Состоялся круглый стол «Законодательное регулирование развития биотехнологий в Российской Федерации. Агроэкологический аспект»
17 ноября фракция КПРФ в Госдуме провела в Москве в Доме Союзов (Октябрьском зале) круглый стол на тему: «Законодательное регулирование развития биотехнологий в Российской Федерации. Агроэкологический аспект». В работе круглого стола, проводившегося в формате больших слушаний, приняли участие более пятисот человек. Открыл это мероприятие Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Госдуме Г.А. Зюганов.
Ведущим круглого стола был заместитель Председателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды О.А. Лебедев.
Он отметил, что символом проводимых слушаний является Пчела, потому что она своеобразный индикатор хорошей экологии. «Гибель пчел свидетельствует прежде всего об опасности здоровью и жизни человека. Поэтому ради здоровья человека, экологической и продовольственной безопасности сегодня особенно важно всемерно развивать биотехнологии в нашей стране», - подчеркнул он.
Г.А. Зюганов:
- В этом зале собрались главные научно-экспертные силы страны. Вы в состоянии повернуть общественное настроение в пользу защиты природы, биологического разнообразия и создания технологий, которые облагораживают жизнь человека.
По мнению современных ученых, человек в среднем мог бы прожить до 120 лет. Наша партийная «Программа Победы» призвана создать достойные условия для жизни человека. Но для этого имеющиеся в стране деньги надо вкладывать в науку, подготовку кадров, защиту растений и всего живого, что есть на Земле.
Наш круглый стол в современных условиях приобретает особое значение. В мире сейчас две главные проблемы. Первая проблема – это большая война, которая объявлена Русскому миру на полное уничтожение. Я уверен, что мы обязательно одержим Победу в этой войне. В противном случае нас не будет. Но для предстоящей Победы мы должны консолидироваться и вооружиться современными технологиями.
Вторая проблема – приближающаяся экологическая катастрофа. Сегодня каждому второму жителю нашей планеты не хватает стакана чистой воды и куска свежего хлеба. Пчелу не случайно называют главным хранителем продовольственной безопасности. Если вымрут пчелы, то уже через 15 лет исчезнет и человечество. Дело в том, что восемьдесят процентов нашего продовольственного пайка обеспечивает пчела. Из десяти миллионов пчелосемей в России осталось только три. И ситуация в этом плане, к сожалению, продолжает ухудшаться. Наша фракция подготовила законопроект в защиту пчеловодства, но Ельцин его отклонил. Но этот закон все же был принят при Президенте РФ В.В. Путине.
В этом зале мы собрали великолепный букет специалистов, который нам поможет принять очень важные решения. Объединив наши усилия, мы сможем повернуть и общество, и правительство и другие государственные службы в пользу природы, экологии и биотехнологии.
Я считаю, что проект рекомендаций нашего круглого стола подготовлен очень грамотными, профессиональными людьми. Я его внимательно изучил. Эти рекомендации по окончании круглого стола нужно направить минимум в девять адресов, начиная с Президента РФ В.В. Путина и Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина.
Всем пожелаю успеха в этой святой работе.
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам, академик РАН В.И. Кашин:
- Россия имеет огромные природные богатства. Мы одна из самых водных (второе место в мире по водным стокам) и лесных держав (пятьдесят процентов мировых запасов хвойных лесов). У нас имеются огромные резервы пахотной земли, чтобы значительно нарастить объемы производимого продовольствия. В наших недрах представлены практически вся таблица Менделеева, поэтому в этом плане мы уникальны и ни от кого не зависим.
Но очень важно для нас рационально использовать имеющиеся природные богатства. Потому что хищническое использование природных ресурсов способно привести к производственному рывку, но последствия в целом для человечества могут быть губительными и носить необратимый характер. Вот почему нам необходимо сбалансировать производство и экологию.
На круглом столе от фракции КПРФ также выступили член Президиума ЦК КПРФ, Председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Н.М. Харитонов, директор ЗАО «Совхоз имени Ленина П.Н. Грудинин и депутат Госдумы А.Е. Глазкова.
В работе круглого стола также принял участие первый заместитель Руководителя фракции КПРФ в Госдуме Н.В. Коломейцев.
В работе круглого стола также приняли участие депутаты из других думских фракций, сенаторы, представители Министерства природных ресурсов и экологии (от всех пяти департаментов этого министерства), Министерства сельского хозяйства, Министерства здравоохранения (главный аллерголог, главный профпатолог и главный онколог Министерства, а также руководители профильного департамента Минздрава), департамента Минпромторга, Генпрокуратуры, Роспроднадзора, начальники двух профильных управлений Россельхонадзора. В Доме Союзов собрался актив от 22 союзов, общественных организаций агроэкологической сферы. Здесь было представлено семь пчеловодных союзов (в том числе крупнейшие - Союз пчеловодов России и Российский промышленный союз пчеловодов). Здесь были представлены все знаковые представители цветочной отрасли России от клубов цветоводов Москвы и региональных клубов цветоводов до крупнейших производителей цветочной продукции нашей страны. В круглом столе приняли участие академики Российской Академии наук, ученые из 16 уникальных научных центров. На форум приехали министры сельского хозяйства, природных ресурсов из 32 регионов нашей страны, депутаты региональных законодательных собраний.
