ЧИТАЯ «МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ» Дискуссионный клуб КПРФ

22:57, 15 март 2017
2 018
0
Изучение наследия классиков марксизма представляет собой необходимую часть работы как партии в целом, так и каждого партийного активиста, ведь без овладения основами марксистско-ленинского учения член Коммунистической партии рискует скатиться в болото оппортунизма. Задача каждого современного коммуниста при изучении работ классиков должна состоять в критическом отношении к букве этих работ, чтобы сохранить их дух. 
На очередном заседании политического дискуссионного клуба при Тверском обкоме КПРФ, состоявшемся 15 марта, были рассмотрены основные положения «Манифеста Коммунистической партии», написанного Марксом и Энгельсом в 1848 году. Казалось бы, что может быть интересного в книге, написанной более 150 лет назад? Отвечая на этот вопрос, председатель дискуссионного клуба Юрий Павлович Федоров убедительно доказал молодым партийцам, что при внимательном чтении «Манифеста» можно получить выводы, актуальные для современности. Конечно, не все из этих выводов могут оказаться стопроцентно верными, но только вооружившись марксистско-ленинскими знаниями, коммунист может быть уверенным в том, что не запутается в сложной общественно-политической жизни. 

В «Манифесте» Маркс и Энгельс затронули ряд экономических, политических и социальных проблем, характерных для середины XIX века. Вот как высказана цель «Манифеста» в нём самом:
«Коммунизм признается уже силой всеми европейскими силами. Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии».
Многое из того, что было высказано уже тогда, признается коммунистами и сегодня. Как отметил Ю. П. Федоров, сами Маркс и Энгельс подают блестящий пример критического подхода к своим же произведениям. Применительно к «Манифесту» об этом говорит большое количество предисловий, написанных классиками в разные годы. 
Труд Маркса и Энгельса дает правильный ответ на главный вопрос:  в каком обществе мы живем?
Некоторые утверждают, что это — бандитский капитализм, другие говорят, что мы движемся к постиндустриальному или информационному обществу. Кто-то говорит о классовой борьбе, а кто-то — о социальном партнерстве и ответственности бизнеса. Где истина? Кто прав? В первом разделе «Манифеста» Маркс и Энгельс анализируют современное им общество капитализма XIX века. Читая этот раздел, необходимо разобраться с каждым его положением, сравнивая всё с существующей действительностью.
Первое, что интересно — это заголовок. Да, уже к заголовку «Буржуа и пролетарии» Энгельс делает в 1888 году примечание:
«Под буржуазией понимается класс современных капиталистов, собственников средств общественного производства, применяющих наёмный труд. Под пролетариатом понимается класс современных наемных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу».
Разберёмся, есть ли у нас сегодня то, что Энгельс называет пролетариатом и буржуазией. Очевидно, что есть. Имеется группа людей — владельцев заводов, газет, пароходов, нефтегазовых труб и др. — которые вынуждены нанимать для работы других людей, которые этих самых заводов, газет и труб лишены. То, что сегодня, как и 150 лет назад, общество разделено на классы, — несомненно. Мир в этом отношении стоит на месте: как и во времена Маркса, сегодня у нас мизерная кучка богачей живет за счет огромной массы трудящихся. Все утверждения об исчезновении пролетариев (другими словами — наёмных рабочих) и буржуа-капиталистов представляют собой очевидную глупость. Классы объективно существуют. Также никуда не исчезла и классовая борьба. Выступления рабочих в Западной Европе и других капиталистических странах, борьба трудящихся России против грабительских законов, создание независимых рабочих профсоюзов и многое другое — аргументы в пользу того, что классовая борьба пролетариата и буржуазии — это не «сказки», придуманные коммунистами, чтобы прийти к власти, а объективная реальность, порождаемая самой капиталистической формацией.

Живое участие в дискуссии по теме «Манифеста» приняли как ветераны партии – Роберт Альфонсович Оношко, Петр Тимофеевич Пересыпкин, так и молодые коммунисты – Алексей Плюхин, Алексей Черняев, Владимир Яковлев и другие товарищи. Прозвучали разные точки зрения, но все участники дебатов сошлись в одном: нужно не просто заучивать отдельные фразы или утверждения «Манифеста», а вдумчиво прояснить для себя, что из наследия классиков марксизма осталось неизменным, что было верным только в их эпоху, а в чем они, может быть, ошибались.

Комментарии (0)
Добавить