Вадим Соловьев: Много шума и… ничего

19:03, 10 июль 2014
1 865
0

© «Защита и безопасность» № 3 (2014 г.)



Много шума и… ничего

Вадим Соловьев, депутат Государственной думы Федерального Собрания РФ

 

Следствие окончено, но врать-то зачем?

В конце весенней (2014 года) сессии группа депутатов Государственной думы подписала документ, требующий провести парламентское расследование имущественных злоупотреблений, совершенных гражданином Сердюковым А.Э. в бытность его министром обороны Российской Федерации.

Целями этого расследования названы: выявление причин и условий, способствовавших фактам грубого нарушения финансовой дисциплины в Министерстве обороны РФ, последующее информирование о них общества, а также оказание содействия в устранении выявленных причин и условий.

Это уже второе обращение по делу Сердюкова. Первое было рассмотрено на заседании Государственной думы РФ 26?февраля 2014 года и большинством голосов отвергнуто. Решающим стало мнение председателя Комитета по конституционному законодательству и гражданскому строительству г-на Плигина В.Н. о нецелесообразности парламентского расследования, поскольку на тот момент в отношении Сердюкова якобы велось уголовное дело. Но позже стало известно, что уголовное преследование Сердюкова было прекращено в порядке амнистии, то есть по нереабилитирующим основаниям, еще 14 февраля 2014 года, то есть за 12?дней до обсуждения в Государственной думе.

Я поддержал предложение о расследовании деяний Сердюкова в первый раз, поддерживаю эту инициативу и теперь – ее нельзя не поддержать! Вместе с тем считаю, что обозначенные цели расследования недопустимо ограничены изучением общеизвестных фактов хищений, мошенничества и других преступлений экономической направленности, совершенных в Министерстве обороны Российской Федерации. Поэтому Сердюков не должен избежать адекватной ответственности. В задачи расследования следует включить всестороннее исследование и оценку того ущерба, который нанесли Вооруженным силам и военной организации государства в целом административные действия Сердюкова на посту министра обороны.

Также в задачи расследования должно входить и изучение обстоятельств (оснований), мягко говоря, странного применения федерального закона об амнистии к Сердюкову.

В настоящей статье я хочу обосновать необходимость такого всестороннего расследования и его особую актуальность в свете военно-политической обстановки в регионах, входящих в сферу жизненно-важных интересов Российской Федерации.

Кому выгодно, а кому нет

Начнем с того, что самому Сердюкову вменялись в вину всего два преступных эпизода: строительство за счет Минобороны автомобильной дороги кбазе отдыха «Житное» в Астраханской области и перевозка на самолетах военно-транспортной авиации мебели игазонной травы наупомянутую базу.Ущерб попервому эпизоду составил около 56 млн. рублей, по второму – более чем 5 млн. рублей. Однако в итоговом обвинительном заключении второй эпизод явлен не был, он каким-то чудом дематериализовался.

Равным, не иначе как чудесным, образом в результате расследования многомиллиардных махинаций с имуществом Минобороны не оказалось следов Сердюкова. Напомним о некоторых из них.

В 2009 году по распоряжению Сердюкова было проведено акционирование государственного предприятия ФГУП «17?й Центральный проектный институт связи Минобороны». Вы спросите, зачем было городить огород для взращивания акций. Очень просто: акционирование проектного института было проведено затем, чтобы его продать. А продавать было необходимо потому, что комплекс зданий и сооружений института имел площадь 13?тыс.?м2и располагался на участке около 3 га в Сокольниках, то есть в одном из самых престижных районов Москвы. Обязательная при акционировании оценка показала стоимость этого актива около 670? млн. рублей в ценах 2009 года. Если следовать наставлениям выдающегося экономиста Чубайса, то нужно признать: государство является очень неэффективным собственником. А долг каждого чиновника – искать и находить выгодных покупателей такой собственности. Вы спросите, кому выгодных? Разумеется, тому, кто покупает, а совсем не тому, кто продает!

