Русский лес и его судьба

11:39, 27 апрель 2025
7
0

Россия имеет огромные лесные ресурсы – четверть мировых запасов древесины, в том числе крупнейшие на земле хвойные леса. Объем лесосырьевого ресурса – 82 миллиарда кубических метров, из них 4 миллиарда – кубометры чистого леса.

Леса и продукция лесопромышленного комплекса в нашей стране используются во всех сферах производственной деятельности. Это строительство, машиностроение, мебельная и горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство. Лес обеспечивает различные потребности населения – сбор даров леса и лекарственных растений, охота и отдых. Невозможно переоценить его рекреационное значение. Лес – это легкие планеты, поставляющие в атмосферу земли кислород.

Понимание уникальности и важности лесного богатства для человека было в Советской России заложено в основу государственной политики в области использования, охраны и защиты лесного фонда, воспроизводства лесов. Для этого была создана отлаженная система государственного управления и развития лесной отрасли, разумного ведения лесного хозяйства, мощная база заготовки и переработки древесины и сбалансированная экспортная поставка. Наряду с этим было создано отечественное лесное машиностроение, научная база и подготовка высококвалифицированных кадров для работы в лесном хозяйстве. Отрасль успешно развивалась, объем прибыли от лесного комплекса был на втором месте после нефтяного. Это то, что буржуазная власть России получила от советской власти; что мы имеем ныне после тридцатилетнего правления буржуазно-компрадорского режима.

Скажем прямо, к сожалению, в капиталистической России нет продуманной, перспективной политики в сфере ЛПК. Буржуазная власть, опирающаяся на грабительское растаскивание общественного богатства, не разработала национальную программу лесной отрасли. Подлинный же хозяин страны – народ, который по Конституции является «единственным источником власти», ввергнут в пучину нищеты, бесправия и прозябания.

Да иначе и быть не могло. Грабительская ельцинская приватизация – передача в частные руки узкого круга «семьи» и приближенных к ней членов команды либеральных демократов общенародной государственной собственности, разграбление богатств великой державы, криминальная растащиловка под корень срубили экономику страны.

В процессе приватизации и «реформ» оказались разоренными все сферы народного хозяйства, почти полностью загублены многие его важнейшие отрасли, практически уничтожен их инфраструктурный комплекс.

Этот каток прошелся и по лесопромышленному комплексу – наступили черные дни для русского леса.

Как и в других отраслях, приватизация проводилась в мутной воде беззакония и бесконтрольности. Вопреки государственным интересам, в первую очередь приватизировались наиболее перспективные предприятия, выпускающие продукцию глубокой переработки древесины. И здесь не обошлось без различных коррупционных, криминальных схем, махинаций и афер. В результате предприятия продавались «своим людям» по бросовым ценам. Достаточно сказать, что доход от приватизации лесопромышленных предприятий составил лишь 2% от их реальной стоимости.

Приход частных собственников в лесопромышленный комплекс не стал стабилизирующим фактором в производственной деятельности, как об этом громко кричали либеральные «реформаторы». Наоборот, привел не к улучшению, а к ослаблению и полному подрыву системы управления отраслью, контроля за ведением и состоянием дел, и в конечном итоге к хищнической эксплуатации и разорению ее ресурсов.

В условиях попрания старых и отсутствия новых законодательных актов буйно расцвели все возможные хищения и нарушения, начиная от приватизации предприятий и до самовольных варварских рубок леса и вывоза его за рубеж, с нарушениями действовавших таможенных правил, а подчас и контрабандным способом.

Ни о каком ведении хозяйства в этот период не было и речи. Эта психология рвачества укоренилась и дает о себе знать и по сей день.

Самое главное – на фоне царившей общей экономической дезорганизации произошел разрыв хозяйственных связей между лесохозяйственными, заготовительными и перерабатывающими предприятиями. Таким образом, они, с одной стороны, оказались в условиях дикого рынка без отлаженной организационной структуры и координации деятельности. С другой стороны, отсутствие контроля над процессом разгосударствления в лесохозяйственной сфере привело к тому, что государство утратило возможность регулирующего влияния на деятельность важнейших предприятий деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, производящих стратегически важные, экспортные товары.