Все участники круглого стола в своих выступлениях отмечали, что в России надо развивать современные биотехнологии: для этого следует принять меры налогового стимулирования и стимулирования спроса на биотехнологическую продукцию. В рамках уже существующего в России национального проекта «Технологическое обеспечение биоэкономики» необходимо консолидировать усилия, мощности, ресурсы, кадры с целью импортозамещения и возвращения России на позиции одного из глобальных лидеров биотехнологического рынка.
Этот национальный проект направлен на развитие многих отраслей, включая агропромышленный комплекс, химическую промышленность, пищевую индустрию, медицину, экологию и энергетику.
Цель биотехнологий в агроэкологическом аспекте – снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду и человека за счёт экологизации аграрных процессов при сохранении уровня продуктивности сельского хозяйства и обеспечении продовольственной безопасности.
Это актуально для растениеводства, животноводства, пищевой промышленности, пчеловодства, виноградарства и виноделия, цветоводства, флористики и многих других отраслей.
Сегодня в России необходимо ввести в практику биотехнологические методы и агротехнологические приемы, которые снижают применение пестицидов и агрохимикатов первого класса опасности, минимизируют вред здоровью людей от их применения, способствуют восстановлению плодородия деградированных почв и безопасны для пчел.
По итогам круглого стола его участники предложили ряд рекомендаций.
Рекомендации круглого стола на тему: «Законодательное регулирование развития биотехнологий в Российской Федерации. Агроэкологический аспект»
Проведя с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, представителей научного и экспертного сообщества обсуждение по теме: «Законодательное регулирование развития биотехнологий в Российской Федерации. Агроэкологический аспект», участники заседания отмечают следующее.
Цель биотехнологий в агроэкологическом аспекте – снизить антропогенную нагрузку на экосистемы за счёт экологизации аграрных процессов при сохранении уровня продуктивности сельского хозяйства.
Указанная цель является актуальной, в том числе для таких отраслей, как растениеводство, животноводство, пищевая промышленность, пчеловодство, виноградарство и виноделие, цветоводство, флористика.
Задачами, которые необходимо решить для достижения цели является внедрение в практику биотехнологических методов и агротехнологических приемов, применение которых снижает необходимость применения токсичных химических препаратов. Такими методами и приемами являются:
- использование биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений;
- использование технологий, позволяющих обеспечить разрыв между сроками вегетации растения и сроками размножения вредителя (например, поздний посев рапса);
- использование энтомофагов (естественных врагов, регулирующих численность вредителей);
- высев нектароносов вдоль полей для привлечения природных энтомофагов;
- неприменение инсектицидов 1,2 класса опасности на энтомофильных культурах в стадии цветения;
- точечное внесение средств защиты растений с помощью агродронов;
- использование методов и агроприемов, способствующих повышению сахаров в растении с 7-8 до 12-20 °Brix, что делает его непривлекательным и устойчивым к поражению со стороны насекомых-вредителей и возбудителям болезней растений;
- восстановление обязательного мониторинга в регионах на предмет возникновения резистентности вредителей и возбудителей болезней растений к химическим пестицидам, что приводит к увеличению кратности малоэффективных обработок полей и побочному действию ядов на живую природу и пчел;
- подбор эффективных в данном сезоне против конкретных биологических объектов химических препаратов;
- применение смесевых композиций, повышающие эффективность обработок полей (химические пестициды и биологические пестициды или биопрепараты);
- мониторинг новых агротехнологических решений, способствующих сокращению количества защитных обработок полей и помощь по введению этих агроприемов в широкую практику;
- мониторинг разработок как биологических, так и новых химических пестицидов за рубежом и рекомендации и помощь по внедрению их в нашей стране, в контексте того, что многие химические и биологические компании отказываются их внедрять и регистрировать в РФ, ввиду дороговизны и сложности регистрации;
- поиск отдельных решений в нашей стране имеющих место быть, но не внедренных в широкую практику;
- создание условий помощи в виде грантов и спонсируемых стартапов для разработки технологий и агроприемов как отдельными учеными, так и инициативными группами;
- создание информационных площадок в виде оплачиваемых государством конференций, учебных классов, выставок и прочее для продвижения информации об этих технологиях;
- помощь государства в регистрации препаратов;
Все указанные меры способствует минимизации вреда здоровью людей от применения опасных пестицидов, сохранению популяций полезных насекомых, уменьшению накопления в почве микотоксинов плесневых грибов и восстановлению плодородия деградированных почв.