Такому закону рыночной экономики Сердюков следовал неукоснительно. Потому и появилось открытое акционерное общество с приведенным выше названием. Действуя последовательно и целе­устремленно, в июле 2011 года Сердюков собственноручно подписал директиву, обязывающую «представителей интересов Российской Федерации в совете директоров ОАО «17-й ЦПИС» одобрить сделку по продаже указанного объекта по его балансовой стоимости – за 17,9 млн. рублей. Таким образом, цена продажи оказалась почти в 40 раз ниже первоначальной оценочной стоимости. Для сравнения: попробуйте купить квартиру в центре Москвы по балансовой стоимости, а не по ее реальной цене! Вы скажете, что таких продавцов не встречали? И не встретите никогда!

Следующий эпизод деятельности Сердюкова.

Летом 2010 года министр обороны обратился к администрации города Анапы с просьбой выделить земельный участок на берегу моря площадью около 10 га якобы для сооружения радиолокационной станции. Сердюков попросил, Анапа ответила: «Есть!». Сработала простая и понятная логика: дескать, если не отдадим землю нашей армии, ее захватит чужая.

Чужой армии на курорте не появилось. Зато появился свой, российский землевладелец. Участок со всем, что на нем находилось, был продан за 110 млн. рублей при оценочной стоимости в 167 млн. рублей. Странным образом на момент перехода объекта в частную собственность Минобороны успело вложить в него около 300? млн. рублей, которые не были учтены ни в продажной, ни в оценочной стоимости. Зато на эти средства была возведена резиденция с причалами, вертолетной площадкой, мощной системой периметровой охраны и другими изысками типа: «У богатых свои причуды». Кстати, народная молва закрепила за секретным объектом отнюдь не военное наименование – «Дача Сердюкова». И для этого имелись веские основания, ведь владельцем недвижимости стал некий гражданин Пузиков, примечательный тем, что в свое время женился на сестре Сердюкова.

В связи с этим хочу заметить. Мы часто ругаем наше чиновничье сословие за неистребимую тягу к мздоимству и казнокрадству. Но не припомню, чтобы отдавали должные почести тем, кто добросовестно выполнял свои служебные обязанности, рискуя при этом потерять работу и связанное с нею благополучие. А именно так поступили сотрудники Краснодарского управления Росимущества, которые, невзирая на лица и звания, обратились в суд для возвращения государству расхищенных средств и «прихватизированной» земли. И сделали это еще до того, как вся страна узнала о мерзких аферах в Министерстве обороны.

Еще один, совсем уж вопиющий факт. Нефтебаза, сооруженная для обеспечения горюче-смазочными материалами кораблей Северного флота, была продана некоему ООО «Командит Сервис» за 455 млн. рублей, что, по оценке Главной военной прокуратуры, оказалось на 240 млн. руб. ниже рыночной стоимости. По глубокому военно-стратегическому замыслу Сердюкова боевым кораблям предстояло заправляться у какого-то частника! Это ж кому сказать – обсмеют! Но, к сожалению, никто не смеялся, делали вид, что так и надо.

* * *

Приведенные эпизоды – лишь малая часть того, что было вскрыто следственными органами и аудиторами Счетной палаты РФ, изучавших многочисленные, – несть им числа! – случаи хищений, злоупотребления должностными полномочиями, легализации преступно полученных средств и т.?п. Есть основания подозревать, что противоправные деяния совершены самим Сердюковым, при его непосредственном участии и/или вследствие его попустительства. А соответствующие действия (бездействия) экс-министра должны получить не только уголовно-правовую, – тут я полностью согласен с коллегами-депутатами, которые настойчиво добиваются проведения парламентского расследования, – но и нравственную оценку.

Кибернетика служит 
пропаганде

Мы намеренно ограничились приведенными эпизодами потому, что сведения на эту тему, из тех, что разрешены к обнародованию в открытой печати, растиражированы в общегражданских СМИ в неописуемых масштабах. Количество соответствующих публикаций исчисляется десятками тысяч, а объем соответствующей информации следует считать в терабайтах. Не припомню ни одного уголовного расследования со столь впечатляющей библиографией.

