Об основных положениях социально-экономической программы КПРФ
Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ В.И. Кашина на Пленуме ЦК КПРФ.
Социально-экономическая программа КПРФ, принятая в ходе четырёх Орловских форумов, прошла проверку временем. Сама жизнь подтверждает её научную глубину и актуальность для современного этапа жизни нашей страны.
Программа вызвала большую заинтересованность у самого широкого круга руководителей отраслей, производственных предприятий, экономистов, политиков, широкой массовой общественности.
И это не случайно! Наша программа вобрала в себя лучший передовой опыт Советского Союза, период становления и развития которого дали миру образец высокоэффективного хозяйствования, равного которому не было в мире. Под руководством В.И. Ленина отсталую аграрную Россию большевики в короткие сроки сделали индустриальной державой с самыми передовыми технологиями и развитой промышленностью. Руководствуясь их опытом, формами и методами достижения целей, мы разработали социально-экономическую программу КПРФ, которую представляем сегодня на пленуме.
Итог «реформ» — глубокий «социально-экономический кризис
Последние 35 лет изощрённого обмана в экономике и откровенной лжи в реформировании социальной сферы отбросили Россию на 100 лет назад, а по некоторым вопросам — в средневековье. Даже в средние века не запрещалось народу собирать грибы и лесные орехи, ловить рыбу, собирать хворост. Сегодня, в ХХI веке, в России это запрещено. Нынешние «реформы», «оптимизации», «национальные проекты» создали вид бурной деятельности чиновников, но не продвинули развитие страны ни на шаг вперёд.
Россия резко сократила промышленное и сельскохозяйственное производство, пришла к полной зависимости от экспорта и импорта, к утрате социальных, научных и экономических завоеваний Советского Союза. Великая страна, владеющая третьей частью всех мировых природных ресурсов, влачит жалкое существование, перебиваясь вокруг прожиточного минимума. И этот негативный опыт мы тоже изучили, работая над Программой Победы КПРФ.
Новоиспечённая российская буржуазия сделала всё с точностью до наоборот, что рекомендовал И.В. Сталин в своей речи на XIV съезде ВКП(б): «Мы должны строить наше хозяйство так, чтобы страна не превратилась в придаток мировой капиталистической системы, чтобы она не была включена в общую систему капиталистического развития, как её подсобное предприятие, чтобы наше хозяйство развивалось не как подсобное предприятие мирового капитализма, а как самостоятельная экономическая единица, опирающаяся, главным образом, на внутренний рынок, опирающаяся на смычку нашей индустрии с крестьянским хозяйством нашей страны».
Россия стала сырьевым придатком Запада. Подконтрольная иностранным аудиторам, загнанная в обязательства перед международными организациями, она фактически утратила суверенитет. Наученное горьким опытом экономических санкций правительство России до сих пор не созрело до решения о прекращении членства в международных организациях, обеспечивающих благополучие США и странам «золотого миллиарда». Фракция КПРФ вносила законопроекты о денонсации договоров с международными организациями, однако наши предложения не находят поддержки у правительства, хотя ВТО, МВФ, Всемирный банк — это главные инструменты экономической глобализации, сдерживания экономического развития стран с переходной и развивающейся экономикой, конкурентного подавления и ориентации их экономики на сырьевой и экстенсивный сценарий развития, создания правил и процедурных норм для реализации конкурентных преимуществ экономик стран «золотого миллиарда».
Отрезвление от этого дурмана наступило только в 2014 году, после кровавого переворота на Украине. Правительство пришло в себя, когда с началом спецоперации его вчерашние друзья стали непримиримыми врагами и обложили экономическими санкциями нашу экономику, перекрыли экспорт и импорт, заморозили накопления и объявили войну России.
Тридцатипятилетнее реформирование по формату заокеанских «друзей» привело российское общество к вопиющему материальному расслоению: по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, к середине 2025 года соотношение 10% самых богатых к 10% самых бедных выросло по сравнению с 1992 годом с 8 до 15,1 раза.
За 35 лет в России уничтожено 24 тыс. советских промышленных предприятий, 50 тыс. колхозов и совхозов, опустели 34 тыс. населённых пунктов, началось интенсивное вымирание населения.
Социальная политика
В советское время каждые 10 лет население прирастало на 10 млн человек. За 35 лет новой России страна сократилась на 35 млн неродившихся детей по отношению к 1990 году. Сегодня численность населения соответствует 1988 году. В России не создано условий для воспроизводства населения.