Биологизация сельского хозяйства и применение природоподобных технологий становится одним из ведущих факторов конкурентоспособности АПК в мире.
Рынки биопрепаратов и биоудобрений – самые быстрорастущие сегменты защиты растений и питания в мире. Они опережают по темпам роста агрохимические сегменты.
Рынок биопрепаратов оценивается в 13.7 млрд. долларов США. Это примерно 19% от мирового рынка всех пестицидов, который составляет 70 млрд. долларов США. По прогнозам аналитиков, рынок биопрепаратов вырастет до 27,9 млрд. долларов США к 2028 году. Темпы роста прогнозируются 13,7% ежегодно. Рынок химических пестицидов будет расти значительно медленнее - лишь на 3% ежегодно в ближайшие 5 лет.
В России за период с 2018 по 2025 год подтверждение на использование в органическом земледелии получили 22 компании, производители биопрепаратов и 26 компаний, производителей биоудобрений, 5 компаний производителей кормовых добавок для животных и 1 компания производитель биопрепаратов для пчеловодства. Однако этого ничтожно мало. Для сравнения в странах Латинской Америки – Бразилии и Аргентине их более 400 подобных компаний.
Российское законодательство в области защиты растений, биотехнологий и в смежных областях постоянно совершенствуется.
Так с 1 сентября 2025 года Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» введены следующие новеллы:
• Вместо Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, вводится Реестр пестицидов и агрохимикатов.
• Ввоз образцов пестицидов для исследовательских целей разрешён без регистрации, если объём не превышает необходимого для запланированных работ. Подтверждением законности ввоза является запись в реестре разрешительных документов.
• Пестициды и агрохимикаты, предназначенные исключительно для экспорта и не используемые внутри страны, освобождены от обязательной государственной регистрации.
• Статья 22 Федерального закона №109-ФЗ дополнена положением о запрете применения незарегистрированных пестицидов и агрохимикатов на территории России, а глава VI дополнена статьёй 24.1, регулирующей вывоз указанных веществ из страны.
В соответствии с поручениями Президента РФ и Председателя Правительства РФ Департаментом химической промышленности Минпромторга России в октябре 2025 г. разработан паспорт национального проекта «Технологическое обеспечение биоэкономики». Задача нацпроекта – консолидация усилий, мощностей, ресурсов, кадров с целью импортозамещения в целях возврата России на позиции одного из глобальных лидеров биотехнологического рынка. Планируется, что финансирование нацпроекта начнётся с 2026 года.
В стране исследованиями, связанными с биоэкономикой, занимаются 47 институтов, а кадры с профильным биотехнологическим образованием готовят 89 вузов. Головным центром реализации проекта определен НИЦ «Курчатовский институт».
С 2018 года действует Федеральный закон N 280-ФЗ «Об органической продукции».
В некоторых субъектах Российской Федерации (Белгородская, Воронежская, Ульяновская области, Краснодарский край) в 2018 году были приняты региональные программы биологизации сельского хозяйства. Во многих субъектах РФ работают хозяйства, позиционирующие себя как биологизированные.
В законотворческой деятельности активно принимают участие общероссийские общественные организации, в том числе «Союз пчеловодов-промышленников России», «Союз пчеловодов России», а также представители науки.
Однако в сфере агроэкологии продолжают требовать законодательного регулирования следующие проблемы.
1. Предотвращение негативного воздействия пестицидов на здоровье населения, окружающую среду, в том числе пчел. На сегодняшний день, несмотря на хороший научно-производственный задел, Россия сильно отстает от мировых лидеров малоопасных средств защиты растений. В нашей стране рынок биопрепаратов и биоудобрений не превышает 2%, при этом доля импортных химических пестицидов составляет более 48 %, импортных удобрений 2 %. Россия оказывается рынком, на котором производители химических пестицидов продолжают сбывать высокотоксичную продукцию, от которой по соображениям экологической безопасности, вреда для здоровья человека и окружающей среды, в последнее десятилетие отказываются ведущие аграрные страны. Так, по данным Россельхознадзора, в России продолжают использовать 95 запрещенных в Европейском союзе действующих веществ (ДВ) пестицидов. Они входят в состав более 880 препаратов, что составляет 44 % всех используемых в России химических пестицидов.
2. В 2024 г. в России получен рекордный урожай рапса – оценочно 4,8 млн т. Площади под рапсом (в основном яровым) достигли ~ 2,6 млн га, урожайность ~ 1,8 т/га. Рост производства обеспечен Сибирью и Поволжьем. Однако повсеместное замещение бобовых и других энтомофильных культур рапсом привело к экологической катастрофе в тех регионах, где он выращивается. Во многих районах сложилась ситуация, когда увезти стационарные пасеки на период обработок рапса пестицидами невозможно, т.к. в пределах одного района не осталось свободных от рапса территорий, которые бы находились вне зоны досягаемости пчелами (13,6 км).
