Наш особый счет: 80 лет назад разгромом Японии завершилась Вторая мировая война
80 лет назад закончилась Вторая мировая война. По масштабам, количеству участвовавших людей и боевой техники, ожесточенности сражений, количеству потерь и разрушений она превзошла все войны прошлого. Для нашего народа это была Великая Отечественная война во имя свободы и независимости социалистической Родины, во имя избавления всего мира от фашистского порабощения.
На фото: Парад в Харбине 16 сентября 1945 г. Из открытых источников:
Определенным силам на Западе не дают покоя блистательные победы советского народа и его Вооруженных сил в годы войны. Потоки лжи, клеветы льются лавинообразно на протяжении последних 15–20 лет. На наших глазах откровенно шельмуют героические подвиги старших поколений, искажают историю.
Существуют две версии начала этой мировой войны.
Автор обратился к чрезвычайному и полномочному посланнику, члену Центрального правления Совета российско-китайской дружбы, ветерану Великой Отечественной войны Ефиму Лаврентьевичу Титоренко с просьбой «прояснить» ситуацию.
Накануне нашей Великой Победы мы встретились в Совете ветеранов МИД Российской Федерации. Е.Л. Титоренко поделился своими воспоминаниями о том далеком и жестоком времени.
Ефим Лаврентьевич прошел всю войну от начала до конца. После войны долгие годы был на дипломатической работе. Он владеет английским и корейским языками. В свое время учился в Корее в институте Хинь Яна, работал в нашем посольстве. В общей сложности проработал в КНДР 12 лет… Долгие годы занимался изучением вопросов истории Второй мировой войны.
Большинство европейских ученых считают, что Вторая мировая война началась с вторжения фашистской Германии в Польшу 1 сентября 1939 года.
Ранее при попустительстве Великобритании и Франции фашистская Германия захватила Австрию и Чехословакию. Италия оккупировала Албанию и ввела свои войска в Северную Африку, где в результате газового отравления погибли 700 тыс. эфиопов и других народов, из них – 273 тыс. мирного населения.
– Анализ документов того времени, – говорит Е. Титоренко, – свидетельствует о том, что Вторая мировая война началась раньше – 7 июня 1937 года – и связана с открытой агрессией Японии против Китая.
Вооруженная борьба китайского и других народов Азии против японской агрессии и война США и Великобритании с милитаристской Японией в акватории Тихого океана являлись важными составными частями глобального мирового конфликта, который в значительной степени определил результат всей Второй мировой войны.
В начале 1945 года Вторая мировая война все еще бушевала в Европе, в странах Юго-Восточной Азии, на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана. Но если в Европе она близилась к своему логическому завершению и гитлеровская Германия уже стояла на краю пропасти, то в Азиатско-Тихоокеанском регионе под японской оккупацией находились Маньчжурия, Корея, Индокитай, Индонезия, Малайзия и часть территории Китая, Бирмы и Филиппинских островов.
И хотя США и Великобритания более трех лет вели войну с Японией и в ходе ее были достигнуты определенные результаты, до окончания войны с этим сильным и воинственным противником было еще далеко.
Реально оценивая военно-стратегическую обстановку на этом театре военных действий, правительства США и Великобритании сознавали, что война с Японией потребует еще много сил, времени, а главное – жертв. Они понимали, что без участия Советского Союза добиться в короткие сроки завершения Второй мировой войны представлялось нереальным. Вот почему Черчилль и особенно Рузвельт были заинтересованы в получении согласия СССР на вступление в войну с Японией на Дальнем Востоке.
Ефим Лаврентьевич ссылается на «Памятку», подготовленную для президента США и американской делегации накануне Крымской (Ялтинской) конференции: «Мы должны иметь поддержку Советского Союза для разгрома Германии. Мы отчаянно нуждаемся в Советском Союзе для войны с Японией по завершении войны в Европе».
По свидетельству государственного секретаря США Э. Стеттиниуса, на конференции американская делегация хотела прежде всего вступления СССР в войну против Японии. Ф. Рузвельт был полон решимости добиться в Ялте письменного обязательства СССР насчет данного шага. В результате длительного и непростого обсуждения этого вопроса, включая и получение согласия правительства Китая, И. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль подписали секретное соглашение по вопросу Дальнего Востока 11 февраля 1945 года. В нем отмечалось, что «…Советский Союз вступит в войну против Японии через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания военных действий в Европе…» при соблюдении ряда условий, в том числе и таких, как возвращение Советскому Союзу южной части острова Сахалин и всех прилегающих к нему островов.
– Согласие правительства СССР вступить в войну с Японией, – продолжает Ефим Лаврентьевич, – было продиктовано как союзническими обязательствами, так и необходимостью обеспечить безопасность наших дальневосточных границ. Как известно, Япония практически с начала ХХ века активно проводила агрессивную антироссийскую, а затем антисоветскую политику.
