Взгляд с улицы "Правды": Экономика уходит в трясину

03:44, 17 февраль 2026
1
0

На пути выхода экономики РФ из стагнации стоят не только низкие цены на нефть, санкции, но и высокая ставка Центробанка, препятствующая получению дешёвых денег бизнесом и давящая на потребительский спрос. Сейчас, как власти деликатно выражаются, экономика «охлаждается», хотя речь идёт о самом настоящем застое. И рассчитывать на ощутимый рост как минимум в этом году не приходится. Страна продолжит бултыхаться в экономическом «болоте».

 

Данные за 11 месяцев 2025 года показывают рост ВВП всего на 1% (год к году), промышленного производства — на 0,8%, при этом отмечается спад во вводе жилья (–2,4%) и грузообороте (–0,7%), погрузка РЖД (–5,6%). Экономическая статистика в целом свидетельствует не просто о замедлении, а о вступлении в фазу выраженной стагнации. Кризиса нет, но и импульсов к быстрому росту не наблюдается. По официальному прогнозу, в этом году рост ВВП также ожидается всего на уровне около 1%, с потенциалом небольшого превышения (+0,5), что укладывается в рамки статистической погрешности. 

«Основные драйверы замедления глубоко структурны: политика Центробанка, направленная на борьбу с инфляцией (ключевая ставка в среднем 18,5% в 2025 г., ощутимо сдерживающая кредитование и инвестиции), сохраняющееся давление санкций Запада, ограничивающих доступ к рынкам и технологиям, а также замедление глобального спроса», — сказал «Правде» экономист Роман Синицын.

При этом разрастается «бюджетная дыра», прежде всего из-за снижения бюджетных доходов от нефтегазового экспорта. Увеличивающийся дефицит бюджета финансовые власти планируют затыкать при помощи выпуска облигаций федерального займа (ОФЗ), регулирования ставки Центробанка и урезания расходных статей казны.

«Предварительные данные минфина об исполнении бюджета в январе вызывают опасения, что дефицит бюджета в этом году окажется выше планового. При определённых условиях это может означать более высокий объём заимствований, который может вносить вклад в инфляционное давление и ограничивать пространство для снижения ключевой ставки», — сказала «Правде» Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».

Пока что прогнозируемый дефицит бюджета в 2026 году находится в диапазоне от пяти до шести процентов ВВП, что примерно на один процент выше уровня 2025 года. Следует ли ждать секвестра бюджета и не отразится ли это на социальных расходах?

«Переход к «секвестру» в виде систематического сокращения госрасходов мог бы снизить дефицит, но сопряжён с ростом безработицы и ухудшением социально-экономической стабильности. Пока что так вопрос не стоит. Но очевидно, что без кардинального экономического «позитива» монетарным властям придётся искать золотую середину между снижением ключевой ставки, обеспечением ликвидности и удержанием инфляции. В противном случае риск перехода на «секвестр» останется реальной угрозой, а бюджетный дефицит сохранится высоким, замедляя экономический рост», — отметил» экономист Роман Синицын.

Михаил ЕВСТИГНЕЕВ, газета "Правда"

Комментарии (0)
Добавить