ВС сделал замечания судебной реформе

11:35, 03 декабрь 2013
1 401
0

Верховный и Высший арбитражный суды (ВС и ВАС) раскритиковали в своих отзывах (есть в распоряжении "Ъ") законопроекты президента о судебной реформе, обусловленные принятыми поправками к Конституции. Высшие суды обнаружили в проектах федеральных конституционных законов нарушение Конституции и принципов судоустройства, а также полномочий президента и прав судей. ВАС также считает "неприемлемым" возрастной ценз при отборе судей в новый ВС и настаивает на полном пожизненном обеспечении в случае ухода в отставку своего председателя Антона Иванова и других молодых судей.

Сегодня комитет по конституционному законодательству Госдумы рассмотрит отзывы на законопроекты "О ВС", "О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав ВС" и поправки к закону "О судебной системе РФ", внесенные 21 ноября Владимиром Путиным. На подготовку замечаний было отведено всего шесть дней. В отличие от поправок к Конституции, которые жестко раскритиковал лишь упраздняемый ВАС, к критике проектов впервые подключились ВС и даже правовое управление Госдумы. Судя по обнаруженным ими ошибкам и противоречиям (в том числе Конституции), масштабная реформа явно готовилась в спешке.

ВС и ВАС считают неконституционным наделение пленума ВС вместо президента полномочиями по утверждению состава президиумов нижестоящих судов. ВС отмечает, что президиумы являются судебными инстанциями и менять их компетенцию по пересмотру дел "не предполагается". ВАС иронично отмечает, что при этом утверждение численности президиумов планируется оставить президенту, предлагая передать и эти функции пленуму. ВС обратил внимание, что он будет рассматривать дела об оспаривании нормативно-правовых актов "президента, правительства, федеральных органов исполнительной власти". Однако, напомнил ВС, "президент в соответствии с Конституцией органом исполнительной власти не является". А думские юристы отмечают, что ВС поручено вынесение заключения о наличии в действиях президента "признаков преступления при выдвижении Госдумой обвинения в госизмене". Однако, "на кого конкретно из состава ВС" возложено разбираться с поводами для импичмента, "в законопроекте не установлено".

Подозрительно, по мнению авторов отзывов, выглядит и возложение на будущего председателя ВС решения вопросов организации "судебной системы РФ в целом". "О каких конкретно вопросах идет речь?" — недоумевают ВС и ВАС, сообщая, что в судебную систему, кроме нижестоящих судов, входят Конституционный суд (КС) РФ, а также КС и уставные суды субъектов федерации. Напомним, полпред президента в Госдуме Гарри Минх уже предупреждал, что реформа пока не достигла своего апогея, а председатель КС Валерий Зорькин просил главу думского комитета Владимира Плигина не допустить "братского слияния" высших судов с КС.

ВС также указал, что по закону он может рассматривать не только решения квалифколлегий судей (ККС) о приостановлении или прекращении полномочий или отставке судей, но и "отказы в рекомендации на должность судьи". А к полномочиям новой дисциплинарной коллегии ВС ошибочно отнесено рассмотрение жалоб на решения ККС субъектов РФ.

В отличие от ВС, воздержавшегося от критики механизма отбора кандидатов в новый судейский корпус, ВАС прямо заявил, что он "не согласуется с принципом несменяемости судей", поскольку "объединение судов само по себе не может порождать досрочного прекращения их полномочий". "Неприемлемым" представляется ВАС и то, что предпочтение будет отдаваться лицам не старше 65 лет (хотя предельный возраст судей 70 лет), за исключением руководителей ВС. "Норма является дискриминационной по отношению к другим кандидатам и не согласуется с общим требованием о единстве правового статуса судей",— напоминает ВАС, ссылаясь на Конституцию. Опасным считают в ВАС и порядок, согласно которому кандидаты в судьи должны, подавая заявление, указывать, в какой коллегии они хотят работать. Количество кандидатов в коллегию может быть превышено, а "критериев выбора" между кандидатами не установлено. "Подобный механизм приведет к тому, что формирование судебных коллегий ВС фактически будет осуществлено Специальной ККС" (СККС), а не пленумом ВС, чьи полномочия в этой части "становятся фикцией".

Недоволен ВАС и формулировкой, согласно которой судьи, которые не получат рекомендацию СККС, будут считаться прекратившими полномочия "в связи с отказом судьи от перевода в другой суд". Кроме того, забытыми оказались спецсуды, формирование президиума суда по интеллектуальным правам, его полномочия по рассмотрению административных дел, а также обобщение арбитражной практики.

Единственным замечанием Совета федерации оказалось указание на опечатку, из-за которой период ухода в отставку судей ВАС и ВС для расчета положенных им выплат определен до 1 сентября 2013 года вместо 2014 года. Впрочем, источники "Ъ" в высших судах предположили, что проект был готов год назад одновременно с планами переезда судов в Санкт-Петербург, однако его внесение задержалось на год.

Озабоченность ВАС вызывают и возникающие в связи с реформой материальные проблемы. Он предлагает еще снизить требования для получения судьями, которые уйдут в отставку, пожизненного содержания. По мнению ВАС, его надо гарантировать в полном объеме судьям, прослужившим в ВАС и ВС восемь лет (в проекте десять лет при обязательном 20-летнем юридическом стаже), что позволит получать максимальные выплаты председателю ВАС Антону Иванову. По проекту, он может рассчитывать лишь на половину этой суммы.

ВАС также предлагает установить гарантии трудоустройства и сохранения окладов и льгот сотрудникам аппаратов обоих судов. ВАС предлагает гарантировать в течение трех лет сохранение бюджетов арбитражных судов и среднемесячной оплаты труда, отмечая, что по проекту уже через два месяца после вступления в силу поправок к Конституции у его бюджета окажутся два распорядителя: он сам и ВС. В целом же, по мнению ВАС, "два месяца — это неоправданно мало, чтобы обеспечить бесперебойное осуществление правосудия в сфере предпринимательской и экономической деятельности", к тому же не согласуется с обещанным поправками к Конституции полугодовым сроком.

Впрочем, шансы на то, что к голосу высших судов прислушается думское большинство, невысоки. Глава профильного комитета единоросс Владимир Плигин вчера отказался прогнозировать судьбу предложенных поправок. А его заместитель Вадим Соловьев (КПРФ) уверен, что Дума в лучшем случае "прикроется ничего не значащими поправками": "Мнение ВС и Генпрокуратуры и раньше не учитывалось". Он считает, что возникшая в результате реформы проблема с нарушением процедуры преемственности высших судов приведет к оспариванию легитимности их решений в Европейском суде.

Анна Ъ-Пушкарская, Санкт-Петербург
http://kommersant.ru/doc/2358350?isSearch=True

Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.

Комментарии (0)
Добавить
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив