СИМПТОМ – КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ, ДИАГНОЗ – КАПИТАЛИЗМ

11:00, 18 январь 2016
2 282
0

В наступившем году на телеэкранах прошел сюжет, который поверг в шок многих. Речь, конечно же, о чудовищном инциденте, произошедшем  в приемном покое отделения терапии больницы №2 Белгорода, когда хирург Илья Зелендинов в приступе гнева одним ударом убил пациента больницы – 56-летнего Евгения Вахтина.

 

Увы, Тверская область не стала исключением в череде трагедий, связанных с медициной. 12 января беспечность врачебного персонала ЦРБ в поселке Химинститут  привела к трагедии. В 8 утра пожилой мужчина шёл в сторону ЦРБ для сдачи анализов, но почувствовал себя плохо и упал в снег. Это заметили прохожие, которые незамедлительно позвонили в дежурную часть ЦРБ, чтобы вызвать скорую. От места происшествия до самой больницы около 500 метров, но врачи на вызов ехать отказались, сославшись, что это "не их участок". Через 35 минут после первого звонка в больницу на место все же приехали медицинские работники, однако мужчина скончался до их приезда. По данному факту депутат-коммунист Заксобрания Тверской области Андрей Истомин направил запрос в Следственный Комитет Твери, который приступил к проведению доследственной проверки. В СК намерены выяснить все обстоятельства ЧП и, по итогам проверки, принять процессуальное решение. Напомним, что аналогичный случай произошел 15 мая прошлого года вблизи поселка  Аввакумово Калининского района, когда 76-летний мужчина также скончался из-за отказа «скорой» приехать на вызов. 

 

Что говорить о простых смертных: в Рождественскую ночь в Москве умер известный футболист и тренер Сергей Шустиков, причем, по словам его жены, скорую помощь ждали почти полтора часа…


Конечно, анализируя каждый из этих страшных случаев по отдельности, можно сослаться на пресловутый человеческий фактор, на непрофессионализм и душевную черствость отдельных медиков. Но, в совокупности, все они – закономерное порождение нездоровой системы современной отечественной медицины. Главным симптомом болезни нашего многострадального здравоохранения можно назвать его коммерциализацию, порождённую рыночным капитализмом.

 

Медицина, которую мы потеряли

 

Вспомним социалистическое прошлое. В основе советской системы здравоохранения лежало несколько верных идей: единые принципы организации и централизация системы здравоохранения; равная доступность здравоохранения для всех граждан; первоочередное внимание детству и материнству; единство профилактики и лечения; ликвидация социальных основ болезней; привлечение общественности к делу здравоохранения. Существовало централизованное управления здравоохранением в масштабе всей страны (впервые в мире!). Все это помогало достичь достаточно серьезных результатов — по крайней мере, в преодолении традиционных инфекционных заболеваний, в серьезном уменьшении материнской и детской смертности, в профилактике социальных болезней и санитарном просвещении населения. Идея комплексного решения социальных и научно-технических задач большого государственного значения за счет концентрации ресурсов и планового ведения хозяйства, как ни банально сейчас это звучит, была удивительной по тем временам социальной инновацией, привлекшей к опыту Советского Союза внимание всего мира. Была выстроена стройная система медицинских учреждений, которая позволила обеспечить единые принципы организации здравоохранения для всего населения, от далеких аулов до столичных городов: фельдшерско-акушерский пункт  — участковая поликлиника — районная больница — областная больница — специализированные институты. Доступность здравоохранения обеспечивалась тем, что медицинское обслуживание было бесплатным, все граждане прикреплялись к участковым поликлиникам по месту жительства и в зависимости от сложности заболевания могли направляться на лечение все выше и выше по ступеням пирамиды здравоохранения.


Была организована специализированная система медицинских учреждений для детей, повторяющая систему для взрослых, от участковой поликлиники до специализированных научных институтов. Для поддержки материнства и младенчества существовала такая же вертикальная система — от женских консультаций и участковых роддомов опять-таки до специализированных институтов. В стройную систему оздоровления, профилактики и здравоохранения естественным образом включались дома отдыха и санатории.

Если сегодня, через четверть века после краха Советского Союза, оглянуться назад, то с высоты произошедшего за последние годы и с учетом зарубежного опыта можно сказать, что, несмотря на все проблемы, система здравоохранения в Советской России была образцовой. Но ещё в 1990-х началась череда реформ, фактически разделившая систему здравоохранения. Сегодня у нас нет единой системы здравоохранения, она как бы  распадается на две части. Одна, платная, — для состоятельных граждан. А другая -  бесплатная, государственная, — для бедных. Последствия для качества услуг очевидны. Недофинансирование государственной части привело к несостоятельности государственной системы здравоохранения, а, следовательно, и нынешнего буржуазного государства.


Сокращая больницы, сокращают население


За двадцать с лишним лет мы привыкли к долгим очередям, безответственности врачей, «благодарностям» в конвертах и прочим недостаткам отечественного здравоохранения. Но в последнее время ситуация резко ухудшилась. В регионах сокращаются квоты на лечение сложных заболеваний, увеличиваются листы ожидания для получения плановой медицинской помощи, закрываются «нерентабельные» стационары и поликлиники. Региональные власти и руководство лечебно-профилактических учреждений объясняют происходящее реформой здравоохранения, проводимой Минздравсоцразвития РФ с 2010 года. Сегодня в блогах люди пишут, как закрываются больницы в глубинке — по сути, единственные «центры жизни» на все село, и на их месте ничего не строится. Государство поставило цель избавить стационары от социальной нагрузки, построив больше амбулаторных заведений, фельдшерских пунктов и т.  д. Однако в действительности произошла не оптимизация под конкретные потребности населения, а резкое сокращение необходимых лечебно-профилактических учреждений.


В последние годы Тверь сотрясали баталии, связанные с реструктуризации Тверской больницы №5, с  ликвидацией родильных домов №3 и №4, а также перинатального центра на Тверском проспекте. Операцию «оптимизация» инициировало областное правительство во главе с губернатором Андреем Шевелёвым. В то время на защиту населения Твери встали депутаты  от КПРФ. Многое для сохранения учреждений здравоохранения было сделано депутатом-коммунистом регионального парламента Татьяной Гагкаевой, по инициативе которой в Твери было собрано 100 тысяч подписей против закрытия 3-го и 4-го роддомов. По мнению Татьяны Константиновны, с ликвидацией роддомов можно забыть о шаговой доступности качественной медицинской помощи в областной столице. А если добавить, что на почти полумиллионную Тверь осталось всего 25 бригад скорой медицинской помощи, становится понятно, отчего так тревожно  каждой тверичанке, собирающейся стать матерью.


После обращения Татьяны Гагкаевой, прокуратура Тверской области провела проверку по вопросу реорганизации родильных домов областного центра. Был сделан вывод, что действия министерства здравоохранения Тверской области по реорганизации акушерско-гинекологической службы г. Твери не соответствуют требованиям действующего законодательства. Кроме того, решение о реорганизации акушерско-гинекологической службы областного центра, по мнению прокуратуры, принято без учета проводимой государственной политики, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, в том числе путем повышения доступности и качества медицинской помощи. Соответствующее представление прокуратуры получил губернатор. 


 

Тревожные сигналы об оптимизации здравоохранения поступают сегодня из многих районов Тверской области. Последний «крик души» прозвучал из Лесного района, где против уничтожения областной властью местной ЦРБ люди вышли на митинг. И, опять же, население  поддержали только коммунисты: участие в митинге принимала первый секретарь Тверского обкома КПРФ, руководитель фракции КПРФ в ЗС ТО Людмила Воробьёва…  Разумеется, ликвидация лечебных учреждений находятся в числе первоочередных причин, приведших наш  регион к острому демографическому кризису: за 25 лет население Тверской области уменьшилось на 350000 человек, что равно населению крупного города. Это — почти 20%. Между прочим, это один из худших результатов в целом по России.