В лесозаготовительной и перерабатывающей промышленности сегодня работает около 30 тысяч мелких предприятий. Они в основном ориентируются на экспорт леса, быстрый заработок. Средства от реализации продукции, как правило, оседают за рубежом. Из доходной отрасль превратилась в убыточную – более половины предприятий работают с убытком, резко сократились вложения в основной капитал. А ведь она при хозяйском отношении, по мнению специалистов, может ежегодно приносить в федеральный бюджет более 2,5 триллионов рублей.

Новые хозяева стараются выжать всё из имеющегося оборудования и техники, которые и физически, и морально уже устарели и изношены сверх всяких допустимых норм. Средний их возраст составляет 25 лет, износ основных фондов – более 50%.

Произошел развал технической и технологической базы перерабатывающих предприятий. Картина здесь, прямо скажем, крайне удручающая. Лесная промышленность столкнулась с катастрофической нехваткой мощностей, особенно по глубокой переработке древесины.

Наиболее остро это ощущается в азиатской части страны, где на двух третях практически полностью покрытой лесами территории производится всего 37% заготавливаемой древесины и 36% пиломатериалов. Фанеры выпускается менее 10%, бумаги и картона – не более 8%.

Удивляться не приходится. Ведь за все годы рыночных реформ за Уралом построено всего несколько предприятий по глубокой переработке древесины.

В европейской части, во многом из-за недостатка перерабатывающих мощностей, также не используются значительные ресурсы древесины, особенно лиственной и низкокачественной.

Специалисты бьют тревогу – за последние 25 лет произошел полный развал лесной инфраструктуры. В самых крупных лесных районах нет лесовозных дорог, без которых невозможно расширение заготовок древесины – рядом с магистралями леса уже выработаны.

Государство не создало механизма, который стимулировал бы лесопользователей инвестировать средства в создание инфраструктуры, в первую очередь в строительство дорог, поэтому и без того скудные инвестиции в эту сферу из года в год сокращаются.

Если при советской власти, в 90-е годы прошлого века строилось более 10 тыс. км лесовозных дорог ежегодно, то в последние 25 лет они практически не строятся. Средств не хватает даже на содержание имеющихся дорог, из которых 80% грунтовые. Их можно эксплуатировать преимущественно в зимнее время. В результате активные лесозаготовки в ряде регионов ведутся не более 5 месяцев в году. Бездорожье – вот одна из основных причин, по которой большие запасы ценной древесины в районах Сибири, Северо-Востока, Дальнего Востока, Республики Коми, Архангельской области не осваиваются лесозаготовителями.

Для сравнения: в России на одну тысячу гектаров лесов приходится 1,2 км лесовозных дорог, в Финляндии – 40, в Швеции – 11, в США – 10.

По оценке специалистов, нам необходимо строить ежегодно не менее трех тысяч только магистральных лесовозных дорог с твердым покрытием. Для этого требуется около 20 миллиардов рублей. Здесь слово должно быть за государством, как собственником лесов. При наличии политической воли для этих целей могли бы быть использованы средства федерального бюджета, инвестиционного фонда, кредиты банков и другие.

Полагаю, что было бы целесообразно включить магистральные лесные дороги с твердым покрытием в систему дорог общего пользования, финансирование строительства и содержание которых ведется за счет средств государства. Словом, при заинтересованном отношении можно найти пути решения этого непростого вопроса. Но, к сожалению, на практике мы видим обратное: власть стремится все перекинуть на частного лесопользователя.

Вот к чему привела такая политика. Россия, обладая почти четвертью мировых запасов древесины, проводит лишь 5% рубок от мирового показателя, значительно уступая таким странам, как США, Канада и Бразилия.

Ежегодные лесозаготовки находятся примерно на уровне 180 млн кубометров, что составляет менее 20% годового прироста российских лесов.