Можно считать, что «дело Оборонсервиса» началось с выявления продажи четырех магазинов «Военторг» в Самаре за 147 при рыночной стоимости около 200 млн. рублей. Кроме того, с покупателя был получен так называемый откат в размере 18 млн. рублей. Уголовное дело было возбуждено еще в феврале 2012 года, и тогда же были задержаны некоторые фигуранты. Но этот случай остался без внимания общероссийских СМИ, а спустя некоторое время уголовное дело было закрыто.

Однако о нем вспомнили, когда осенью того же года в департаменте имущественных отношений Минобороны, а также в некоторых столичных квартирах были проведены обыски. Именно с этого момента начался обвал публикаций по так называемому делу «Оборонсервиса», начался донельзя скандально, в специфическом стиле желтой прессы. Так, чуть ли не через час после начала обыска в квартире главы департамента имущественных отношений Минобороны Васильевой на лентах информагентств появились сообщения о том, что дверь следователям открыл не кто иной, как лично Сердюков. А чуть позже появились противоречивые и неправдоподобные уточнения: то ли министр был босиком и в трусах, то ли успел облачиться в шелковый халат и черные тапочки. Подобная особенность подачи информации оставалась неизменной на протяжении информационной кампании, длившейся более года. Например, рассказы о том, как «амазонки министра» летали на военных самолетах в Италию, чтобы с пользой провести выходные в магазинах высокой моды. А чего стоит амурная поэзия одной из фигуранток, растиражированная в миллионах экземпляров центральными газетами и интернет-изданиями? Или телерепортажи о дизайнерских интерьерах в квартирах фигурантов? Вдобавок чуть ли не каждый всхлип подозреваемых, обвиняемых и свидетелей тут же, в режиме реального времени, предавался гласности вездесущими СМИ. По рассказам журналистов, по опыту коллег-депутатов и моему собственному знаю, на какие ответы следует рассчитывать от пресс-служб правоохранительных органов. В лучшем случае уклончивая отписка типа «в Киеве бузина, а в огороде – чучело». Зачастую ответом на запросы становится откровенная, циничная ложь.

Так чем же вызвана поразительная открытость следственных органов? Ответ напрашивается сам: мы столкнулись с продуманной и хорошо организованной информационной акцией, в реализацию которой на активных ролях были вовлечены следователи, оперативные сотрудники и немногие доверенные лица из числа журналистов, которым вбрасывали первичные сведения. А большинство их коллег в погоне за сенсацией сами включались в запланированный информационный поток.

Если учесть содержание информационной кампании, ее масштабы и стиль, то можно предположить, что наиболее вероятной ее целью было намерение скрыть подлинные масштабы ущерба, нанесенного Сердюковым и Ко военной организации российского государства. При этом инициаторов информационной вакханалии не остановило даже то, что она привела к дискредитации высшего военно-политического руководства страны. Они пошли на это, чтобы скрыть от общества истинные размеры ущерба обороноспособности государства, нанесенного Сердюковым и его командой. Ведь с давних пор известно: чтобы скрыть нечто, следует перемешать укрываемое подобное с множеством ему подобных. Один из основоположников кибернетики сформулировал непреложный закон: если количество передаваемой информации превышает пропускную способность канала, то на выходе получается сплошная шумовая помеха. Есть опасения, что именно это и входило в намерения так называемых информаторов[1].

А что скрывают?

Так какой же урон нанесен Сердюковым и его подчиненными обороноспособности государства? Если не считать частностей, то и специализированные военные и военно-политические издания оказались, мягко говоря, не на острие этой проблематики.

Что касается «Защиты и безопасности», то читатели, и я в их числе, помнят публикации журнала, содержавшие острую критику сердюковских новаций в сфере военного образования. Объективное освещение нашла реформа системы начального военного образования, превратившая суворовские училища в некое подобие институтов благородных девиц. Критиковалось бездумное объединение вузов в учебно-научные центры, структура которых противоречила азам теории управления. Был в сотни раз сокращен набор слушателей (курсантов) в академии и ведущие вузы Минобороны, а по большинству военно-учетных специальностей набор был вообще прекращен на три года.