При этом существуют другие альтернативные рапсу и не менее маржинальные масличные культуры, которые не требуют применения опасных пестицидов, и в тоже время являющиеся прекрасными медоносами.
3. Из-за применения опасных пестицидов при выращивании цветов аллергия и синдром хронического отравления пестицидами стали профессиональным заболеванием цветоводов и флористов. Также стали не редкими случаи отравления покупателей цветочной продукцией.
4. Остатки пестицидов, используемых для защиты винограда и виноградной продукции, попадают из винограда в вино, и в некоторых случаях их уровень достигает уровней, представляющих угрозу для здоровья человека.
5. Отсутствие в России системы законодательного противодействия гринвошингу - маркетинговой практике, при которой производитель демонстрирует мнимую экологичность бренда, чтобы улучшить свою репутацию, не совершая при этом реальных действий в пользу окружающей среды.
6. Отсутствие установленной законом ответственности за невнесение или внесение недостоверных данных в систему прослеживаемости пестицидов ФГИС «Сатурн».
7. Ограничение возможности федеральным надзорным службам (Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росприроднадзор) эффективно осуществлять свои полномочия по привлечению нарушителей к ответственности из-за продолжающего действовать моратория на проверки, при которых требуется взаимодействие с проверяемым лицом (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 №336).
8. Отсутствие установленной законом обязанности у государственных надзорных служб, проводить эпизоотическое или административное расследование случаев массовой внезапной гибели пчел и дикой энтомофауны с признаками острого химического токсикоза.
9. Отсутствие единообразной правоприменительной практики при квалификации противоправных деяний по ч. 2 ст. 249 УК РФ (Нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия). Из-за отсутствия легального определения среди правоприменителей, а также в юридической литературе, отсутствует единообразное понимание, что применительно к ч. 2 ст. 249 УК РФ надлежит считать «тяжкими последствиями». В результате даже при наличии массовой гибели нескольких сотен пчелиных семей от отравления пестицидами и при подтвержденном ущербе в несколько миллионов рублей уголовные дела не возбуждаются по признаку отсутствия тяжких последствий.
10. Размер административного штрафа по ст. 8.3 КоАП РФ за нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами не менялся с 2007 года. В настоящее время штраф составляет на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от двух тысяч до пяти тысяч рублей, что несоразмерно мало по сравнению с тяжестью последствий. В декабре 2023 года Тюменской областной Думой в Госдуму внесен законопроект № 571370-8, предусмотривающий увеличение размера штрафа по указанной статье. Законопроект получил все необходимые положительные заключения, в том числе Правительства РФ, однако 20.05.2024 Совет Госдумы принял решение перенести рассмотрение законопроекта без указания срока. До настоящего времени законопроект Госдумой в первом чтении не рассмотрен.
11. В соответствии с п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 окончательные размеры санитарно-защитных зон вокруг земельных участков, где производится обработка пестицидами с применением тракторов, должны быть установлены или изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя. Однако с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 01.01.2026 утрачивает силу, аналогичных норм в документах, которые будут действовать после 01.01.2026, не принято.
12. По данным Минсельхоза России в летний сезон 2025 года не зафиксировано ни одного случая массовой гибели пчел от отравления пестицидами (отмечены, лишь случаи ослабления пчелиных семей). Несомненно, что тенденция на снижение числа потрав пчел по сравнению с 2019 годом присутствует. Однако, отравления пестицидами имеют место. Отсутствие данных о потравах у Минсельхоза России можно объяснить тем, что, во-первых, пострадавшие пчеловоды всё меньше стали обращаться в правоохранительные органы, т.к. из-за моратория на проверки надзорные органы на протяжении трех лет, за редким исключением, нарушителей не штрафуют, уголовные дела не возбуждаются; во-вторых, отсутствием обязанности у органов МСУ и полиции доводить информацию об обращениях граждан о потравах до Минсельхоза России.
13. Необходимо разделение термина пестициды на химические пестициды и биологические средства защиты растений. Из-за одного термина идет введение в заблуждение потребителей и законодателей.
14. Имеется большая потребность в создании отдельного кода ОКВЭД «Производство биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений», как альтернатива коду ОКВЭД 20.20 (производство пестицидов). Требования к уровню безопасности к производителям химических пестицидов не должны быть одинаковыми к производителям биологических средств защиты растений, работающим с безопасными природными штаммами, прошедшими токсикологическую оценку.
15. Необходимо внести в Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности свой код для продукции микробиологической промышленности. Так как, с января 2017 г. классификатор ОКП отменен, вместо него действует новый – ОКПД2 "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). В нем нет вообще никакой продукции микробиологической промышленности! Все пестициды, регуляторы роста – только химические.
16. Повысить требования к точности оценки остаточных количеств пестицидов в сельскохозяйственной продукции до 4-го знака после запятой, современные хроматографы это позволяют. Сейчас оценка проводится до 2-га знака после запятой. Отсутствие данных по 3 и 4 знаку после запятой по остаточным количествам пестицидов не позволяют рассчитывать суммарный кумулятивный эффект воздействия химических пестицидов на человека и животных.