Созревший лес не вырубается в нужных объемах, что значительно ниже, чем в 1980–1990-х годах.

Обвал лесопромышленного комплекса наглядно виден при сопоставлении нынешних основных его показателей с показателями советского периода. По сравнению с 1990 годом, заготовка древесины в стране снизилась в 2,7 раза, производство пиломатериалов – более чем в 3,5 раза, выпуск бумаги и картона – в полтора раза.

Ныне лесное хозяйство России – это сфера упущенных возможностей для социально-экономического развития страны. Сегмент лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности крайне незначителен и составляет лишь 4,6% в общем объеме промышленного производства Российской Федерации.

Для сравнения: в Финляндии он равен 25,4%, в Швеции – 18,6%, в Канаде – 15,4%, в США – 9,4%. И что самое тревожное – в России он имеет тенденцию к уменьшению.

Доля России в мировом производстве пиломатериалов составляет 5%, древесных плит – 3%, товарной целлюлозы – 4%, бумаги и картона – 2%.

За годы правления буржуазного режима страна утратила свои позиции на глобальном рынке лесной продукции. Ниша России в мировой торговле сузилась с 18% до 2,6%.

В последние годы крайне запущено оказалось лесовосстановление. Новые лесозаготовители ведут себя как временщики. Им непонятен принцип: «Срубил – посадил». Им интересно побыстрее срубить, продать и отхватить деньги. Поэтому лесовосстановительные работы за годы разгула дикого капитализма сократились в разы и ведутся некачественно. Из года в год происходит систематическое ухудшение породного состава лесов – хвойные леса замещаются на лиственные.

По расчетам специалистов, ежегодно требуется вкладывать в лесную отрасль свыше 3 млрд долларов для создания высокотехнологичных производств, необходимой инфраструктуры лесного хозяйства, строительства дорог. Реальный ежегодный объем инвестиций в эти годы составил половину этой суммы.

На грани полного краха оказалось отечественное лесное машиностроение. Отрасль деградировала настолько, что, по сути, речь идет о том, сохранится ли отечественное лесное машиностроение, быть ему или не быть.

Достаточно сказать, что, по сравнению с 1990 годом, выпуск основных лесозаготовительных отечественных машин сократился примерно в 19 раз. В то же время растет закупка импортной техники.

В настоящее время каждый год в Россию импортируется около 200 финских лесозаготовительных машин. Это понятно, ведь мощные финские «харвестеры» и «форвардеры», с оборудованными электроникой кабинами, способны пробираться по непроходимым дорогам, крутым склонам. По производительности один такой современный комплекс, который обслуживают 10-16 операторов, может заготовить в год столько древесины, сколько средний российский леспромхоз со штатом в 300 человек.

При использовании такой техники заготовка одного кубометра леса обходится на 4-5 долларов дешевле, чем при механизированной заготовке с использованием нашей техники.

По данным ассоциации «Рослесмаш», в прошлом году российскими заводами было изготовлено 6 тыс. лесозаготовительных тракторов, они отстают по своим возможностям от зарубежной техники. И спрос на них невелик.

Как видим, возникла реальная угроза полной потери отечественными производителями рынка лесозаготовительной техники, объем которого, по оценкам экспертов, составляет около 250 млн долларов в год.

Скажем прямо, в стране есть потребность и все возможности иметь развитое лесное машиностроение. В сложившейся ситуации решающее слово опять-таки должно сказать государство. Именно оно может определить меры поддержки данной отрасли, обеспечивающие не просто количественный рост выпуска машин и оборудования, но и создание новой, по-настоящему современной техники для лесопромышленного комплекса, внедрение высокопроизводительного оборудования и прогрессивных технологических процессов в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

При таком решении можно бы повысить степень механизации работ на лесозаготовках и улучшить использование полученной древесины, «расшить» проблему наращивания мощностей по химической и химико-механической переработке древесных отходов, низкокачественной древесины и древесины мягколиственных пород. Между тем сегодня, по данным Минприроды России, потери отходов древесины при лесозаготовках самые большие в мире – до 40%. А среди самых серьезных лесонарушений – брошенная на корню древесина, не пользующаяся спросом осина, дровяная древесина, мелкий лес-подросток, сучья, вершины стволов.

Здесь мог бы пригодиться опыт Финляндии, когда лесозаготовители являются «частью» крупных лесопромышленных комплексов, входят капиталом в целлюлозные комбинаты, мебельные фабрики.

Есть и другие способы решения проблемы. Но самое главное – для этого нужен заинтересованный государственный подход развития отечественной отрасли. Однако пока судьбу страны вершат ставленники олигархов и компрадоров-капиталистов, которые ведут Россию к превращению в сырьевой придаток.

Модернизация, перевооружение лесного комплекса невозможны без современной науки, ориентированной на инновационные технологии. Однако отечественная наука, и в первую очередь отраслевая, оказалась в плачевном состоянии. Об этом убедительно свидетельствует низкий уровень научной и инновационной деятельности в отрасли.

За последние годы отраслевой наукой созданы лишь единицы современных технологий и новой техники, которые находятся только на стадии образцов. Так как в лесной отрасли практически нет специализированных структур, занимающихся экспертизой и продвижением инвестиционных проектов, то многие инновационные проекты остаются невостребованными.

Особый разговор о лесном экспорте. Приход на это поле частного собственника привел к тому, что в погоне за сиюминутной личной выгодой он пренебрегает интересами государства, а нередко становится на путь злоупотребления, нарушения закона. Ныне главный предмет экспорта – круглый лес и пиломатериал, несмотря на то, что экспортировать продукты его переработки гораздо эффективнее. Из 180 миллионов кубометров годового объема заготовок древесины на экспорт отправляется 50 миллионов кубометров необработанного леса.

Мы же сегодня вывозим высококачественную древесину, а ввозим в Россию бумажно-беловые товары, высококачественные пиломатериалы, мебель и другую продукцию, выпускаемую преимущественно из нашего сырья.

Приоритетом государства должно быть стимулирование и создание условий для полной переработки сырья в «лесных» районах, поддержка всех начинаний в этом деле.

Понятно, что на росте эффективности экспорта отрицательно сказывается, прежде всего, низкая конкурентоспособность продукции российских лесоперерабатывающих предприятий, которая уступает зарубежным аналогам по качеству, потребительским свойствам, дизайну, экологическим и другим показателям.

Не способствует эффективности лесного экспорта большое количество лесоэкспортеров, которых примерно 16 тысяч. Причем около 8 тысяч из них – посредники.

Продвижение российских лесных товаров на внешний рынок сдерживают и вывозные таможенные пошлины на продукцию глубокой переработки древесины. Сегодня таможенные пошлины на эту продукцию в два раза выше, чем пошлины на вывоз необработанного леса. Конечно, такая таможенная политика тормозит развитие лесоперерабатывающих предприятий. Если она кому и выгодна, то именно зарубежным потребителям и предпринимателям, которые получают сверхприбыли при переработке нашего леса.

Представляется целесообразным для наведения порядка в деле экспорта древесины иметь государственную организацию, которая проводила бы эти операции.

С приватизацией в сферу ЛПК пришли коррупция, преступления, криминал. В стране получили массовое распространение незаконная заготовка и нелегальный оборот древесины. Расцвела теневая экономика, нелегальная деятельность в сфере лесопользования. По данным Россельхоза, в эти годы ежегодный ущерб от незаконной вырубки леса составляет около 6 миллиардов рублей.

Так незаконная вырубка леса в Югре Ханты-Мансийского автономного округа в 2023–2024 гг. нанесла ущерб на 77,8 миллионов рублей. Незаконная вырубка в Красноярском крае составляет от 10 до 20% от общего оборота лесной отрасли.

Появились различные «легальные» схемы уклонения от уплаты налогов, занижение цены на древесину импортерами при поставках за рубеж, недостоверное декларирование качества и количества, пересортица и просто нелегальной ввоз леса. По некоторым данным, до 20 миллионов кубометров в год.