Общий коэффициент рождаемости снизился с 10,1 до 8,5; суммарный коэффициент рождаемости снизился с 1,5 до 1,38, что значительно ниже уровня простого воспроизводства. Ожидаемая продолжительность жизни снизилась с 73,3 лет до 72,8 лет (2024 год), хотя её планировалось довести до 78 лет. Естественная убыль населения увеличилась с 317 тыс. до 596 тыс. человек.
КПРФ убеждена: государство обязано обеспечить условия жизни молодым людям, когда они станут создавать семью и рожать детей! В их числе: доступное жильё, гарантированные рабочие места и достойная заработная плата; поэтапное списание задолженности по жилищным кредитам с рождением каждого последующего ребёнка; студенческая и аспирантская стипендия, позволяющая создать крепкую семью; выплата материнского (семейного) капитала на каждого ребёнка в прогрессивном размере; освобождение от уплаты подоходного налога для семей с детьми.
Мы предлагаем полностью исключить критерии нуждаемости на право получения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка и других выплат. Одновременно необходимо продлить выплату «единого пособия» до достижения ребёнком возраста 18 лет, а в случае обучения в образовательной организации по очной форме обучения — до 23 лет. КПРФ настаивает на необходимости принятия решения о прогрессивном увеличении на 25 процентов размера материнского (семейного) капитала при рождении каждого последующего ребёнка.
Сегодня в России 90% населения страны с переменным успехом балансирует на черте бедности. За последние 35 лет Россия вышла в мировые лидеры по количеству бедных и нищих граждан. Сегодня по уровню жизни наша страна откатилась на 67-е место в мире, ниже Белоруссии и Украины.
Нищета погнала народ в банки, долги граждан перед банками составляют 34,6 трлн рублей. Закредитованность населения вышла за рамки возможностей выплачивать ссуды. Задолженность составляет 237 тыс. рублей на человека, включая новорождённых.
По данным Росстата, в середине 2025 года в крайней нищете находятся 11,9 млн человек, или 9,6% населения с доходами ниже прожиточного минимума. При этом 40% населения имеет среднемесячные доходы ниже 35 тыс. рублей. Зарплату более 400 тыс. рублей получает 1,5% населения. Между тем это средняя зарплата в Германии. Средняя пенсия в России около 23 тыс. рублей, что в 10 раз меньше, чем в развитых странах Евросоюза. Социальная пенсия меньше 9 тыс. рублей.
В самом бедственном положении — «дети войны», их доходы составляют 13—17 тыс. рублей в месяц. Фракция КПРФ 10 раз вносила законопроект о «детях войны», но все они были отклонены, десятый законопроект уже третий год даже не рассматривается в Государственной думе.
В то же время на социальную политику в бюджетной системе ассигнования снижаются. Начиная с 2026 года расходы в объёме ВВП уменьшаются с 10% до 9,5% в 2028 году.
Сегодня совершенно необоснованно повышен пенсионный возраст. Работающим пенсионерам пенсии полностью не индексируются. Пенсионеров обязали платить за капитальный ремонт, до которого они не доживут. «Дети войны» не пользуются никакими льготами.
Давно настала пора понизить пенсионный возраст до 55 лет для женщин и до 60 лет для мужчин, упразднить Пенсионный фонд, его средства консолидировать в федеральном бюджете. Пенсии индексировать независимо от трудовой деятельности пенсионера, возвратить все недоплаченные денежные средства работающим пенсионерам. Средняя пенсия не должна составлять менее 40% средней зарплаты, тогда как сегодня она составляет лишь треть от этого уровня.
Граждан, проживающих в многоквартирных домах, независимо от возраста, следует освободить от платы за капитальный ремонт, т.к. это обязанность государства. Принять закон о «детях войны», в котором установить льготы, соответствующие льготам труженикам тыла. Отменить закон №122 ФЗ от 22.08.2004 года, восстановить все льготы, отменённые этим законом.
Но бюджетные ассигнования по направлению «Развитие пенсионной системы РФ» идут на снижение, несмотря на инфляцию, и составят в 2026 году 2,8 трлн руб., в 2027 году — 2,6 трлн руб., в 2028 году — 2,6 трлн руб. Это явно недостаточно для исполнения всех государственных обязательств, осуществляющихся через Пенсионный фонд.