17. Ввиду дороговизны и сложности регистрации в Реестр не войдут многие, созданные российскими учеными биологические препараты, и при внедрении тотального контроля в виде программы «Сатурн», эти препараты будет невозможно продавать в РФ, и их деятельность будет прекращена.
На выставках зарубежных государств встречаются представители фирм из РФ, предлагающих интересные биологические препараты для сельского хозяйства, имеющие отечественные корни, но о которых отечественный производитель не имеет даже представления.
18. По оценкам экспертов степень биологической деградации почв в РФ не менее 80%. Для системного решения этой проблемы необходима гармонизация законодательных актов в следующих аспектах:
- в действующей редакции ФЗ-109 от 19.07.1997 года «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», биологические препараты приравнены к химическим пестицидам и агрохимикатам, ввиду чего серьезно усложнилось введение в хозяйственный оборот биологических препаратов;
- ввиду не проведенной вовремя гармонизации см. Федеральный закон от 03.08.2018 №280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (закон об органическом земледелии) регулирует отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией органической продукции, когда биологические органические препараты определены как пестициды и агрохимикаты (Глава I, статья 1), что прямо противоречит статье 6, в которой запрещается использование в биологическом органическом производстве агрохимикатов и пестицидов;
- в законодательстве ЕС биологические препараты и биологические удобрения вводятся в оборот по отдельному списку, и по отдельным условиям, что позволило в этих странах увеличить их применение до 30% в сравнении с химическими пестицидами. По сравнению с ЕС, в нашей стране этот показатель составляет 1-2%. Также, регистрация биологических препаратов и биологических удобрений в РФ обходится регистранту в сотни раз дороже, чем в других странах, что требует вдумчивого вмешательства российского законодателя;
С учетом изложенного участники «круглого стола» РЕШИЛИ:
1. Рекомендовать Государственной Думе ФС РФ:
1.1. Ускорить рассмотрение проекта закона № 571370-8 «О внесении изменений в статью 3.5 и 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в целях усиления административного наказания за нарушение правил обращения с пестицидами, а также об установлении ответственности за повторное совершение соответствующего административного правонарушения).
1.2. При рассмотрении законопроекта № 782661-8 во втором чтении учесть предложения общероссийских общественных организаций СПР и СППР об условиях применения сокращенного (24-часового) срока оповещения об обработках пестицидами.
1.3. Депутатам Госдумы внести следующие законодательные инициативы:
1.3.1. Об обязательном страховании гражданской ответственности аграриев за убытки, причиненные третьим лицам в результате применения пестицидов 1, 2 класса опасности для пчел и/или человека как источников повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ).
1.3.2. О внесении изменения в Федеральный закон от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», дополнив статью 22 пунктом следующего содержания: «Запрещается обработка пестицидами 1, 2 класса опасности для пчел энтомофильных растений в период их цветения.».
1.3.3. О внесении изменения в Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» в части установления обязанности органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, проведения расследования причин внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных. Предусмотреть аналогичную норму в других законах об установлении причин массовой гибели представителей дикой фауны.
1.3.5. Необходима разработка Закона о развитии биологизированного земледелия в РФ, поскольку только в случае восстановления природного ресурса в земледелии при фактическом отсутствии должной государственной поддержки в нашей стране можно обеспечить доходность в сельскохозяйственном производстве. Восстановление природного ресурса земледелия подразумевает восстановление Здоровья почвы, которое обеспечить рост природного плодородия достаточного для получения средних, высоких и сверхвысоких урожаев. При восстановлении Здоровья почвы появляется возможность получать сельскохозяйственную продукцию с улучшенными характеристиками и более низкой себестоимостью, чем при обычной, принятой в стране системе сельского хозяйства с 1964 года, как варианта «зеленой революции», получившей в нашей стране название интенсивной системы земледелия.
- Для разработки нового закона необходимо введение в оборот новых понятий:
Биологизированное земледелие (не путать с понятием Биологическое земледелие и Органическое земледелие);
Здоровье почвы (это понятие было введено многими странами мира, но не введено в РФ);
а также других вспомогательных понятий и определений, также необходимо обновление понятия Плодородие почвы и законодательное его разделения от понятия Агротехнологический потенциал урожайности, поскольку в современных законодательных актах часто происходит накладка и смешение понятий
- Необходимо изменение ФЗ-109 от 19.07.1997 года «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и вывод из него препаратов биологического происхождения: биологических средств защиты растений, биологических удобрений, биологических стимуляторов роста, биологических препаратов для восстановления почвы (деструкторы пожнивных остатков для биологической мелиорации), биологических препаратов, вызывающих экспрессию генов растений и прочее.
Необходимо создание отдельного Реестра препаратов для экологического сельского хозяйства, как это имеет место быть в Германии и ряде других стран ЕС.
