"Самым высоким своим званием я считаю звание коммуниста."

Маршал Г.К. Жуков

Спасательный круг для инвалидов и престарелых


Спасательный круг для инвалидов и престарелыхСудьба обнищавших граждан нашей Родины все меньше и меньше волнует партиювласти. Единороссы принимают одинза другим проекты законов, защищающие их самих …от недовольных граждан. А «униженному и оскорбленному» народу остается лишь внимать совету премьера Д.А.Медведева: «Денег нет, но вы держитесь…».
Тем временем наши товарищи из фракции КПРФ, находясь в постоянном контакте с избирателями, пытаются хоть как-то обратить внимание руководства страны на проблемы самых слабых, самых бедных россиян.
Коммунистами - депутатами Государственной Думы О.Н. Алимовой, В.А. Ганзя, Н.В. Коломейцевым, А.В. Корниенко, В.Ф. Рашкиным, М.В. Щаповым, А.В. Куринным, с привлечением юристов ЦК КПРФ, был разработан и внесен 14 марта 2019 г. на рассмотрение нижней палаты парламента пакет из двух законопроектов: № 665926-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» в частиустановления мер, направленныхна улучшение положения лиц, осуществляющих уход за родственниками и близкими: инвалидами и престарелыми гражданами», № 665903-7«О внесении изменений в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации» (в частиустановления мер, направленныхна улучшение положения лиц, осуществляющих уход за родственниками и близкими: инвалидами и престарелыми гражданами).
Предлагаемые пакетом законопроектов изменения взаконодательство призваны внести определенную ясность в систему социально-медицинского обслуживания населения, провозгласив право на альтернативную надомную медико-социальную помощь, оказываемую, родными (близкими) инвалида или престарелого. В Трудовой кодекс Российской Федерации законопроектом предлагается ввести новую статью, устанавливающую особенности регулирования труда лиц, выполняющих функции новой категории занятых в социальной сфере, - «социальных помощников». К «социальным помощникам» будут относиться граждане, заключившие трудовой договор сорганизацией в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов(организацией социального обслуживания). Это приведет к снижению дефицитасоциальных работников.
Тяжелобольные инвалиды – это одна из самых незащищенных категорий граждан в современном обществе. По данным ВОЗ, в мире уже каждый 4-й человек является инвалидом.
По состоянию на 2018 г., согласно статистике ПФР РФ, в Российской Федерации насчитывалось 1433011 инвалидов I группы и 5356052 инвалидов II группы - соответственно, большая часть которых, лица –старше 60 лет. Престарелых, в возрасте старше 80 лет, в России - более 4 миллионов человек. В настоящее время выплаты за осуществление ухода за тяжело больными - инвалидами и престарелыми, -недостаточно урегулированы на законодательном уровне.
Сейчас все ухаживающие родственники и близкие инвалидов и престарелых - де-юре – безработные (пусть и с косвенными признаками занятости), у них нет никаких прав, никакой защиты. Они получают мизерное пособие в размере…1200 рублей в месяц от«социального» государства на ухаживающихза взрослыми инвалидами и 5500 - за детьми. Индексация этих сумм непроизводится годами. Очевидно, эта компенсация не может считаться полноценным доходом лица, осуществляющего уход за нетрудоспособным, поскольку установленная сумма значительно меньше уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. Кстати, размер компенсационной выплаты в размере 1200 рублей не менялся уже более 10 лет, с 2008 года. Он был установлен Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами». Предложения об увеличении размера данной социальной помощи до величины прожиточного минимума неоднократно звучали отпредставителей общественных организаций инвалидов. Последнее из них было направлено в Совет Федерации в апреле 2017 года, однако там инициативу не поддержали.
Законодательство требует, чтобы ухаживающий был трудоспособным, но при этом нигде не работал и не имел никаких дополнительных источников дохода, в том числе пенсии или пособия по безработице.
