209 млрд юаней месяцем ранее.
Также на счетах ФНБ на 1 сентября размещено 1,267 млрд рублей, в том числе в евробонды Украины инвестировано $3 млрд. То есть Россия дала в долг Украине 3 миллиарда долларов!
Совокупный доход от размещения средств ФНБ в разрешенные финансовые активы, за исключением средств на счетах в ЦБ, с начала года составил 554,968 млрд руб., или $6,905 млрд.
Экономика теряет эффективность, объемы падают. Бюджет с дефицитом 4,9 трлн рублей не может помочь экономике, а в ФНБ осталось 3,9 трлн рублей свободных средств, что меньше дефицита бюджета. Заимствовать деньги в такой ситуации непросто, нет надежды на возвращение средств. Сокращение ФОТ реально уменьшит поступления от НДФЛ. Повышать налоги – это значит повышать инфляцию, поскольку российские налоги все прибавляются к цене товаров. Россия приближается к дефолту.
В данной ситуации введение мобилизационной экономики является необходимым условием. Необходимо подчинить основные предприятия правительству, а Центральный банк – Президенту РФ. Ключевую ставку снизить до уровня реальной инфляции. Возможные убытки банков компенсировать за счет международных резервов ЦБ. Но при этом необходимо заменить в правительстве финансистов на производственников. А далее выполнить социально-экономическую программу КПРФ: национализировать сырьевые отрасли экономики – это даст бюджету дополнительно около 7 триллиона рублей. Сверхдоходы обложить налогом в 80%. Дивиденды по акциям обложить налогом в 60%. Ликвидировать теневой бизнес – он принесет в бюджет около 15 трлн рублей. 2-3 триллиона даст государственная монополия на спиртосодержащую продукцию и табачные изделия.
Н.В. АРЕФЬЕВ, первый заместитель председатель Комитета ГД по экономической политике, секретарь ЦК КПРФ
Источник: «Советская Россия»