Скандал вокруг Ильи Пономарева заставил депутатов вспомнить об императивных мандатах
«Идея будет обсуждаться», ЛДПР и КПРФ ее поддержат
Депутат Илья Пономарев уже второй раз дает повод к обсуждению введения императивного мандата — лишения депутата полномочий за «неисполнение возложенных обязанностей». Генпрокуратура обратилась в Госдуму с представлением о лишении его неприкосновенности. Бывшему эсеру вменяется соучастие в растрате средств фонда «Сколково». Фракция «Справедливой России» не упустила возможности предложить парламентариям вновь подумать о лишении мандата «расшалившихся депутатов». Перспективы инициативы рассмотрел «МК».
В апреле прошлого года Илья Пономарев голосовал против договора о присоединении Крыма, а лидер партии Миронов безрезультатно требовал его отказаться от мандата. По закону "О статусе члена Совета федерации и депутата Госдумы" (№3 ФЗ от 8.05.1994) выйти из фракции и досрочно прекратить полномочия депутат может только по личному заявлению, о возможности фракции принять такое решение не говорится. Конституционный суд настаивает, что введение такой нормы противоречит Конституции.
Сразу после инцидента «СР» предложила закон поправить: Ст. 4 предлагалось дополнить п. 3.1 "Полномочия депутата могут быть прекращены досрочно решением Госдумы по инициативе фракции, в которой он состоит". Лишение мандата подразумевалось в случае "систематического неисполнения обязанностей, установленных законом". Справороссы отмечали, что у каждой фракции должно быть "положение", которое депутаты "обязаны" выполнять. Инициативу отложили до следующей сессии, а осенью Госдума отклонила ее в первом чтении. Вопрос вернулся на повестку после сегодняшнего обращения Генпрокуратуры.
Илья Пономарев — не единственный депутат, исключенный из партии, формально оставшийся во фракции. Покинули «Справедливую Россию» и другие депутаты — оппозиционеры: Дмитрий и Геннадий Гудковы, Валерий Зубов и Сергей Петров. В 2012 году откололась «Группа Левина», проголосовавшая за утверждение Дмитрия Медведева на посту премьер-министра. Позднее к раскольникам присоединились еще три «эсера» — Вадим Харлов, Владимир Машкарин и Владимир Парахин, недовольные сотрудничеством Геннадия и Дмитрия Гудковых с непарламентской оппозицией.
Вице-спикер Госдумы от СР Николай Левичев призывал вновь подумать о введении в РФ императивного мандата. Однако получить у него комментарий о намерениях вносить законопроект в Госдуму не удалось. «МК» выяснил, как оценивают перспективы императивного мандата члены профильного комитета по конституционному законодательству и государственному строительству из других фракций.
Дмитрий ВЯТКИН, фракция «Единая Россия»:
Есть несколько правовых позиций, которые высказаны Конституционным судом. Они ставят под сомнение введение института императивного мандата. Идея понятная, она будет обсуждаться, но есть определенные сложности с ее внесением. Позиция Комитета будет высказана на Комитете.
Игорь ЛЕБЕДЕВ, фракция ЛДПР:
ЛДПР давно предлагает введение императивного мандата. Уверен, что коммунисты проддержат. Но большинство в парламенте принадлежит одной партии. Не хотелось бы, чтобы это прозвучало грубо, но когда партия власти придет к необходимости введения императивного мандата, то Конституционный суд найдет решение этой проблемы и скажет, что ничего Конституции не противоречит.
Вадим СОЛОВЬЕВ, фракция КПРФ:
К сожалению, предложение не пройдет, потому что «Единая Россия» его заблокирует. Мы поддерживаем императивный мандат и партия должна иметь возможность самостоятельно принимать решение, учитывая, что депутат шел по партийным спискам. В той системе, которая существует, есть депутаты, которые откололись от фракций и голосуют вместе с «Единой Россией». Например, группа Митрофанова осталась и продорлжла работотать. Для Единой России выгодня эта ситуация.