Ухаживающие выполняют работу по уходу за инвалидом всю свою (или его) жизнь до самой старости (смерти). Причем данная выплата прекращается, когда ухаживающий родственник выходит на пенсию, так как государство не платит 2 компенсационные выплаты по одному поводу. Учитывая, что ухаживающие (в основном это касается родителей детей-инвалидов), как правило, имеют мало трудового стажа, поскольку почти всю жизнь официально не работали, то они будут получать минимальную социальную пенсию.
Фактически те, кто ухаживают за инвалидами(взрослыми инвалидами, детьми-инвалидами, престарелыми старше 80 лет) становятся "иждивенцами" своих инвалидов и живут на их пенсию, которая на настоящий момент составляет 12082.06 руб. А пенсия инвалида должна направляться на его реабилитацию и лечение в первую очередь. В итоге выходит, что инвалид «кормит» того, кто за ним ухаживает, ведь ухаживающий не может прожить на 1200 рублей(ухаживающий за ребенком инвалидом 5500) При этом, например, в Москве прожиточный минимум для трудоспособных граждан составляет - 18742 рубля, а для детей - 14252 рубля. Таким образом, абсолютно очевидно, что одинокий неработающийс инвалидом находятся далеко за чертой бедности. И эта категория гражданможет рассчитывать на настоящий момент только на благотворительную помощь. Очевидно, что компенсационная выплата была призвана «замещать» доход, который гражданин не может зарабатывать в связи с тем, что большую часть времени тратит на уход за инвалидом 1-й группы, престарелым больным или просто человеком преклонного возраста (за 80 лет). Но если задуматься, какую часть некоего, пусть даже самого скромного, дохода может компенсировать выплата 1200 рублей в месяц? Ведь это меньше чем шестая часть МРОТ!
Однако, существующая система компенсационныхвыплат для родственников, осуществляющих уход за инвалидами и престарелыми, абсолютно не соответствует нормам о социальном государстве, декларированным в статье 7 Конституции РФ.
Уход за родственником (близким) инвалидом или престарелым - это тяжелый каждодневный труд, осуществляемый, без выходных, праздников и отпусков. Комплекс функциональных задач, стоящих перед таким лицом весьма широк: это и санитарные, и бытовые, и медицинские услуги. Для того, чтобы ухаживать за тяжело больным, нуждающимся в постоянном уходе, одни люди вынуждены увольняться с работы, чтобы выполнить свой долг перед родным человеком, а более состоятельные, -прибегают к услугам сиделки.
Сейчас в России действует более 1,5 тыс. стационарных организаций социального обслуживания: 584 дома-интерната для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, в которых проживают свыше 79 тыс. человек; 525 психоневрологических интернатов (там живут более 160 тыс. человек) и 30 геронтологических центров (7 тыс. человек), во многих интернатах не хватает персонала.
Неразвитая система поддержки и защиты пожилого человека, вынуждает его жить в некомфортных условиях, лишаясь социальных благ. Состояние здоровья не позволяет людям с ограниченными физическими возможностями жить полноценно, поэтому инвалиды, имеющие тяжелые проблемы со здоровьем, требуют повышенного к себе внимания. Проблема катастрофической нехватки специализированных интернатов для инвалидов приводит к тому, что инвалиды не психоневрологического профиля сейчас живут либо в домах престарелых либо в психоневрологических интернатах.
Почему люди вообще оказываются в интернатах для инвалидов? Возможно, за ними некому ухаживать или просто нет жилья с удобствами, но и также есть те, чьи родственники по материальным причинам (из-за отсутствия достойной компенсации за уход) вынуждены отдавать своих родных и близких в интернаты. Средняя продолжительность жизни в Российской Федерации составляет 72,5 года, таким образом, примерно 25% от всего населения составляют пенсионеры. Принимая во внимание такие показатели демографического старения российского населения можно сделать вывод, что многим лицам пожилого возраста может понадобиться в скором времени посторонний долговременный уход. Каждый человек мечтает о достойной старости и, скорее всего, видит свою старость в родных стенах. К сожалению, в настоящее время не всегда такие перспективы осуществимы и не мало людей попадает в дома престарелых или интернаты.