Дела «рвачей»


Итак, сегодня медицинская помощь превратилась в услугу. Появились ее "потребители" и "поставщики". Термины - "цена", "прибыль", "торги", "коммерческая выгода" и "банкротство" вошли в обиход в медицинской среде.  Наряду с узаконенными платными услугами отдельные доктора не брезгуют и откровенными коррупционными махинациями. За несколько лет в регионе прогремели громкие коррупционные скандалы, в которых, наряду с врачами, фигурировали высокопоставленные чиновники от медицины, включая министра здравоохранения Тверской области Елену Жидкову, которая обвинялась в превышении должностных полномочий при создании информационной системы здравоохранения. Под следствием по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере)также оказался Анатолий Цезарь, который, являясь советником губернатора Тверской области по здравоохранению, контролировал закупки медицинского оборудования и лекарственных средств, осуществляемых Департаментом здравоохранения Тверской области.

 

После назначения на должность министра регионального здравоохранения нового протеже Шевелёва -  Романа Курынина, финансовые махинации никуда не делись. Так, в отчёте Контрольно-счётной палаты Тверской области указано, что из 480 миллионов рублей, которые были выделены Тверской области на закупку медицинского оборудования, пришлось вернуть 418 миллионов. Аудиторы КСП выяснили, что конкурс на закупку оборудования объявлялся в конце года, при этом федеральные деньги приходили весной. Почти все конкурсы срывались, поскольку фактически у поставщиков не было времени на них выйти, выиграть и поставить необходимое оборудование. Деньги вовремя не осваивались и возвращались в федеральный бюджет.

 

По итогам многочисленных нарушений в психиатрической больнице им. Литвинова, которые были выявлены в ходе проверки учреждения аудиторами КСП по Тверской области, были уволены главный врач Олег  Иванов и его заместитель по административно-хозяйственной части. Как сообщает ТИА, аудиторы КСП нашли избыточные расходы по капитальному ремонту зданий. Из 25,6 млн. рублей, выделенных в 2014 году на эти цели, 1,9 млн. рублей были потрачены на невыполненные работы по проверке проектно-сметной документации на капитальный ремонт и непосредственно по капремонту здания приемного отделения и прачечной. В учреждении не была налажена претензионная работа в части применения штрафных санкций за неисполнение и ненадлежащее исполнение госконтрактов. Не предъявлялись требования по банковской гарантии в пределах срока её действия: сумма невостребованной гарантии по контрактам, срок которой истёк, составляет 10,4 млн. рублей.


Серьёзные нарушения были найдены в штатной численности специалистов учреждения, проверкой также были установлены нарушения при работе с арендаторами помещений. Но самый большой вопрос у аудиторов вызвали договоры пожертвования основных средств и материальных запасов. Безвозмездное поступление по договорам пожертвования за 2014 год составило 2,6 млн. рублей. Из 101 договора пожертвования один был заключен с юридическим лицом, остальные – с физическими лицами, из которых 94 – пациенты учреждения. При этом в 14 случаях договоры заключались от 2 до 5 раз с одними и теми же пациентами. Кроме этого, 5 пациентов в 2014 году после совершения пожертвования на общую сумму 88,6 тыс. рублей решениями судебных органов были лишены дееспособности. Все договоры пожертвования с пациентами заключены на имущество, которое при этом не находилось в собственности жертвователя. Схема проворачивалась такая: социальные работники больницы снимали денежные средства со сберегательных книжек пациентов по их доверенности и покупали на эти деньги имущество, которое указано в договорах пожертвования. Чтобы схема действовала, психбольницей в 2011 году был специально утвержден приказ «Об упорядочении работы по договорам пожертвования».  Сейчас в отношении уже бывшего главврача Бурашевской психбольницы О. Иванова  возбуждено уголовное дело.

 

Лекарство есть, и оно – у КПРФ!