Необходимо максимальное упрощение и удешевление ввода в хозяйственный оборот подобных препаратов. (В Германии – 200 евро, в Эстонии – 100 евро за препарат).
- В промежуточный этап разработки системы Биологизированного земледелия необходимо восстановить систему достоверного мониторинга устойчивости насекомых-вредителей посевов и патогенных микроорганизиов – из резистентности для данного организма, на данный момент, на данной территории, поскольку без этого кратно увеличиваются обработки посевов неэффективными химическими препаратами. Ранее эту функцию осуществлял ФБГУ Россельхозцентр, но в последние годы эта функция фактически утрачена.
- В качестве основы предлагается взять уже существующие Системы биологизированного земледелия (как, например, Систему Адаптивного биологизированного земледелия, предложенную в 2017 году на 1Агротехнологическом форуме Юга России в Ростове-на-Дону). Разработка Биологизированной системы земледелия с нуля чревато потерей 9-12 лет, которые обычно необходимы для НИР, и НИИОКР.
Также необходимы время и деньги для создания производственных мощностей для биопрома, так как существующие мощности для масштаба страны – ничтожно малы.
- В качестве задач на ближайшее время предлагается провести ряд решений, а также поправок в существующие законы для поддержания пчеловодства, путем внедрения мер, ограничивающих токсичное воздействие на них химических препаратов, применяемых в современном растениеводстве.
Это необходимо как временное решение, до того момента, когда массово будут внедряться безопасные биологизированные технологии.
2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
2.1. Поручить Минпромторгу России совместно с Минсельхозом России:
При доработке национального проекта «Технологическое обеспечение биоэкономики» рассмотреть вопрос о включении в показатели комплексной оценки уровня технологического суверенитета – показателя обеспеченности малоопасными для человека и пчел средствами защиты растений отечественного производства, включая биологические средства защиты растений и энтомофаги.
2.2. Внести в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 № 996 (ред. от 27.03.2025) (далее – ФНТП) следующие дополнения:
1) в паспорте ФНТП в перечне задач после слов «создание и внедрение отечественных технологий, обеспечивающих производство пестицидов и агрохимикатов для применения в сельском хозяйстве» дополнить словами «, в том числе биологическими средствами защиты растений».
2) подпрограмму «Развитие селекции и семеноводства масличных культур в Российской Федерации» ФНТП, дополнить следующей задачей:
- постепенное замещение посевных площадей, занятых рапсом, другими масличными культурами, которые не требуют применения инсектицидов;
3) дополнить ФНТП подпрограммой «Развитие промышленного пчеловодства» и разделом «Комплексный план научных исследований подпрограммы «Развитие промышленного пчеловодства» ФНТП, предусмотрев включение в перечень научно-исследовательских работ, выполняемых по государственным заданиям, тему, предусматривающую сравнение экономической эффективности технологий с применением на энтомофильных культурах пестицидов 1-го, 2-го классов опасности для пчел, с одной стороны, и технологий применения на таких культурах пестицидов 3-го класса опасности и энтомофагов, с другой стороны.
2.3. Дополнить Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 (ред. от 07.10.2025), задачей по развитию промышленного пчеловодства в Российской Федерации.
2.4. Дополнить Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1067 (ред. от 28.08.2025), нормами, позволяющими инспектору Россельхознадзора для определения остаточного содержания действующих веществ пестицидов производить отбор проб пчелиного подмора и незапечатанного жидкого мёда в ульях.
2.5. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в нормативные акты, регламентирующие порядок действий должностных лиц Россельхознадзора, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Государственной ветеринарной службы, полиции, органов местного самоуправления в случае поступления в ЕДДС или по номеру 112 информации о массовой внезапной гибели пчел, когда имеются основания отнести это событие к происшествию, возникновение которого несет в себе материальные потери, нанесение вреда окружающей среде, и к реагированию на которое требуется привлечение сил и средств РСЧС и других заинтересованных организаций (в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-2021).
2.6. Дополнить перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 20.10.2023 N 2909-р, действующими веществами пестицидов 1 и 2 класса опасности для пчел и/или человека.
2.7. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1067 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами» в части отнесения деятельности юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, применяющих пестициды 1, 2 класса опасности для пчел, к категории высокого риска (для которой устанавливается периодичность – одно плановое контрольное (надзорное) мероприятие в два года либо один обязательный профилактический визит в год (ст.ст. 16, 24, 25 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
2.8. Пересмотреть концепцию государственного надзора, восстановив возможность надзорным службам проводить внеплановые проверки и возбуждать дела об административных правонарушениях в поднадзорной сфере без согласования с прокуратурой. С указанной целью рассмотреть возможность расширения перечня индикаторов нарушения обязательных требований.