Проблема низкого уровня жизни людей, нищета, безработица, обременение непомерными платежами за ЖКУ плюс вынужденная закредитованность населения, контрастируют, вступая в открытое противоречие, с неправедно нажитым богатством олигархата и коррупционного чиновничества. Сегодня российская олигархия в составе 146 человек владеет состоянием в 626 млрд долларов. Ежегодный прирост составляет около 50 млрд долларов. Не хватает денег в бюджете, правительство «оптимизацией» разрушает здравоохранение и образование, но олигархов не трогает. Даже сегодня, в условиях СВО, олигархия пользуется неприкосновенностью, продолжая наживаться, оставаясь в стороне от помощи государству.
Обратите внимание: 38 млрд долларов получили олигархи за 2023-й год; 28 млрд долларов — в 2024 году и 24 млрд — в текущем году. В то же время дефицит государственного бюджета составляет 5,7 трлн рублей, а долговые обязательства России приближаются к годовому бюджету и составляют 38 трлн рублей. Кто ответит, почему олигархи в прибылях, а государство — в долгах? И что это за государство?
Денежно-кредитный тупик
Реальную экономику России сегодня вынуждают работать и развиваться в условиях ключевой банковской ставки в 16,5%, которая превышает уровень инфляции в 3 раза. По мнению правительства, инфляция стабилизируется. Но время покажет, что увеличение 11 налогов в 2026 году и рост коммунальных тарифов на 10% в год, грабительский утилизационный сбор и кабальное налогообложение малого бизнеса сделают своё чёрное дело.
Фракция КПРФ трижды вносила законопроект о государственном регулировании цен на товары первой необходимости, но безуспешно. Мы выходили с предложением изменить функциональные обязанности Банка России и направить его потенциал на развитие экономики. Однако нас не услышали. В то же время жёсткая денежно-кредитная политика уже начала свою разрушительную работу: рост экономики остановился, создалась огромная закредитованность юридических и физических лиц, производительность труда отстаёт от роста зарплаты. Нет спроса, замораживается предложение. Останавливаются предприятия, людей отправляют в отпуска. Безработица не растёт, потому что люди числятся работающими, но голод уже подбирается к большинству работающих. Социальный взрыв неминуем. Пора трезво взглянуть на проблемы денежно-кредитной политики, пока точка невозврата ещё не пройдена.
В настоящее время уровень монетизации российской экономики составляет чуть выше 50%. Для сравнения: среднемировой уровень монетизации больше 100%. Низкая монетизация ведёт к снижению инвестиционной активности, торможению экономического роста. В настоящее время уровень монетизации российской экономики не может быть менее 100%.
Вследствие завышенной ключевой ставки стоимость кредитных ресурсов находится гораздо выше уровня рентабельности большинства отраслей, что ещё больше усиливает и так серьёзные диспропорции в структуре производства, доходов и цен.
Хуже того, высокие депозитные ставки делают привлекательным вкладывать свободные средства в банки и получать проценты больше прибыли предприятий. Таким образом блокируется инвестиционная деятельность, и развитие экономики просто останавливается. При такой политике из известной формулы Карла Маркса «товар — деньги — товар» искусственно изымается главное звено — товар. Возникает схема «деньги — деньги», когда капитал начинает обращаться сам в себе, не создавая реальной продукции. В результате формируются «мыльные пузыри», а развитие реального сектора экономики останавливается, что неизбежно приведёт к плачевным последствиям.
В то же время денежно-кредитная политика Центрального банка откровенно направлена на вывоз денег из страны и создание условий для недоступности кредитов для экономики и граждан. Чистый вывоз капитала начал прогрессировать в России с 1994 года. За последние 30 лет легально и нелегально вывезено 117 трлн рублей.
Сегодня, в силу международного произвола, накопления в иностранной валюте нужно ограничить трёхмесячным объёмом импорта, остальные денежные средства необходимо хранить в виде ценных металлов и драгоценных камней на территории России. Либо немедленно использовать на закупку оборудования и технологий.
Недоступные кредиты заставляют бизнес брать кредиты в иностранных банках. Корпоративный долг России на 1 октября 2025 года составил 323 млрд долларов, из которых 175 млрд долларов, или 14 трлн рублей, — долги бизнеса. В результате такой схемы в России сегодня нет денежно-кредитной системы, наша экономика пользуется международной денежно-кредитной системой, которая стала вторым «доильным агрегатом» по вытягиванию денежных средств из страны после нефтегазовой отрасли.
Необходимо национализировать банковскую систему и вывести из неё иностранный капитал; установить государственное регулирование размера процентных ставок по кредитам и валютный контроль; произвести замещение иностранных кредитов на отечественные; создать отдельную категорию промышленных банков, для которых снизить требования по начислению резервов при условии ограничений операций с населением.
Превратить налоги в мотиватора экономики
Нужно срочно реформировать налоговую систему, которая стала тормозом развития экономики. В России создана удивительная модель налогообложения, которая работает по принципу: чем выше цены, тем больше бюджет. Чтобы пополнить бюджет, правительство всегда взвинчивает цены путём увеличения налогов. После этого раскручивается инфляция, и для борьбы с нею увеличивается ключевая ставка. Недоступные кредиты парализуют экономику, товаров выпускается меньше, значит, меньше налогов, значит, надо повышать налоги, а с ними цены и опять всё по новому кругу. Эту карусель раньше сглаживали нефтегазовые доходы, но сегодня они ограничены. Надо переходить на новую систему налогообложения, иначе экономика не раскрутится, баланса между производством и потреблением добиться будет невозможно, бюджетные доходы будут сокращаться.
Нынешняя система налогообложения не только порочная, она вредна для развития экономики. Именно система налогообложения привела к тому, что наши роботы в 2 раза дороже китайских, а пахотные трактора дороже на 30%.
Чтобы налоги стали мотиватором экономики, ими должна облагаться эффективность предприятий и работать принцип: чем выше эффективность предприятия, тем больше бюджет. Следует полностью переделать налоговую систему под принцип эффективности производства. Для этого необходимо: отменить налоговый манёвр, ввести пошлины в 30% на продажу углеводородного сырья и отменить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При этом на 30% подешевеют бензин и нефтепродукты. Нужно поэтапно отменить налог на добавленную стоимость (НДС). Цены снизятся на 10—20%. При этом ввести налог на роскошь (дворцы, яхты, элитные квартиры и проч.) Бюджет только увеличится. Требуется увеличение налога на прибыль коммерческих банков, полученную в результате высокой ключевой ставки, а также на игорный бизнес. Выполнив рекомендации бюджета развития КПРФ, федеральный бюджет может получить 32 трлн дополнительных средств.
Новая политика доходов и бюджет развития
КПРФ считает необходимым утвердить новую политику доходов. Её основой должно быть введение полного прожиточного минимума, в который в дополнение к расходам на питание и одежду необходимо включить расходы на медицину, лекарства, духовное развитие и культурные нужды, весь комплекс налогов и платежей, услуг и затрат на перспективное развитие как отчислений на платные образование и лечение, покупку жилья. В соответствии с поставленной задачей необходимо рассчитывать прожиточный минимум для каждой группы населения: работающих, пенсионеров и детей. Минимальные пенсии, стипендии и зарплата не могут быть ниже прожиточного минимума.
Наша программа опирается на систему основных положений, в центре которых человек труда. Наш советский лозунг «Всё во имя человека, всё для блага человека!» остаётся главным направлением в нашей работе. Мы продолжаем ленинский завет поголовной грамотности и обязательного среднего образования, мы возглавим борьбу за эффективное и бесплатное здравоохранение, ибо только со здоровой нацией можно свершать великие дела. Страна не может быть великой без современных высоких технологий, мы поставим науку на службу человеку, у которого не будет тяжёлого физического труда, не будет вредного производства: всё это достанется машинам и механизмам!
Наша программа предусматривает ликвидацию коррупции, которая, как ржавчина, разъедает любое государство, снижение уровня инфляции и исключение зависимости от зарубежных партнёров. Мы разовьём такую экономику, от которой будет зависеть полмира, мы создадим такой уровень жизни, которому будут завидовать и Европа, и Америка!
Можно не верить в такие возможности, но они есть. Фракция КПРФ проанализировала все возможные финансовые резервы России, и оказалось, что все богатства страны используются не только не по назначению, но и во вред государству. Если собрать все ресурсы воедино, то формируется бюджет развития для мощного рывка в экономике и повышения уровня жизни нашего народа.
Судите сами: государственные золотовалютные резервы в СССР всегда находились в стране и использовались на инвестиции. В нынешней России более 729 млрд долларов, или 59 трлн рублей, размещено в иностранных банках (кроме золота) и финансирует чужую экономику. Если вычесть из этой суммы золотой запас, то накопления в размере годового бюджета можно использовать на приобретение технологий и оборудования. Но эта возможность 35 лет не использовалась и кормила чужую экономику, пока половину накоплений не заморозили на Западе. Золотовалютные резервы за 8 месяцев 2025 года увеличились на 95,4 млрд долларов, или на 7,9 трлн рублей. Эти деньги должны быть в бюджете, но они лежат за границей. Вот почему мы бедные!
В СССР не было олигархов. В новой России есть! Рост доходов олигархов за полугодие 2025 года составил 25 млрд долларов, а за год это будет вдвое больше: 50 млрд долларов или в рублях — 4,4 трлн руб. Эти деньги могли бы быть в бюджете, но они принадлежат олигархам! Вот почему мы нищие.
По данным РЭУ им. Плеханова, в 2024 году размер теневой экономики России составил 20% ВВП, или 40 трлн рублей. Объём налогов с этой суммы может составить 8 трлн рублей.
Средства из бюджета изымаются и направляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ), где накоплено 13 трлн рублей, из которых 3,9 трлн рублей — свободные остатки, которые можно использовать на текущие нужды. Но они в кубышке!
С 48 странами Россия заключила договор об избежании двойного налогообложения. Это означает, что российские предприятия зарегистрировали за рубежом, и их освободили от уплаты налогов в России. Россия потеряла 1,8 трлн рублей налогов. Надо расторгнуть эти договоры и вернуть налоги в Россию. Отменив возврат НДС на экспорт нефтегазовых ресурсов, можно увеличить доход бюджета на 1,3 трлн рублей.
Госмонополия на производство и реализацию спиртосодержащей и алкогольной продукции даст бюджету 1,4 трлн рублей. Примерно столько же даст монополия на табак. Прибыль банков, ликвидация оттока капитала, дивиденды от госмонополий — всё это вместе взятое даёт бюджету 32 трлн рублей! И это только деньги прироста без накоплений. Вот денежные средства, которые могут решить вопрос бедности, но они, к сожалению, решают вопросы супербогатства.
Мы предлагаем эти денежные средства консолидировать в бюджете развития и распределить по расходным статьям. При этом если доходная часть бюджета на 2026 год запланирована в размере 40,2 трлн рублей, то бюджет развития увеличивает её до 72,6 трлн рублей.
Эта ключевая задача чётко определена в нашей программе: чем больше бюджет, тем больше возможности решать институциональные проблемы.
Некоторые из наших предложений уже находят поддержку: принят закон о прогрессивном подоходном налоге на сверхбогатых. И хотя он не в полной мере вобрал в себя наши предложения, но первый шаг уже сделан. После изменения законодательства в логике наших предложений инвестиционные возможности государства вырастут до 32—35 трлн рублей в год дополнительно к сегодняшнему бюджету.
Частично наше предложение о прогрессивном налоге заработало, и государство дополнительно за счёт этого уже получило более 500 млрд рублей. Но это не та сумма, которая значительно влияет на бюджет. В нашем бюджете развития эта сумма обозначена как 2,5 трлн рублей, которая пополнит бюджет и не разорит олигархию.
Вторая индустриализация России
Социально-экономическая программа КПРФ предполагает высокую концентрацию финансовых ресурсов в государственном бюджете для проведения второй индустриализации страны и реализации госпрограммы второй целины для возвращения в севооборот брошенных земель. Наши цели — экономическая и финансовая независимость от внешнего мира; независимость от импорта и экспорта, в том числе технологий; преодоление технологической отсталости и выход на передовые позиции в науке и технике, чтобы иметь в гражданских отраслях народного хозяйства то, что мы имеем в оборонной промышленности.
Разрабатывая социально-экономическую программу КПРФ, мы опирались на опыт красных губернаторов всех поколений, опыт Китая, Вьетнама, Белоруссии и других стран, на наши народные предприятия, на победный дух трудового народа России.
Опыт подсказывает, что осуществлять индустриализацию необходимо при раздельном учёте производства средств производства и товаров народного потребления, иначе в общей «корзине» ВВП трудно определить, в каком направлении идёт развитие экономики.
Следует принять экстренные меры по оказанию государственной помощи лёгкой промышленности, обеспечивающей быструю отдачу средств и замещение импорта товаров для населения, а также отраслям машиностроения, приборостроения и станкостроения, гарантировать приоритетное поступление государственных инвестиций в эти отрасли.
Необходимо оказать особую поддержку отечественной фармацевтической промышленности как фактору обеспечения безопасности населения.
Бюджетное финансирование национальной экономики, а именно её реального сектора, установить не менее 14 трлн рублей в год, и бюджет развития это позволяет.
Государственные инвестиционные кредиты и другие формы финансовой помощи предоставлять предприятиям на условиях договора под конкретные программы. Обязательным условием договора должен быть государственный контроль над ценообразованием производимой продукции.
Развитие аграрного сектора
Примерно на таких же условиях должны работать предприятия сельского хозяйства. В настоящее время аграрный сектор экономики России оказался перед системным вызовом, предопределяющим необходимость обновления национальной аграрной политики, механизмов и направлений государственной поддержки и оценки их эффективности, перехода к качественно новому инновационному типу развития.
Наряду с успехами в растениеводстве проблем в сельском хозяйстве меньше не стало. Вызывает тревогу сокращение поголовья крупнорогатого скота. Особую опасность представляет сокращение дойного стада.
Ухудшаются условия занятия сельским хозяйством в личных подсобных хозяйствах населения, где зафиксировано снижение производства скота и птицы на 3,5% — до 2,5 млн тонн. Надои молока уменьшились на 2,6% — до 10,4 млн тонн, производство яиц сократилось на 3,5% — до 7,3 млрд штук. Поголовье крупного рогатого скота в этом сегменте уменьшилось на 3,7% до — 6,1 млн голов. Государственная поддержка села по-прежнему незначительна.
Пять государственных программ, в которые вложилась КПРФ, работают достойно и призваны решить главные вопросы: сбережения сельского населения, обеспечения продовольственной безопасности, укрепления территориальной целостности РФ и её национальной безопасности.
При государственной финансовой поддержке в объёме 5% расходной части бюджета, при паритете закупочных цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, в сочетании с развитием малого бизнеса, эти задачи реально выполнимы. Кроме этого, партия предлагает увеличить ассигнования на сельское хозяйство за счёт бюджета развития на сумму 3 трлн рублей вместо 602 млрд.
Необходима ориентация на крупнотоварное производство во всех отраслях сельского хозяйства. Крупнотоварное производство отлично зарекомендовало себя в Белоруссии. Следует создавать агрогородки при крупных сельскохозяйственных предприятиях, развивать экопоселения, восстановить производственную и социальную инфраструктуру на селе.
Считать важным развивать фермерство и сельскохозяйственную кооперацию. Для нас по-прежнему главным приоритетом остаётся укрепление личного подсобного хозяйства как фактора сохранения села. Установить мораторий на рост цен на ГСМ и энергоресурсы. Электроэнергия для всех потребителей в сельской местности должна быть равной 70% от уровня тарифа для промышленности.
Необходимо осуществить полную газификацию населённых пунктов сельской местности на всей территории Российской Федерации.
Уже работают наши законы о продовольственной безопасности, промышленной политике, стратегическом планировании, детском питании и другие. Необходимо исполнить закон о плодородии почв и программы мелиорации. Решить вопрос использования в хозяйствах амортизационных отчислений на сельскохозяйственную технику. Выделять из федерального бюджета ассигнования на мелиорацию и капельное орошение не менее 0,3% расходной части федерального бюджета, что позволит на больших территориях страны получать по два урожая сельскохозяйственных культур.
Данные меры обеспечат выполнение ключевых задач: ликвидации зависимости от импорта продовольствия, повышения качества жизни на селе, восстановления в сельхозобороте пашни и обеспечения технологического суверенитета АПК в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности РФ.
Кадры решают всё
Серьёзной проблемой развития и современной научно-технической модернизации производства является технологическая отсталость. В структуре ВВП наукоёмкая промышленность составляет всего 13%. Будущее экономики страны — в развитии производств и вводе новых современных наукоёмких мощностей.
С ликвидацией советских союзных министерств были закрыты 5 тыс. отраслевых институтов, которые до настоящего времени не восстановлены. Растерзали Российскую академию наук, отобрав у неё важнейшие институты. КПРФ все силы бросила на защиту академии наук, удалось отбить несколько институтов, спасти ВНИИ кормов, Тимирязевку, у которых власть хотела отобрать опытные поля. И борьба продолжается!