Нищета, непрофессионализм врачей, ликвидация больниц, всепоглощающая коррупция –  это метастазы, которые продуцирует раковая опухоль российской медицины, под названием – «коммерциализация».  Между прочим, пока нашу медицину продолжают добивать рыночные реформы, во всем мире наметилась тенденция огосударствления здравоохранения. В таких развитых странах, как Англия, Германия, Италия, Франция, Канада и США государственная система здравоохранения сегодня занимает значительно более высокие рейтинги, чем частная медицина. С тем, что страна может быть сильной только при условии сильной государственной медицины никто уже не спорит, кроме «расеянских»  либеральных министров, которые от ВВП страны на здравоохранение отдают не тринадцать процентов, как в той же Америке, а только три (это при том, что размеры наших ВВП в принципе не сопоставимы). В бюджете 2016 года на медицину из каждых ста рублей выделяется только 3 рубля 40 копеек. Учитывая, что и эти копейки разворовываются нещадно, то выжить в таких условиях может только русский народ. Правда, в последнее время это у него уже не очень-то получается…


Выход один – поддержать на выборах в сентябре нынешнего года Коммунистическую партию Российской Федерации. Это должны осознать и честные медики, и их пациенты. Только у нашей партии есть лекарство от болезни медицины, прежде всего – это возвращение здравоохранения в лоно государства. При этом коммунисты будут опираться на лучшее из опыта советской медицины, о котором подробно рассказывалось в начале публикации.  КПРФ намерена провести антикоррупционные «чистки» в медицинской среде, чтобы безжалостно отсечь болезнетворных чиновников и сберечь профессионалов. Только эти неотложные меры позволят спасти нашу умирающую медицину!


Дмитрий Фисенко, член Союза журналистов России

 

Комментирует Татьяна Гагкаева, депутат Законодательного Собрания Тверской области (фракция КПРФ):

- Реформа здравоохранения, которая проводилась в России, безнадёжно провалилась. Тревожным симптомом для Тверской  области является то, что ряд чиновников, руководивших за последние годы тверской медициной, были либо посажены, либо отстранены от должности. Население Твери – это, в основном, пожилые люди и после ликвидации 5-й горбольницы, которая обслуживала данную категорию населения, возникли большие проблемы. Положить пожилого человека в больницу стало крайне сложно. Я сама в конце прошлого года столкнулась с ситуацией, когда только благодаря моему вмешательству, как депутату Законодательного Собрания, удалось добиться госпитализации нескольких человек в возрасте, которые нуждались в стационарном лечении. Но разве это нормальное явление, когда в больницу можно лечь только при помощи депутата Заксобрания?

В больницах проблемы с кадрами – зарплата врачей в Тверской области мизерная, и выпускники нашей медакадемии уезжают работать в Москву, в Подмосковье. Медицинское оборудование во многих больницах безнадежно устарело, оно либо совсем не обновляется, либо обновляется некачественно. Сейчас тенденция государства – сокращать стационары.  Например, в 7-й горбольнице по программе модернизации должен быть установлен новый рентгеновский  аппарат, но его до сих пор нет. Отдельные виды анализов можно сдать только в частных клиниках, так как в государственных нет современных лабораторий. К сожалению, плата за анализы для многих людей преклонного возраста, чья пенсия составляет 8-10 тысяч рублей, неприемлема.   


Скорая помощь… Это отдельная, очень большая проблема, можно сказать – трагедия. В прошлом году жуткий случай произошёл с одной из солисток хора ветеранов, проживающей в деревне Андреевка в 5 км от Твери. Ночью у нее открылось сильное кровотечение, и я, депутат Заксобрания, два с половиной часа вызывала скорую помощь, в том числе пытаясь дозвониться до министра здравоохранения! Депутаты-коммунисты неоднократно поднимали вопрос на заседаниях ЗС, чтобы увеличить автопарк «скорой», но результат – нулевой. Впрочем, городская скорая помощь вышла из положения, теперь в Твери есть частная скорая помощь, приезжающая на вызов за плату, но, опять же, не у каждого найдутся на это деньги.

В одной из газет недавно прочла статью под заголовком «Минздрав предупреждает: лечение опасно для вашего здоровья!». Увы, это действительно так, и ситуация будет только усугубляться, если кардинально не изменить систему… 

 

Еще

 

 


СК: отказ скорой выехать к мужчине под Тверь мог привести к его смерти

РИА Новости http://ria.ru/incidents/20150520/1065598087.html#ixzz3xZnyNGB5

 


Комментарии (0)
Добавить
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив