В.Г. СОЛОВЬЕВ: Правда о референдуме
- Не секрет, что все это время мы занимались процедурами, необходимыми для проведения "пенсионного" референдума. К настоящему моменту нам удалось согласовать с Центральной избирательной комиссией вопрос, который будет выноситься на всенародное обсуждение. ЦИК был вынужден одобрить ту формулировку вопроса, которая была подготовлена юристами КПРФ.
- Насколько сложными были эти процедуры?
- Надо сказать, что со времени принятия новой Конституции Российской Федерации, в нашей стране не было проведено ни одного общероссийского референдума. В 2003 и 2007 гг. ЦИК и Верховный Суд РФ отказывали КПРФ в проведении референдума по формальным основаниям. Учитывая эту практику, мы обжаловали сам закон о референдуме в Конституционном Суде. КС по целому ряду позиций, в том числе формулирования вопроса референдума, поддержал нашу точку зрения. Поэтому в части формулирования вопросов закон был смягчен, но сами процедуры проведения, наоборот, были значительно ужесточены. По старому закону нужна была одна инициативная группа из ста человек, теперь же необходимы инициативные группы в не менее чем половине субъектов федерации. Заполнить огромное количество документов, проверить их, заверить нотариально... Грубо говоря, раньше было нужно 10 документов, теперь же - 10 тысяч.
- Теперь, когда формулировка вопроса референдума одобрена на заседании Центральной избирательной комиссии, КПРФ может приступить к регистрации инициативных групп в регионах?
- Да, но не все так просто. С учетом того, что пенсионная реформа затрагивает всех граждан России, КПРФ считает, что по этому вопросу должен быть проведен референдум. Но мы прекрасно понимаем, что при этой процедуре провести референдум можно только в том случае, если на то будет политическая воля Администрации президента. Если же такой воли нет, то для отклонения такой инициативы можно найти тысячу формальных причин. Тем не менее, понимая, что власть попытается провалить референдум и обвинить в этом КПРФ, мы пошли на этот шаг.
В первую очередь мы натолкнулись на иезуитскую позицию ЦИК, которая с одной стороны отказала в регистрации нашей первоначальной формулировки вопроса, а с другой, согласовав с нами новую формулировку, допустила утечку информации, чем воспользовались другие политические силы, которые "внезапно" решили использовать эту ситуацию в своих целях. И тоже создали инициативные группы, что формально не противоречит закону. На заседании ЦИК 8 августа были признаны 3 инициативных группы с практически идентичными вопросами.
- Кто стоит за этими новыми инициативными группами?
- Скажем так, это общественники, которые в тесном контакте работают с властью. Самое удивительное, что согласно действующему закону данная ситуация никак не урегулирована. Поэтому приходится предполагать, что таким образом искусственно создана неразбериха в этом вопросе, и становится непонятным, какая же из групп в конечном счете будет заниматься проведением дальнейших процедур референдума. Да, возможны переговоры с представителями этих групп с целью добиться объединения усилий по проведению референдума, что, конечно, потребует дополнительного времени. А сроки проведения всех процедур установлены законом: в течение 15 дней создание и регистрация инициативных групп, затем проведение общего съезда, и всего месяц на сбор не менее двух миллионов подписей.
- Чем грозит подобная неразбериха при подготовке референдума?
- Ситуации могут быть разными. Ну смотрите, в одном регионе не может быть более одной инициативной группы. Простая арифметика показывает, что все три группы зарегистрированы быть не могут, просто потому что на них не хватит субъектов Российской Федерации. В итоге, либо ни одна из политических сил не сможет набрать необходимого числа инициативных групп в регионах, либо это сможет сделать только одна из них, и власть сделает все возможное, чтобы это была не КПРФ. А дальше - антикоммунистическая кампания и слив всех достигнутых результатов.
Поймите, если предыдущие референдумы были сорваны из-за "неправильных вопросов" КПРФ, поскольку сама процедура позволяла реально провести общенародное обсуждение, то теперь рычагом для срыва являются чисто технические процедуры, что свидетельствует о нежелании партии власти проводить референдум под новым предлогом. Эту ситуацию сейчас активно используют все недруги КПРФ, убеждая избирателей, что коммунисты не способны организовать и провести референдум.
- Тем не менее КПРФ не отказывается от идеи проведения референдума. В чем вы сейчас видите задачу коммунистов?
- Хорошо понимая, что будут использованы все способы, чтобы не дать нам провести референдум - казуистику закона, спойлеры, продажные СМИ, мы все равно пошли на его инициирование, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме повышения пенсионного возраста, и этого нам уже удалось добиться. Да, согласно закону, к референдуму ведет очень извилистая дорога, но мы пройдем по этому кривому пути так далеко, на сколько это вообще возможно.
Кроме того, параллельно мы уже проводим Народный референдум, и уже собрано порядка трёх миллионов подписей граждан. И мы будем продолжать эту работу. В Тверской области, например, собрано уже более 15 тыс. подписей. И, разумеется, мы будем продолжать проводить акции протеста. Одним из главных элементов борьбы - это Всероссийская акция протеста 2 сентября, которая продолжит наше давление на власть. Людоедская пенсионная реформа должна быть отменена!
- Спасибо за беседу!
Беседовал главный редактор
газеты "Пролетарская правда"
С.В. Шишков