Летом 1940 года японский Генштаб разработал два возможных варианта вступления Японии в войну. При этом ставилась задача, избегая войны на два фронта, обеспечить последовательное разрешение южной и северной проблем. Исходя из этого плана, 26 сентября 1940 года между Японией и Германией был подписан пакт о политическом и военно-экономическом союзе сроком на десять лет.
30 сентября 1940 года к этому союзу присоединилась Италия. Выступая после подписания этого пакта, министр иностранных дел Японии заявил, что Япония поддержит Германию в случае ее войны с Советским Союзом. Исходя из этих документов, следует, что главная цель их союза состояла в переделе сфер мирового влияния и завоевания глобального господства.
Гитлер был уверен в разгроме Красной Армии и не настаивал на немедленном участии Японии в войне против Советского Союза. Он стремился натравить Японию на США и Англию. При таком обороте событий Япония должна была выступить против СССР, когда это станет необходимым Германии. Это обстоятельство правящие круги Японии понимали и не желали играть подчиненную роль в советско-германской войне.
Стремясь извлечь выгоду из данной ситуации, в 1940 году Япония решила активизировать переговоры с Советским Союзом о подписании пакта о ненападении или нейтралитете. Переговоры проходили в Москве и были продолжительными и сложными. Японская сторона пыталась решить в свою пользу спорные проблемы вокруг Сахалина и Курильских островов.
Только твердая позиция советской делегации и встречи И. Сталина с руководителем японской делегации министром иностранных дел Японии Мацуокой содействовали подписанию пакта о нейтралитете 13 апреля 1941 года, за два месяца до начала агрессии фашистской Германии против СССР.
Естественно, правящие круги Японии были крайне заинтересованы в обеспечении своей безопасности на северном фланге. При подписании пакта о нейтралитете они, несомненно, учитывали возросшую мощь Красной Армии, которая была продемонстрирована в боевых операциях на Халхин-Голе и у озера Хасан. Однако на истинные намерения японской стороны в связи с пактом указывают недвусмысленные факты. Так, к примеру, было получено сообщение от президента США Ф. Рузвельта, который сослался на сведения американской разведки, основанные на знании японских секретных кодов и полученном доступе к важнейшей государственной и военной документации Японии.
Американцам стало известно содержание решений, принятых 2 июня 1941 года в Токио в ходе конференции с участием военных и политических руководителей страны. В этом документе отражалось дальнейшее направление внешней японской агрессии. В нем была одобрена подготовка войны против Англии и США, а далее – продвижение на юг в направлении Французского Индокитая. Относительно войны между Советским Союзом и Германией было решено не вмешиваться, скрытно завершая военные приготовления в рамках плана, вошедшего в историю под названием «Кантокуэн».
Вероломное нападение Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года изменило план действий советского руководства. Главной задачей на восточном направлении стало не допустить японскую агрессию на Дальнем Востоке, а также, используя дипломатические, военно-политические и разведывательные возможности, повернуть японскую агрессию в противоположную сторону от советских границ.
Кабинет Тодзио выступал за нанесение удара в южном направлении – против США, Англии, Франции и Голландии – с целью захвата их колоний в Азии, из которых японская армия могла бы получать нефть и другие природные богатства. Поэтому в Токио было решено 7 декабря 1941 года нанести первый удар по крупной военно-морской базе в Перл-Харборе.
Одновременно усиливалась мощь Квантунской армии в Маньчжурии, с тем, чтобы в любой момент было возможно захватить в первую очередь Приморье и таким образом обезвредить тыл Японии.
В результате США оказались втянуты во Вторую мировую войну. Началась ее новая фаза на Тихом океане с включением в боевые операции США – державы с самым мощным военно-экономическим потенциалом среди всех сражающихся сторон.
В этой сложной международной обстановке 5 апреля 1945 года правительство СССР денонсировало советско-японский пакт о нейтралитете. После денонсации он должен был действовать еще в течение года. Так что это обстоятельство не могло не дезориентировать японскую сторону относительно возможных сроков советского нападения на Маньчжурию. Сложившаяся в то время международная обстановка также содействовала принятию правительством СССР решения об объявлении войны Японии.
Во время Потсдамской конференции, состоявшейся в июле 1945 года, И. Сталин подтвердил данные им в Ялте обязательства: не позднее, чем через три месяца после капитуляции Германии, объявить войну Японии.
Сейчас уже известно, что 16 августа 1945 года Сталин обратился к президенту США Трумэну с предложением о согласии американцев на советскую оккупацию северной половины японского острова Хоккайдо: «Японцы в 1919–1921 годах держали под оккупацией весь советский Дальний Восток. Русское общественное мнение было бы серьезно обижено, если бы русские войска не имели района оккупации в какой-либо части собственно японской территории». Но это стало бы выходом за рамки Ялтинских договоренностей, по которым СССР отходили все Курильские острова и весь Сахалин. 18 августа Трумэн ответил отказом.
