СОКРОВИЩА ПАРТИЙ: Государство возьмет под контроль финансовые потоки новых политических организаций

10:26, 07 март 2013
2 108
0

Новые политические партии могут столкнуться с финансовыми трудностями

Прошло чуть больше года с тех пор, как бывший президент Дмитрий Медведев радикально либерализовал процедуру регистрации политических партий, снизив обязательное число членов организации с 40 тыс. до 500 человек. За это время число партий выросло в пять раз: было 7, а стало 34. И это еще не предел. Однако теперь государство, судя по всему, решило взять процесс партийного строительства под свой контроль.

Нет, снимать партии «по старинке» с регистрации не будут, к ним просто пришлют въедливых аудиторов… Соответствующие поправки в закон «О политических партиях» уже подготовлены Министерством юстиции РФ и сейчас находятся на рассмотрении в правительстве. В Думу, как заверили «Профиль» в Минюсте, они поступят самое позднее в апреле этого года.
Согласно поправкам, уже с этого года политические объединения с доходом больше 60 млн рублей в год будут подвергаться финансовому аудиту. При этом сумма средств, перечисленных на партийный счет в виде вступительных и членских взносов от имени одного человека, отныне не сможет превышать 4,33 млн рублей. Сейчас такие ограничения установлены только в отношении пожертвований частных лиц, в то время как суммы вступительных взносов от членов партии могут быть любыми. В случае если кто-то перечислит партии большую сумму, ему либо вернут деньги, либо отправят их в доход государства. В Минюсте уверяют, что ограничения по суммам взносов сделают финансирование партий более прозрачным. Одна из причин введения этих мер — борьба с проникновением в политику криминала. «Эти шаги обосновываются тем, что черный капитал идет в политику, то есть документ направлен на борьбу с возможным проникновением во власть криминала или его представителей», — говорит председатель «Демократической партии» и политтехнолог Андрей Богданов. Речь при этом, уверяет он, идет в первую очередь о тех новых партиях, которые создаются для того, чтобы лоббировать интересы своих спонсоров в каком-то одном или двух регионах. Ведь чтобы протащить своего человека в Заксобрание области, на его раскрутку достаточно скинуться лишь нескольким крупным региональным бизнесменам. Именно для контроля за ними и подготовлен этот законопроект, уверяет глава юридической службы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев. «В Минюсте понимают, что закон, упростивший процедуру создания партий, может породить колоссальные правонарушения, когда местные олигархи начнут лепить партии и использовать их в своих целях. А затем можно этими партиями торговать или продавать отдельные места в списках этих партий. Можно также использовать эти партии для лоббирования своих личных экономических интересов», — говорит представитель КПРФ.
Впрочем, новшество может ударить не только по таким псевдопартиям, но и по вполне реальным политическим объединениям. Из известных на федеральном уровне партий поправки в закон могут существенно осложнить жизнь, например, «Гражданской платформе» Михаила Прохорова, на счет которой только за последние полгода поступило более 24 млн рублей. Но, кроме самого бизнесмена, в руководстве партии других представителей крупных корпораций просто нет. Теперь Прохоров не сможет перечислять на счет партии более 4,3 млн рублей в год и его участие в судьбе своего детища может существенно сократиться.
По мнению экспертов, жизнь новым партиям осложнит и финансовый аудит. Постоянные проверки могут просто парализовать их работу. Ежегодный оборот в 60 млн рублей только на первый взгляд может показаться внушительной суммой. На самом деле только для того, чтобы содержать региональные отделения в половине российских субъектов, а также составлять ежегодные отчеты, партии требуется как минимум 25—30 млн рублей. И эти деньги, по словам Андрея Богданова, необходимы для содержания «спящей партии» из 500 человек, которая на самом деле существует лишь в списках Минюста. В случае же, если ее создатели захотят не просто сохранить за собой громкое партийное название, но и начнут участвовать хотя бы в одной избирательной кампании, расходы тут же возрастут в разы.
«В случае если партия станет размещать рекламные материалы в СМИ, развешивать билборды с именами своих кандидатов, то ее траты моментально превысят 60 млн рублей в год. Если сейчас такую партию не могут проверять чаще чем раз в три года, то скоро их смогут проверять хоть каждый день. Постоянный аудит может стать реальным инструментом для прекращения работы несистемных партий», — утверждает Богданов.