В России на протяжении 25 лет бюджетные ассигнования на науку не превышали 1% ВВП, а в 2025 году они сократились до 0,4% ВВП!
Давно пора решить вопрос материального обеспечения учёных. Заработная плата научных работников не должна быть ниже средней зарплаты аналогичных работников в Евросоюзе. Этим мы прекратим утечку талантов из России и вернём на Родину ранее уехавших специалистов.
Сегодня проблему дефицита кадров надо решать так же, как эту проблему решали в СССР в 20-е годы прошлого столетия или в Китае в 1990-е годы. Необходимо организовать фабрично-заводское обучение (ФЗО), но это можно сделать только на государственных предприятиях: частник, трясущийся над каждой копейкой, делать этого не будет. Нужно организовать профессионально-технические училища, колледжи и оснастить их современным оборудованием для подготовки высококлассных специалистов. Использовать в этом плане богатый опыт города Москвы.
Нужно организовывать самозанятых, вводить ускоренные курсы для учителей и инженеров, где это возможно, приглашать пенсионеров. Не исключаются и все те меры, которые проводятся правительством сегодня.
Но политика правительства создаёт странное впечатление. Вместо обеспечения растущей экономики демонстрируется её удушение. Ключевая ставка остаётся на высоком уровне, значит, кредитов не будет. В 2026 году динамика инвестиций падает на 5% вместо роста. Вводятся кабальные изменения в налогообложение малого и среднего бизнеса, в результате которого он просто не выживет. Утилизационный сбор и запрет на иномарки в такси оставят без работы полмиллиона таксистов.
В то же время на развитие экономики в бюджетной системе предусмотрено на 2026 год и последующие годы ассигнования около 10 трлн рублей с уменьшением в объёме ВВП с 4,6 до 4,3%. Фракция КПРФ не может согласиться с таким подходом и предлагает выделить из бюджета развития ещё 4 трлн рублей и решить вопросы современного промышленного производства.
Национализация
Чтобы добиться эффективного развития экономики, необходимо национализировать её базовые отрасли. Прежде всего, важно установить государственное управление энергетическими ресурсами. Для этого необходимо восстановить государственную Единую энергетическую систему. Под полное государственное управление должны попасть нефтегазовый сектор, железные дороги, авиация, оптовая торговля.
Фракция КПРФ трижды вносила законопроект о национализации, но он до сих пор не принят. При действующей политике он и не будет принят, потому что плавать в мутной воде приватизации гораздо выгоднее для воров и проходимцев, чем работать по закону. Между тем национализация идёт, но выборочно, по искам Генеральной прокуратуры, причём в отношении только крупных сырьевых предприятий, и уже национализировано 150 предприятий, активы которых составляют 3,9 трлн рублей. Но вот для других предприятий до сих пор действует правило, что пересмотра итогов приватизации быть не должно.
Поэтому мы требуем полностью запретить приватизацию государственного имущества, поскольку запрещён обратный процесс.
Также установить полный контроль над процедурой банкротства, которая полностью выведена из-под контроля государственных органов и стала инструментом передела собственности.
Программа социально-экономического развития России охватывает весь основной спектр социальных и экономических проблем нашей страны. При выполнении всех программных задач на основе бюджета развития мы достигнем главного — безопасности и независимости России от внешних сил.
В бюджете развития и социально-экономической программе КПРФ определены главные рубежи экономического и социального развития, которые позволяют уже к 2030 году вывести нашу страну на широкую дорогу индустриального развития и гарантированно предоставить народу России условия жизни не хуже стран Евросоюза.
В дальнейшем, на основе углубления этих процессов, предусматривается осуществить переход к экономике высшей организации и эффективности со всесторонне развитыми производительными силами, зрелыми социалистическими производственными отношениями, отлаженным хозяйственным механизмом.
Мы полны решимости реализовать нашу программу. С нами в одном строю идут 47 общественных организаций, нашу программу одобрил Орловский международный экономический форум, мы не получили ни одного отрицательного отзыва от министерств и региональных властей. Нас поддерживает народ, потому что программа направлена на его благосостояние, и общими усилиями мы реализуем её, потому что другого пути для России нет!
Источник: газета "Правда"