План высадки на Хоккайдо у СССР был готов, и начало десантной операции планировалось на 19 августа. Но подтверждения приказа из Ставки не пришло, а 22 августа Сталин приказал приостановить подготовку к высадке десанта. Некоторые историки утверждают, что он отказался в последний момент, якобы испугавшись бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.
С версией о том, что Сталин уступил ядерному шантажу США, трудно согласиться. Скорее всего, он руководствовался военно-тактическими соображениями, а также не хотел нарушать Ялтинские соглашения, что могло поставить под сомнение правомочность притязаний СССР на Курилы.
Следует также отметить, что Советский Союз вступил в войну с Японией не только из-за союзнических обязательств. Мы преследовали прежде всего наши национально-государственные интересы: вернуть Южный Сахалин, забрать Курильские острова. Одной из стратегических задач было выстроить новые отношения с Китаем. Чан Кайши (тогдашний глава Китая) вел переговоры с американцами о послевоенном союзе, в том числе о создании в Китае американских военных баз.
Война Советского Союза против Японии продолжалась с 9 августа по 2 сентября 1945 года. Квантунская армия, вымуштрованная и воспитанная в самурайских традициях, была готова к боевым операциям и в первые дни войны оказывала серьезное противодействие частям Красной Армии на суше и на море.
Только после обращения императора Японии к нации и военно-морского приказа №1 от 14 августа 1945 года о прекращении всех военных действий на суше и на море японское командование отдало приказ о прекращении боевых действий, хотя в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах бои еще продолжались.
Ефим Лаврентьевич приводит интересные данные: в результате вооруженных действий советскими войсками были пленены 170 генералов, 26 345 офицеров и 613 590 солдат и унтер-офицеров противника.
Маньчжурскую военную операцию выполняли войска Забайкальского фронта под командованием маршала Р.Я. Малиновского, 1-го Дальневосточного фронта под командованием маршала К.А. Мерецкова и 2-го Дальневосточного фронта во главе с генералом армии М.А. Пуркаевым.
Советские войска насчитывали 1 млн 747 тыс. человек, из которых 1 млн 378 тыс. приходились на сухопутные силы, имевшие на вооружении 5255 танков, минометов, САУ и 5771 боевой самолет. Кроме того, на нашей стороне действовала союзная Монгольская армия численностью около 16 тыс. человек во главе с маршалом Х. Чойбалсаном. Общее руководство операцией осуществлял главнокомандующий войсками на Дальнем Востоке маршал А.М. Василевский.
Японские войска насчитывали 713 тыс. человек, из них 200 тыс. находились в Корее, на Южном Сахалине и Курильских островах. Кроме того, японскому командованию подчинялись армии Маньчжоу-Го и войска Внутренней Монголии.
В этой войне людские потери Японии на всех фронтах составили 2 млн 600 тыс. человек. Это было невиданное за последний век ее истории поражение (разрушения от налетов американской авиации на Токио и другие промышленные центры не учитываются).
Только ощутив мощный, сокрушительный удар по сильнейшей на континенте группировке японских войск и осознав масштабы невосполнимого урона в первые дни наступательной операции советских войск, японский император Хирохито подписал 14 августа 1945 года рескрипт о капитуляции.
3 сентября 1945 года И. Сталин в обращении к советскому народу подвел итог Второй мировой войны, связанный с капитуляцией Японии. В частности, он отметил, что у советских людей имеется к ней особый счет. Поражение русских войск в 1904 году, в период Русско-японской войны, оставило в сознании народа тяжелые воспоминания. Оно легло на нашу страну «черным пятном». Наш народ верил и ждал, что наступит день, когда Япония будет разбита и «пятно» ликвидируется. Люди старше 40 лет ждали этого дня, и вот этот день наступил.
Победа над фашистской Германией и милитаристской Японией была завоевана совместными усилиями многих народов, но основную тяжесть войны вынесли советский народ и его доблестные Вооруженные силы. В этой войне советский и китайский народы были вместе. И сегодня, когда вновь возникает угроза мировой войны, нужно объединяться, чтобы не допустить возрождения фашизма и милитаризма.
Руководитель КНР Си Цзиньпин, отмечая героизм советских воинов, сказал: «Мы не забудем тех советских воинов-героев, которые отдали свои жизни на территории Китая…»
Вторая мировая война была последней всеобщей войной. С появлением ядерного и других видов оружия массового уничтожения такой способ продолжения политики (во всяком случае, между ядерными державами) приведет к всеобщему финалу – не будет шансов ни для победителей, ни для побежденных.
– Ветераны войны в своей жизни ощутили ее жестокость и тяготы, – продолжает Ефим Лаврентьевич, – незаживающие раны. Надеемся, что никто не забыт, и ничто не должно быть забыто.
Иван ТАРАНЕНКО, кандидат экономических наук, доцент, полковник, ветеран боевых действий, бывший преподаватель Военно-дипломатической академии (академия ГРУ ГШ ВС РФ)
Источник: «Советская Россия»