Будем хозяевами
Муниципальную власть в Спировском районе не ругает сегодня, наверное, только ленивый. Вечные проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве, трудности в исполнении бюджета, проблемы благоустройства, отвратительные дороги, плохое уличное освещение и т.д. Может быть нам не везёт с руководителями, ведь они ставленники только одной правящей партии, которая , как показывают последние данные общественного опроса, значительно теряет свои позиции. Ясно одно – выбирая депутатов в органы местного самоуправления, мы выбираем тех, кто будет решать вопросы важные для каждой семьи, дома или двора, для каждой деревни и села. Муниципальный уровень власти затрагивает интересы всех граждан без исключения. И именно поэтому столь важно во всём разобраться.
Не претендуя на истину в последней инстанции, данной статьёй мы хотим привлечь внимание к этому весьма непростому вопросу. Пригласить к размышлению, если хотите.
Давайте восполним некоторые отдельные факты истории.
Считается, что начало развития местного самоуправления в дореволюционной России положили земская (1864г.) и городская (1870г.) реформы Александра II. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением, а органами городского самоуправления были городская дума и управление. Положением о земских учреждениях создавались выборные губернские и земские собрания. Но также действовали и органы государственной власти.
Таким образом, нынешняя структура муниципальной власти является аналогом ещё дореволюционного механизма решения местных проблем.
При Александре III, правда, органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Однако и сегодня муниципалитеты зависят от регионального и федерального уровней власти – особенно если говорить о финансовой стороне дела.
После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единства системы советов как органов государственной власти снизу доверху. Местное самоуправление , таким образом, отвергалось полностью. Может в этом и была необходимость того времени, смогли же построить могучее государство, которое смогло победить в самой кровопролитной войне XX века – Великой Отечественной войне, где наша страна освободила от фашизма не только свою землю, но и многие страны Европы, показав мужество и героизм, сплочённость всего народа и народностей, населяющих нашу могучую Родину. Это доказывает, что политика правительства была правильной. А потом за короткие сроки были восстановлены города и сёла, возродилась промышленность и сельское хозяйство.
Вернулись к вопросу местного самоуправления только в конце 1980-х годов – веяние времени. Закон СССР « Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990г.) и Закон РСФСР « О местном самоуправлении» (1991г.) – отсюда произошло начало становления местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии самоуправления на местах.
Переломное значение для развития местного самоуправления в постсоветское время стало принятие Конституции РФ 1993 года – гарантирующая самостоятельность муниципальной власти.
Далее Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» - по принципу всех рамочных законов 1990-х годов не содержал детального регулирования местного самоуправления. Он не устанавливал жёстких ограничений по видам муниципальных образований, уровней, на которых реализуется самоуправление (район, поселение, город – могли и не быть муниципальным образованием). В результате в районах были различные модели организации местной власти, появились президенты, мэры и т.д., кто как хотел так себя и обзывал.
Новый Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принят в 2003 году, вступил в силу в 2009 году – теперь можно говорить о национальной модели местного самоуправления.
Но это всё история, давайте опустимся на нашу грешную землю и разберёмся, что же у нас происходит в настоящий момент, на конец 2010 года.
Согласно ФЗ-131 – муниципальные образования вправе выбирать различные модели построения системы органов местного самоуправления:
1. Глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту.
2. Глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию.
3. Глава муниципального образования избирается представительным органом из своего состава и возглавляет этот представительный орган, глава администрации назначается по контракту.
Почему в Спировском районе пошли по более простому пути – по третьему варианту. Да потому, что надо было обеспечить назначение на должность Главы района своего человека из мира «нищих». Всё было сделано очень просто, он проходит депутатом по сельскому округу, где Глава поселения пользуется большим авторитетом, наверное, ей за это было что-то обещано, но конечно потом об этом забыли. Далее собрание депутатов района, состоящее, в основном из представителей партии Единая Россия его избирает Главой района (за исключением некоторых депутатов). И что мы имеем у себя – маленького князька, которому абсолютно наплевать на все проблемы Спировского района, который занимается, в основном, только личными проблемами, которого два раза в неделю возят в Москву и привозят , который устроил себе рабочую неделю 2-3 дня, который постоянно болеет или находится в очередном отпуске.