С этим согласны и в КПРФ, чей ежегодный бюджет превышает 834 млн рублей, из которых всего 160 млн приходит из госказны. По мнению коммунистов, для малых партий подготовка ежегодных финансовых отчетов может стать настоящей головной болью. «Для того чтобы ежегодно предоставлять отчеты в налоговые органы и в ЦИК, мы вынуждены держать сегодня около 100 бухгалтеров. В регионах у нас 84 человека и больше 10 — в центральном аппарате. Для малых партий предоставить такую отчетность будет очень накладно и в организационном, и в материальном плане. Кроме того, придется дополнительно платить за аудит. Это удержит политиков от создания новых партий», — отмечает Вадим Соловьев.
«Философия закона одна: максимально ужесточить получение партиями независимых финансовых средств, — отмечает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. — Для этого уменьшаются объемы разовых поступлений средств, вводятся запреты на получение партиями кредитов. В выигрыше оказываются партии, поддерживаемые государством. Понятно, что одни получают госфинансирование, а другие — нет».
С ним соглашается и член федерального гражданского комитета партии «Гражданская платформа» Ксения Зеленцова. По ее словам, обязательный аудит создает дополнительные сложности для партий в первую очередь из-за высокой стоимости таких услуг. По ее мнению, гораздо правильнее было бы применять аудит только к партиям с госфинансированием, а те, кто живет на пожертвования спонсоров, должны сами решать, нужна им проверка или нет.
На практике законопроект приведет не только к удорожанию содержания партий, но и к появлению многочисленных цепочек посредников между спонсором и партийным кошельком, предупреждают политтехнологи. «Уже сейчас перед выборами, для того чтобы наполнить избирательные счета партий, у их отделений нередко выстраивается очередь из студентов, которые за 500 рублей кладут на счет партии, к примеру, по миллиону. Таким образом, партия может получить спонсорскую помощь в размере 100 млн рублей неизвестно от кого и зачем», — рассказывает Андрей Богданов.
Примечательно, что законопроект Минюста, который подготовлен для повышения финансовой прозрачности партий, фактически не затрагивает интересов главных политических игроков — четырех думских партий. Их доходы складываются вовсе не из частных пожертвований, а, наоборот, из отчислений фирм и предприятий. Так, в 2011 году на счет «Единой России» поступило почти 4 млрд рублей, из которых госфинансирование составило лишь 894 млн. Еще 2,7 млрд партии подарили 260 компаний. Частные лица (в 2011 году их было всего 95 человек) перечислили в партию всего 38 млн. Большинство же спонсоров «Единой России» — общественные фонды поддержки партии в регионах. Они как под копирку перечисляли в «Единую Россию» от 500 тыс. до 40 млн рублей.
Однако законопроект не вводит каких-либо ограничений для перечислений средств со счетов юридических лиц. Они по-прежнему смогут переводить в партийные кошельки крупные суммы — до 43 млн рублей в год. При этом кто скрывается за безвестными фирмами, никому не известно. Кынев уверен, что и с принятием нового закона партии, поддерживаемые властью, по-прежнему останутся в выигрыше. К ним претензий, вероятнее всего, не будет. «Ни для кого не секрет, что у нас в стране действуют двойные стандарты правоприменения. Закон усиливает положение только привилегированных получателей госфинансирования. Главная философия этого закона — поставить независимые партии под жесткий колпак», — считает Кынев.
Тем не менее даже крупным политическим партиям все труднее станет получать денежные подарки от своих анонимных спонсоров. После того как одного из самых богатых депутатов Госдумы от «Справедливой России» Олега Михеева лишили депутатской неприкосновенности, он заявил «Профилю», что политика становится все менее привлекательной для бизнесменов, а значит, вкладывать в нее деньги больше не имеет смысла. Особенно если речь идет о финансировании оппозиционных партий, которые, как оказалось, не в состоянии отстоять своих депутатов ни перед правоохранительными органами, ни перед парламентариями. «В Думе у бизнеса больше нет возможностей для лоббирования интересов, все законопроекты вносятся сверху, и мы на них никак не влияем. Кроме того, если какие-то бизнесмены начинают поддерживать оппозиционные партии, тут же идет накат на их бизнес», — признался «Профилю» Олег Михеев.

 

Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт

[/i]

[/i]
Комментарии (0)
Добавить