Наряду с варварскими рубками леса губительный урон лесфонду наносят лесные пожары. В связи с ослаблением служб охраны леса количество пожаров не уменьшается, а, наоборот, растет.

Так, в 2006 году пожаров в лесном фонде было в 4,4 раза больше, чем в 2005 году, а площадь, пройденная огнем, – больше в 6,3 раза.

Итак, какую сферу в лесной отрасли ни возьми – кругом обвал. Известно ли это ныне действующей власти? Без сомнения, о положении дел в отрасли ей неоднократно докладывала Счетная Палата РФ; поднимали эти вопросы видные ученые, руководители и специалисты лесной отрасли. Обо всем этом говорилось много на Парламентских слушаниях в Совете Федерации и Государственной Думе РФ в процессе обсуждения готовившегося к принятию Лесного кодекса Российской Федерации.

Казалось, что правительство России наконец озаботилось крайне запущенным состоянием дел в лесопромышленном комплексе. Проблемы, приоритеты и пути развития лесного хозяйства рассматривались на совещании в Республике Коми при участии Президента России В. Путина, который дал поручения, направленные на повышение конкурентоспособности российского лесного хозяйства, решение ключевых проблем лесной отрасли, экспорта древесины.

Правительство РФ, вроде бы, отреагировало на поручения главы государства, и в ноябре 2005 года было принято решение о разработке в первом квартале 2006 года Федеральной целевой программы развития мощностей по глубокой переработке древесины и освоению новых лесных массивов на период до 2015 года. Но реальное решение проблемы затянулось на неопределенное время.

Принятый в декабре 2006 года новый Лесной кодекс и закон о его введении в действие требуют для реализации норм и положений принятия 25 федеральных подзаконных документов. 30 января 2007 года правительством РФ был утвержден перечень проектов нормативных правовых актов, необходимых для исполнения принятого нового Лесного кодекса. Однако во всех принятых документах четко прослеживается все та же линия на приватизацию, на вытеснение и уход государства из отрасли.

Данные документы направлены на предоставление возможности для распродажи российских лесов вопреки государственным и общественным интересам. В них в завуалированной форме создаются правовые механизмы передачи лесных земель в частную собственность.

Новый Лесной кодекс предполагает сдачу леса в аренду не путем конкурса, а через аукцион, когда не требуется план использования леса на период аренды, а действует только одно требование – кто больше заплатит. А дальше твое дело, как распоряжаться лесом. Никто ни перед кем не имеет никаких обязательств. По новому Лесному кодексу снимаются гарантии на бесплатное лесопользование сельским населением. Право граждан на пребывание в лесах может быть ограничено по усмотрению собственника или арендатора. А для сенокошения, выпаса скота, сбора меда потребуется их разрешение.

Отсутствует разрешительная система лесопользования, которая является необходимым условием борьбы с нелегальными рубками, она заменена заявительной. На практике это значит, что государство не контролирует лесопользование. Хотя при заявительной системе арендатор и пишет декларацию, в которой заявляет, как будет использоваться участок, но она не несет никаких правовых последствий.

Новый Лесной кодекс открывает возможность иностранному капиталу скупать российские леса в неограниченных размерах. А это уже таит в себе возможность перехода под иностранный контроль целых регионов и чревато серьезными последствиями.

Не определены ни функции, ни органы государственного управления в области охраны, использования и воспроизводства лесов. Закон не стимулирует ни глубокую переработку леса, ни тем более его воспроизводство.

Знает ли все это думское большинство в лице единороссов и иже с ними? Знают. Но такова психология временщиков – нам сказали, заплатили, мы и проголосовали.

Такой кодекс служит прежде всего интересам крупного олигархического капитала, который получит возможность скупать лесные земли, занимающие две трети территории России.

Позиция коммунистов по вопросу приватизации и Лесного кодекса выражена в партийных документах, законодательных инициативах фракции КПРФ в Государственной Думе РФ. Мы исходим из  того, что лес – это природное богатство, принадлежащее всему народу России, призванное приносить пользу не только нынешнему, но и будущим поколениям, нашим потомкам.

В Конституции РФ продекларировано, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории». В постановлении Конституционного суда сказано, что «лесной фонд России – это публичное достояние многонационального народа и является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим».

Казалось бы, исходя из этого, у правительства России и его исполнительных структур лесная отрасль должна быть в центре внимания по ее сохранению и эффективному использованию. Однако леса уничтожаются катастрофически и преступно. Они тают на глазах от незаконных вырубок, пожаров и безответственной политики государства, которое за последние 25 лет практически ушло из лесного комплекса.

Такое отношение федеральной и региональных властей к этому народному богатству привело к тому, что объем экспорта всех видов лесной и деревообрабатывающей промышленности составляет всего около 6 миллиардов долларов. При этом экспортные цены на исходную древесину у нас на 35% ниже мировых. Причина одна, в России ничтожно малый объем глубокой и безотходной переработки древесины. И это используют многие страны, и прежде всего занимающиеся глубокой переработкой древесины.

Подобное происходит потому, что при действующем российском законодательстве выгоднее хищнически вырубать лес, контрабандно его экспортировать, а не инвестировать валюту в производство глубокой переработки древесины. И как результат – объем контрабандного экспорта дешевой древесины и пиломатериала ежегодно составляет более 25 миллионов кубометров. И это происходит на всей территории страны, на глазах российской власти.

Финляндия, граничащая с Россией на северо-западе, вся территория которой составляет 39 миллионов гектаров, большая часть которой покрыта лесами, заготавливает ежегодно около 60 миллионов кубометров деловой древесины. При этом лесной фонд постоянно увеличивается и сейчас превышает 2 миллиарда кубометров. Россия, имея площадь лесных массивов 1,2 миллиарда гектаров, ежегодно заготавливает только 180 миллионов кубометров. При этом лесной фонд постоянно сокращается.

Финская система лесопользования – это экономия и бережное отношение к лесу. В России многочисленные реорганизации лесного хозяйства, которые были проведены российским правительством в последние 30 лет, не принесли ничего, кроме развала отрасли.

Сегодня около 60% лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий убыточны, а износ машин и оборудования достигает 70%. Производство собственной лесозаготовительной техники и оборудования ликвидировано. Объем капитальных вложений в лесную отрасль в последние годы снижен в разы по сравнению с 1990 годом. Доля лесной отрасли на мировом рынке составляет не более 4%, при этом на условиях дешевого лесного сырья для других стран.

Новый же Лесной кодекс, принятый с подачи правительства Д. Медведева, не способен изменить ситуацию к лучшему. Понимает ли все это нынешнее правительство РФ?

Лес – народное богатство. Россия по запасам древесины – мировая держава, и быть в этих условиях поставщиком дешевого лесного сырья для других стран, ввозя в свою страну строительные материалы, конструкции и изделия из древесины высокой заводской готовности в больших объемах, – это неуважение к своему народу.

Будучи заместителем председателя Агропромышленного комплекса России – министром сельского строительства, по поручению правительства РСФСР, находясь в Швеции и Финляндии, я изучал их опыт ведения и управления лесным хозяйством. Полагаю, что необходимо в кратчайшие сроки взять финский опыт за основу и приземлить на нашу российскую территорию. Этот опыт во многом уникален.

Что надо делать? На базе действующих государственных предприятий, организаций и структур, занимающихся лесоведением, создать Министерство лесного хозяйства России – вертикально интегрированную структуру с жестким централизованным руководством сверху донизу, с полным федеральным финансированием. Основная задача – министерства охранять и приумножить лесное богатство, создавать необходимые условия для устойчивого качественного роста возобновляемых лесных ресурсов с доведением ежегодных заготовок деловой древесины в ближайшие годы – более 400 миллионов кубометров.

В течение двух лет надо оснастить предприятия данного министерства современной техникой, оборудованием и материалами для проведения работ по воспроизводству леса и ухода за ним.