Выборы Главы района просто необходимо в таком маленьком районе производить по второму варианту, когда Глава района избирается всем населением района и в то же время он является главой администрации района, это самое разумное решение – пусть народ знает в лицо кого он выбрал, а этот человек отвечал за свои поступки перед населением, а нет перед кучкой карманных депутатов.
Но проблема сразу встаёт в другом, наш Глава раздул себе такие штаты, что даже в более крупных районах удивляются – сколько человек скопилось у муниципальной кормушки района. Мы понимаем, что спихнуть родственный клан – это тяжело, поэтому мы надеемся на вдумчивое отношение к этому нашего населения Спировского района. На обслуживание Собрания депутатов – сессии проходят раз в квартал – штат аж 5 человек, при населении чуть более 12 тысяч в районе, а администрация района вообще не просчитывается.
Поэтому, уважаемые спировчане, только от Вас зависит – кто будет решать наши местные проблемы – «варяг» - которому на нас наплевать, или человек из нас, который здесь живёт и болеет за то, чтобы мы жили лучше, который корнями врос в спировскую землю.
Это только первый этап, второй, как нам кажется, образование поселений в таком маленьком районе – это тоже политическая ошибка. Я не могу сказать о работе поселений ничего плохого, учитывая на каком финансовом обеспечении они находятся – это не деньги в их бюджетах, это почти ничего. Но поселения не только выживают, но и оказывают услуги, решают вопросы благоустройства и т.д., хотя все денежные средства находятся в бюджете района ( почти 95%).
Для такого маленького района достаточно одной администрации, которая все проблемы взяла на себя и формировала бы бюджет, под все волнующие нас проблемы. А на местах достаточно было бы иметь отделы по работе с населением, в количестве 3-8 человек, в зависимости от численности населения и протяжённости до населённых пунктов. Но по второму вопросу, необходимо внесение изменений в федеральное законодательство, а по первому – мы думаем, что Вы, уважаемые спировчане, нас поддержите.
Теперь вернёмся ко второму вопросу. Пока не будет никаких изменений в закон – поселения у нас есть они и будут с их скромным бюджетом. Вспомним недалёкие годы, когда мы все с Вами выходили на субботники, благоустраивали территории возле домов, когда это было нам в нетягость, а воспринимали всё это как должное. Что же изменилось? А это последствия руководства нашей могучей партии (Единая Россия), которая развратила не только молодёжь, где они не имеет никакого представления, как жили ранее, так как в школе об этом не учили и не воспитывали никаких патриотических чувств за свою малую родину, но и среди более зрелого населения воспитали потребительские настроения.
Поэтому возникает вопрос, мы с вами, дорогие жители Спировского района, должны решить – сможем ли мы сделать лучше, или будем на всё это смотреть со стороны – на помойки, на плохие дороги, на другие вопросы нашей жизнедеятельности. Поэтому всё зависит от нас с вами. Есть предложение ввести небольшое самообложение граждан в поселениях, где ваши средства будут направлены на выполнение определённого вида работ по благоустройству территорий, а для контроля при администрациях поселений создать общественные комитеты, которые будут решать куда направит средства и вести полный контроль за финансированием. Этот вопрос, мы думаем , должен найти отклик среди жителей Спировского района, давайте обсуждать.
В заключении статьи, мы хотим сказать, что ничего здесь ненадуманно, все материалы обсуждались с авторитетными людьми не только нашего района, но и области , поэтому уважаемые спировчане просим откликнуться на эту статью, ждём от вас писем, все они будут изучены, более интересные опубликованы.
Новоселов Г.В.