2.9. Дополнить Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2017 № 996 (ред. от 27.03.2025), следующими задачами:
- поручить Минобрнауки России включить в перечень научно-исследовательских работ, выполняемых по государственным заданиям, тему, предусматривающую сравнение экономической эффективности технологий с применением на энтомофильных культурах пестицидов 1-го, 2-го классов опасности для пчел (с одной стороны) и технологий применения на таких культурах биологических средств защиты растений и энтомофагов (с другой стороны);
- дополнить задачу «создание и внедрение технологий производства пестицидов и агрохимикатов, биологических препаратов для применения в сельском хозяйстве» словами «, в том числе биологическими средствами защиты растений».
2.10. При исполнении подпункта «а» пункта 4 Перечня поручений по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам» (утв. Президентом РФ 30.07.2025 N Пр-1712) при подготовке совместно с Общероссийским общественным движением «Народный фронт «За Россию» предложений по внедрению механизма широкого привлечения граждан и органов территориального общественного самоуправления к реализации национальных проектов, задействовать ресурсы общероссийских общественных организаций, в том числе пчеловодов (СППР, СПР), виноградарей и виноделов (АВВР), флористов (СФР).
3. Рекомендовать Минсельхозу России:
3.1. Дополнить перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 26.05.2023 № 530, случаем массовой внезапной гибели пчел. При этом предусмотрев, что проверяемыми лицами в случае выявления данного индикатора, должны быть все хозяйствующие субъекты, занимающиеся растениеводством в радиусе 14 км от пострадавших пасек.
3.2. В соответствии с п. 3 ст. 2.1 Закона РФ «О ветеринарии» по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти принять приказ, содержащий положения, предусматривающие совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти, и регламентирующие состав и порядок работы комиссии, которая должна созываться в случае массовой гибели пчел в целях фиксации количественных данных, необходимых для и определения размера ущерба, отбора проб патологического материала и постановки вероятного диагноза.
3.3. Обеспечить создание в каждом субъекте Российской Федерации испытательных лабораторий ФГБУ «ВНИИЗЖ» Россельхознадзора, аккредитованных на определение действующих веществ всех пестицидов, применяемых на территории Российской Федерации.
3.4. Издать приказ об утверждении методики по лабораторной диагностике химического токсикоза пчел.
3.5. Предусмотреть меры стимулирования растениеводов к выращиванию технических, масличных и кормовых культур, которые не требуют применения пестицидов и рекомендованы ФНЦ Пчеловодства (г. Рыбное) в качестве альтернативы рапсу.
3.6. Стимулировать растениеводов к применению технологий возделывания энтомофильных культур и средств защиты растений, не исключающих использование насекомых – опылителей.
3.7. Внести в План деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации на 2022 - 2027 годы (утв. Минсельхозом России 28.11.2024 N ОЛ-3271) изменения, дополнив перечень задач, за счет решения которых предусматривается достижение целей в закрепленной сфере ведения Министерства, задачей – развитие промышленного пчеловодства и контрактного опыления.
3.8. Возобновить деятельность рабочей группы при Минсельхозе России по разработке нормативных правовых актов по вопросам пчеловодства, включив в нее представителей Общероссийских общественной организаций пчеловодов.
3.9. Обратить особое внимание на письмо Минпрома РФ №ЦС-4955 от 29.11.2018 г. В нем речь идет о Законе по органическому сельскому хозяйству, что не допускает применение химических препаратов в растениеводстве и изложены подробные предложения по биопрепаратам.
3.10. Учесть в настоящие рекомендации в плане по разработке проектов приказов Минсельхоза России на 2026 и 2027 годы год.
4. Рекомендовать Россельхознадзору:
4.1. В целях повышения эффективности применения государственной информационной системы прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов «Сатурн» (заказчиком разработки которой является Россельхознадзор) дополнить техническое задание разработчику возможностью выполнения указанной системой следующих функций:
- интеграция с публичной кадастровой картой Росреестра (ПКК) с отображением границ и кадастровых номеров земельных участков;
- указание безопасных мест (резерваций) для передержки пчел на период отравляющего действия пестицидов;
- отображение зон с особыми условиями использования территорий, на которых применение пестицидов ограничено или запрещено, кроме биологических средств защиты растений (охранные зоны особо охраняемых природных территорий (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы), водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, округа санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыбохозяйственные заповедные зоны), а также санитарно-защитные зоны от промышленных объектов и производств до охраняемых объектов;
- отображение фактических дат обработок и контактных данных лица, ответственного за применение пестицидов;
- гиперссылка на инструкцию по применению препаратов;
- отражение информации о применении баковых смесей;
- отображение информации о кратности и периодичности обработок;
- гиперссылка на алгоритм действий в случае, если произошла массовая внезапная гибель пчел, и есть основания полагать, что их гибель связана с применением пестицидов;
- отображение контактов представителей органов публичной власти, которых необходимо привлекать для создания комиссии в случае гибели пчелиных семей;
- возможность скачивания образцов заявлений и актов необходимых для фиксации происшествия и данных о размере ущерба;
- отображение адреса и названия лица для направления претензий о возмещении убытков.