В целях ликвидации лесных пожаров, браконьерства и незаконных вырубок, приносящих колоссальный ущерб лесным ресурсам страны, необходимо создать мощную внутриминистерскую службу быстрого реагирования, оснащенную современным оборудованием, наземным и воздушным транспортом.

Учитывая огромные лесные территории, колоссальные объемы работ по организации лесоустройства, охраны лесов и их качественного хвойного прироста, опережающего рубки на 15-20%, государство призвано увеличить  численность работников Министерства лесного хозяйства России до трех миллионов.

Согласно расчетам аналитиков, мировая потребность в деловой древесине к 2028 году вырастает на 120 миллионов кубометров, и реальным поставщиком этого леса может стать Россия. Объем заготовки деловой древесины за годы проводимых реформ в лесном хозяйстве страны, по сравнению с советским периодом, сократился в 3 раза. Объем пользования с 1 гектара лесного массива сегодня составляет не более 0,2 кубометра, тогда как в промышленно развитых странах Европы и Америки она равна 3 кубометрам.

Главная причина такого низкого использования огромных лесных ресурсов состоит в том, что правительство и его региональные структуры на местах отдали это огромное богатство в частные руки. Новые хозяева за 20 лет владения лесом сверх допустимой меры сумели вырубить удобный для эксплуатации лесосечный фонд, эшелонами отправлять «кругляк» и пиломатериал за рубеж, бросая после этого производственные здания и сооружения и добротные лесные поселки. В результате огромные площади лесов были превращены в безлюдные пространства.

При нормально экономически обоснованной государственной организации лесопользования и воспроизводства лесов на этой территории могли бы жить и организованно работать многие поколения народов России. В настоящее время браконьерство и бессистемный экспорт в лесопромышленном комплексе наносит ущерб государству на многие десятки миллиардов долларов ежегодно! Возможные ежегодные доходы от лесной отрасли России необходимо к 2030 году довести до 100 миллиардов долларов, что сопоставимо с доходами нефтегазовой отрасли.

Что делать? Необходимо в течение 2025–2028 годов на базе крупных действующих лесозаготовительных, лесоперерабатывающих предприятий по глубокой переработке древесины и целлюлозно-бумажной промышленности создать Министерство лесоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В течение 3 лет провести полную реконструкцию всех действующих предприятий с внедрением новых технологий и современного оборудования, обеспечивающего глубокую и безотходную переработку лесного сырья, и выпуск на этой основе качественной продукции мирового уровня.

Наряду с этим во всех регионах, имеющих достаточные лесные массивы, необходимо построить 100 новых современных предприятий по комплексной, глубокой и безотходной технологии переработки древесины. Мощность такого предприятия по заготовке и переработке должна быть равна 500 000 – 550 000 тыс. кубометров заготовки и переработки древесины в год.

Для заготовки и переработки мелкотоварной древесины в эти годы надо создать обширную сеть небольших лесопильных заводов мощностью каждый до 100 тыс. кубометров переработки древесины в год. Мелкотоварная древесина – ценное сырье для получения различных видов продукции – пиломатериалов, бумаги, картона и получения щепы и пеллетов для использования в отопительных установках.

Организуя таким образом на огромных лесных территориях заготовку и глубокую переработку древесного сырья, государство восстановит брошенные лесные поселки и производства, построит новые современные предприятия и создаст в короткие сроки рабочие места для 5,5 миллионов человек. Это очень важно для России в целом и особенно для Сибири и Дальнего Востока.

Для окончательного и эффективного решения лесной проблемы необходимо в корне изменить действующее лесное законодательство, пересмотреть внешнеторговую и таможенную политику государства. И в первую очередь значительно повысить вывозную экспортную пошлину на необработанную древесину и снизить ее на продукцию глубокой переработки. Создать сеть государственно-торговых бирж, через которые вести весь торговый оборот древесины и изделий из нее.

В.М. ВИДЬМАНОВ, почетный академик РАН, министр сельского  строительства РСФСР (1973–1989), заслуженный строитель России


Источник: "Советская Россия"

Комментарии (0)
Добавить