Находясь в социальных заведениях, престарелый человек или инвалид зачастуюполучает некачественную помощь. Обычно обязанности сиделки в домах престарелых выполняют обычные санитарки, а в больницах такие работники вообще в штате не числятся. В последние десятилетияв нашей стране за домами-интернатами закрепился определенный негативный имидж, где уровень жизни в разы ниже, чем в аналогичных социальных заведениях Европы. Жизнь пациентов во многих интернатах является подобием жизни в казарме — своего пространства нет, вечно на глазах у других, строгий режим, даже мебель передвигать нельзя, пенсия (если за проживание близкого человека не в состоянии платить родственники) идет интернату, жильцу достается лишь малая часть. Пожары в интернатах, унесшие жизни не одного десятка обездоленных стариков и инвалидов в разных регионах России, - яркая трагическая иллюстрация. Нехватка финансирования и дефицит кадров в постсоветской России привели именно к этому результату.
Именно поэтому престарелые и инвалиды предпочитают оставаться дома, пользуясь при этом помощью родственников или работников социальных служб.
Кроме того, если инвалид или престарелый находитсяв стационарном учреждении (доме-интернате для престарелых и инвалидов), то государство тратит на него в месяц от …70 до 100 тыс. рублей. Таким образом, предложенное законопроектом наших коллег по партии оформление ухаживающих родственников и близких инвалида (престарелого) по трудовому договорув качестве «социальных помощников» помогут не только улучшить качество жизни инвалидов и престарелых, но и сэкономить бюджетные средства, посколькуежемесячная выплата (заработная плата), предлагаемая для социальных помощников из числа родных и близких инвалида или престарелого, в размере, не ниже прожиточного минимума по региону, в разы сократит затраты государства на социальное обеспечение. Заключение трудового договора позволит социальным помощникам не заниматься иной трудовой деятельностью, трудовой стаж работы социальных помощников будет включаться в общий трудовой стаж и учитываться при начислении пенсии. Трудовой договор позволит обеспечить социальных помощников всем комплексом социальных прав, вытекающих из трудовых отношений, включая оплачиваемый отпуск.
В случае принятия наших законопроектов мы избавим тяжелобольных от пребывания в интернатах, уменьшим число обездоленных инвалидов и престарелых, так как за ними будут ухаживать родственники дома, тем самым сократив число тех, кого вынужденно, по финансовым причинам,сдают в дом инвалидов и престарелых. Также будет меньше лиц, находящихся за чертой бедности, поскольку оформление «социальными помощниками» по трудовому договору поможет сократить количество безработных граждан.
Поддерживающие нашу законодательную инициативу участники общероссийского общественного движения ПОДНИМИТЕ ПОСОБИЕ ЛОУ (лицам, осуществляющим уход за инвалидами и престарелыми на дому) направляют в адрес инициаторов законопроектов письма с благодарностями и надеждой на принятиестоль своевременных и общественно значимых законопроектов.
Они пишут: «Наша цель - добиться права на долговременный уход на дому для всех граждан России, что автоматически сделает работающими всех ЛОУ, которые на настоящий момент являются де-юре безработными, лишенными всех возможных прав и льгот работающих граждан.
Данная ваша инициатива как никогда важна и своевременна. Я лично уже давно уверена, что именно к признанию долговременного ухода на дому за нетрудоспособными гражданами в качестве гарантированной государственной социальной услуги, а, следовательно, - работы, должно прийти наше государство.
Уход за инвалидом - это реальный труд, 24/365. Мы, родители детей-инвалидов и инвалидов 1 гр. и 2 гр. с детства, хотим признания нашего труда, хотим уверенности, хотим гарантий, хотим прав.
И только оформление в качестве работающих при своих детях нам все это даст».
 
В.Г. Соловьев, руководитель юридической службы ЦК КПРФ
 

Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 5 дней со дня публикации.

Поиск по сайту

Видео КПРФ

КПРФ за прямые выборы главы города Тверь. Кто же против?


Нелидовская беда. Вадим Соловьев встретился с жителями Нелидово


Коммунисты проводят народный праймериз


Мы в интернете

Календарь новостей