Муниципалам не дадут денег, но расширят полномочия

11:09, 07 ноябрь 2013
1 562
0

8 ноября в Суздале пройдет I Всероссийский съезд муниципальных образований. Ожидается, что в работе съезда примут участие глава государства Владимир Путин, а также многие высокопоставленные чиновники. Среди них — зампредседателя правительства Дмитрий Козак, министр регионального развития Игорь Слюняев, генеральный прокурор Юрий Чайка, председатель Всероссийского совета местного самоуправления, первый зампредседателя фракции «Единой России» в Государственной думе Вячеслав Тимченко, губернаторы Светлана Орлова и Александр Хорошавин. Под вопросом участие министра финансов Антона Силуанова и министра экономического развития Алексея Улюкаева. 

— Мы сейчас формируем новую публичную власть, новый институт, и на этом пути нам предстоит проделать очень много важных и нужных шагов. Да, сегодня создана база. Но без воплощения и реализации на практике законы — мертвый предмет. Без осознания людьми, что они являются властью, никакие законы работать не будут. Для этого должны пройти изменения в сознании. Чтобы люди воспринимали своим не только свою собственность, но и то, что их окружает, — двор, улицы, родной город, — рассказал «Известиям» председатель Всероссийского совета местного самоуправления, первый зампредседателя фракции «Единой России» в Государственной думе Вячеслав Тимченко. 

Всего в съезде примет участие порядка 500 делегатов — представителей всех федеральных округов страны. По итогам будут сформированы предложения, которые впоследствии будут оформлены законодательно. 

Так, в частности, вопрос финансирования в проекте итогового документа съезда (есть у «Известий») предлагается решать в трех направлениях. Первое — это межмуниципальное сотрудничество по вопросам финансирования отдельных программ и направлений. Также рассматривается возможность наделения органов местного самоуправления правом собирать налоги. Наконец, традиционное для нашей страны софинансирование из федерального бюджета. При этом довольно существенно предлагается расширить полномочия муниципалов. В частности, им передаются контрольно-надзорные функции в сфере строительства, транспорта, экологии, ЖКХ. Предлагается сформировать при муниципальных и органах местного самоуправления структурные подразделения, которые будут обладать правом проверок структур, осуществляющих строительство, оказывающих транспортные и прочие услуги. В случае отказа муниципалы смогут составить административный протокол, который будет являться основанием для судебного разбирательства. 

— Отсутствие местного самоуправления — это ущербность для общества. Мы это проходили в советский период. История показала, что многие процессы произошли потому, что не было реально местного самоуправления. У нас очень хорошая Конституция, которая четко определяет разграничение уровней власти и наличие институтов публичной власти, в том числе наличие местного самоуправления, — подчеркнул Вячеслав Тимченко. 

Кроме того, появится Общероссийский антикоррупционный муниципальный центр с филиалами по всей стране. Главная его цель — разработка комплекса мероприятий по введению на муниципальном уровне антикоррупционных стандартов в виде единой системы запретов, ограничений, направленных на предупреждение коррупции должностных лиц, создание системы контроля за деятельностью управленцев со стороны граждан, формирование системы мониторинга общественного мнения о результативности муниципальной власти. 

— Конечная цель — дать регионам и муниципалитетам возможность наводить у себя порядок. Чтобы нарушения правил благоустройства влекли за собой ответственность, а ответственность мог установить региональный законодатель, — добавляет зампредседателя думского Комитета по конституционному законодательству и госстроительству, единоросс Дмитрий Вяткин. 

Между тем думская оппозиция обращает внимание на то, что представители федеральной власти неспроста обратили внимание на местную власть. Зампредседателя комитета по конституционному законодательству и госстроительству Госдумы, депутат от КПРФ Вадим Соловьев считает, что назревает очень серьезный кризис муниципальной власти.

— Если будут какие-то протестные акции и революция в России, она начнется не в трудовых коллективах, а именно в сфере ЖКХ из-за нерешенности коммунальных вопросов, которыми как снежный ком обрастают муниципалитеты. В регионах ситуация очень напряженная. Нет света, нет воды. Люди идут домой по темной улице, приходят домой, а из крана течет вода цвета кофе. Нет аптек, приходится ездить за лекарствами в районный центр. Транспорт находится в критическом состоянии, — подчеркнул депутат.

Муниципалитеты, в которые руководители пришли, не чтобы «пилить бюджет и крышевать свой бизнес, а решать вопросы», обеспокоены и начинают ставить проблемы перед законодателями, вносят предложения по совершенствованию законодательства в Госдуму, продолжает Соловьев.

— Сейчас муниципальная сфера — самая близкая к гражданам власть, и на нее государство сбросило все социальные вопросы. Но при этом не позаботилось выделить на все это финансы. Сейчас в регионах наблюдается критическая ситуация, когда власти всё должны, но они очень мало могут сделать, потому что нет денег. Люди начинают обращаться за решением вопросов, а проблемы не решаются. Муниципалы просят оставить им только те функции, которые будут профинансированы, а не просто сказать — за ЖКХ, дороги отвечает муниципалитет, но деньги пусть сами ищут, — говорит коммунист.

Помимо проблем, чреватых социальными потрясениями, у власти есть и другие причины обратить внимание на муниципальные образования, уверен вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. Повышение внимания федеральных властей к муниципалам связано с тем, что центр все меньше надеется на региональную власть и на губернаторский корпус и ищет поддержки у граждан, к которым ближе всего представители муниципальных образований и органов местного самоуправления.

— Кремль перестал расценивать губернаторов как основу своей опоры не только потому, что существуют и нарастают проблемы с региональными бюджетами, губернаторской эффективностью. Центр убеждается в том, что опираться только на губернаторскую власть слишком ненадежно. И в связи с этим он ищет возможности для того, чтобы в качестве другой опоры использовать власть муниципальную. Но видит в ней не самостоятельное местное самоуправление, а, по сути, еще один подконтрольный уровень власти, — рассуждает политолог.

По мнению эксперта, центр понимает, что проблем на местном уровне еще больше, чем на региональном, поэтому выше потребность в более плотном взаимодействии с муниципальными органами власти и более плотном их встраивании в вертикаль. Однако из этого не следует, что те многочисленные требования, которые муниципалы традиционно выдвигают, в частности, связанные с расширением финансовой базы, будут реализовываться, предупреждает Туровский, поскольку центру не нужно усиливать финансово муниципальную власть, ему нужен контроль, связанный с пониманием того, что от муниципального уровня зависит гораздо больше в плане социально-политической стабильности, чем от уровня губернаторов.

— У меня есть опасение, что может произойти разговор слепых с глухими, поскольку формальное внимание уделяться будет, но вместе с тем каких-то уступок делать не будут, а центр будет демонстрировать внимание и говорить о повышении эффективности, понимая это прежде всего как эффективность вертикали, — заключает Туровский.

 

http://izvestia.ru/news/560205

Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.

Комментарии (0)
Добавить