4.2. Включить в форму проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальными органами) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами (утв. приказом Россельхознадзора от 13.03.2024 N 316), выполнение требований об определении экономического порога вредоносности как обязательного условия при принятии решения о применении пестицидов (ГОСТ 21507-2013).
4.3. В обязательном порядке направлять в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации материалы, подтверждающие неустранение правонарушений в сфере оборота пестицидов, которые повлекли за собой причинение вреда окружающей среде, в том числе массовую гибель пчел (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
5. Рекомендовать Роспотребнадзору:
5.1. Предусмотреть в новых правилах, которые будут действовать взамен утрачивающих силу с 1 января 2026 года СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, норму об обязательности установления решением Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя окончательных размеров санитарно-защитных зон вокруг земельных участков, где производится обработка пестицидами с применением тракторов (п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
5.2. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в СанПиН 2.1.3684-21 изменения, предусмотрев:
- увеличение расстояния при наземном способе обработки пестицидами расстояние от населенных пунктов, источников хозяйственно-питьевого, мест отдыха населения и мест проведения ручных работ по уходу за сельскохозяйственными культурами с 300 до 1000 метров (п. 279).
- запрет на применение любым способом пестицидов 1 класса опасности для пчел на расстоянии ближе 10 км от населенных пунктов.
В абзаце втором пункта 272 СанПиН 2.1.3684-21 слова «информирует владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел ранее срока, указанного в регламенте по применению пестицида» заменить словами «информирует владельцев пасек о периоде сохранения опасности для пчел в течение срока, указанного в регламенте по применению пестицида».
6. Рекомендовать Росприроднадзору:
Обратить внимание на необходимость реагирования должностными лицами Росприроднадзора на случаи массовой гибели пчел, т.к. гибель пчел от пестицидов всегда сопровождается гибелью объектов животного мира, что в соответствии с п. 3 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» влечет обязанность возмещения вреда окружающей среде в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками.
7. Просить Верховный суд Российской Федерации:
Дополнить Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 (ред. от 15.12.2022) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» положениями, разъясняющими правовую позицию по вопросу, что считать «тяжкими последствиями» и «массовой гибелью» животных (в т.ч. пчел) при квалификации преступления по ч. 2 ст. 249 УК РФ.
8. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
8.1. Рассмотреть вопросы:
- о возможности субсидирования доли затрат на приобретение средств защиты растений сельскохозяйственным товаропроизводителям, отказавшимся от применения на энтомофильных культурах пестицидов 1 и 2 класса опасности для пчел (высокоопасные и среднеопасные), в пользу малоопасных и практически неопасных средств защиты растений (биологические средства защиты растений и энтомофаги).
- о внесении изменений в нормативные правовые акты субъектов РФ, устанавливающие порядок предоставления мер государственной поддержки, сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусмотрев в качестве условия такой поддержки отсутствие у заявителя нарушений порядка оборота пестицидов в течение года, предшествующего дате подачи заявления на получение государственной поддержки.
8.2. Формировать правоприменительную практику обращения в суд с требованием об изъятии земельного участка сельскохозяйственного назначения у его собственника в случае поступления от Россельхознадзора материалов, подтверждающих неустранение правонарушений в сфере оборота пестицидов, которое повлекло за собой причинение вреда окружающей среде, в том числе массовую гибель пчел (подпункт 3 пункта 1, пункт 5 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ).
8.3. В целях формирования общественного мнения и стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей к применению безопасных средств и технологий защиты растений ежегодно при подведении итогов уборочной кампании на основании информации, полученной от общественных организаций пчеловодов, публично отмечать и поощрять хозяйства, не допустившие в текущем году отравления пчел пестицидами.
8.4. Рассмотреть вопрос о возможности учреждения в субъектах Российской Федерации (где их нет) специализированных предприятий (объединений Сельхозхимии), оказывающих сельскохозяйственным товаропроизводителям квалифицированные услуги по применению средств защиты растений.
9. Рекомендовать органам местного самоуправления:
9.1. Заблаговременно (до начала летнего сезона) создать специальные комиссии, которые бы в случае обращения владельцев пасек о массовой гибели пчел, собирались с целью фиксации количественных данных, необходимых для определения размера ущерба, установления предполагаемой причины гибели пчел.
9.2. До начала летнего сезона разместить в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации района информацию о созданных в районах комиссиях по потравам пчел, с указанием их персонального состава и контактных номеров телефонов.
9.3. Установить в муниципальных правовых актах порядок взаимодействия подразделений, учреждений и предприятий федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории муниципального образования, а также организаций и общественных объединений, осуществляющих в пределах своей компетенции защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в случае поступления в дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования (ЕДДС) информации о массовой внезапной гибели пчел, которая носит признаки происшествия в соответствии с ГОСТ Р 22.7.1-2021.
Источник: официальный сайт КПРФ