Была проведена масштабная зачистка высшего офицерского состава, коснувшаяся центральных органов военного управления. Увольнения прошли даже среди руководителей Военной академии Генштаба ВС РФ и Военно-морской академии им.?адмирала флота СССР Н.Г. Кузнецова. Передислокация легендарных образовательных учреждений в провинцию, издевательское, – иначе не скажешь, – отношение к профессорско-преподавательскому составу, ликвидация ряда научно-исследовательских организаций. Добавьте к сказанному назначение на ключевые должности Министерства обороны той категории специалистов, которую СМИ не без ехидства назвали «амазонками Сердюкова».

Даже сугубо гражданские лица знают: чтобы одержать победу в бою, вовсе не обязательно вывести из строя личный состав. Достаточно уничтожить командиров, и воинская часть противника будет неминуемо разгромлена. Примерно то же самое проделал Сердюков с инициативными и опытными военачальниками.

Перечисленное уже само по себе является веским основанием для возбуждения парламентского расследования деяний прежнего руководства Минобороны. Но если бы только это!

Под руководством Сердюкова, по словам одного из наших политиков – «самого эффективного министра обороны» (хочется продолжить: «…всех времен и народов»), была до основания разрушена существовавшая многие десятилетия система материально-технического обеспечения Вооруженных сил. На ее месте был сооружен чудовищный монстр с явно обозначенной коррупционной направленностью – всероссийский холдинг «Оборонсервис». Результаты печально известны. Приведу только один факт, недавно обнародованный замминистра обороны генералом армии Р. Цаликовым: по состоянию на 1 января 2013 года сумма кредиторской задолженности «Оборонсервиса» превышала 400 (четыреста!) миллиардов рублей. Судя по всему, потребуется не один год, чтобы расплатиться за накопленные Сердюковым долги.

В собственно военной сфере была изменена схема территориальных объединений Вооруженных сил, созданы так называемые стратегические командования, а сухопутные войска перешли на бригадную структуру с трехзвенной системой управления. Детали этих новаций и их последствия, разумеется, не подлежат обсуждению в открытой печати, но могут и должны стать предметом парламентского расследования с участием ведущих специалистов и военачальников.

Думаю, что еще не поздно вернуться и к анализу ошибок и просчетов, проявившихся в ходе краткосрочных военных действий на Южном Кавказе в 2008 году, и сделать далеко идущие выводы. Это не тот случай, когда «победителей не судят». Замечу, что если бы ситуация в Крыму дошла до стадии вооруженного конфликта, эти ошибки и просчеты обошлись бы очень дорого. А сейчас нет никакой гарантии, что такая ситуация не повторится в самое ближайшее время.

Необходимо напомнить, что при Сердюкове и во многом благодаря ему резко обострились проблемы, связанные со взаимодействием Минобороны с предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Разве нормально, когда конфликты между военными и промышленниками были вынуждены улаживать, как говорится, в ручном режиме управления лично Верховный главнокомандующий ВС РФ или председатель правительства?

Нельзя не напомнить, что, сокращая численность Вооруженных сил, Сердюков фактически разрушил систему военной приемки; на ее восстановление потребуется много времени и гораздо больше средств, чем было похищено героями и героинями «Оборонсервиса».

Сказанным далеко не исчерпывается перечень вопросов к бывшему министру обороны. Но если парламентская комиссия все же будет создана, – а я уверен в том, что это необходимо, – то будет очень просто составить план ее работы. Для этого достаточно взять перечень мер, предпринятых нынешним министром С.К. Шойгу за последние полтора года. Думаю, не ошибусь, если скажу, что большая часть проведенных им изменений в военном организме государства – это вдумчивое и спокойное исправление безобразий его предшественника. Начиная от возвращения суворовцев на военные парады у стен Кремля и перемещения погон, извините, с пуза на надлежащие им места вплоть до введения внезапных проверок боеготовности войск и повышения до должного уровня внимания к научному и материально-техническому обеспечению Вооруженных сил.

Именно эти важнейшие для российского государства проблемы должны быть в центре внимания органов представительной власти, причем не только федеральных.

Из сказанного я бы сделал еще один вывод, непосредственно касающийся депутатского корпуса. При анализе тех или иных событий мы ни в коем случае не должны поддаваться на различные уловки и всегда помнить народную мудрость о том, что под дымовой завесой всегда тлеют головешки, подчас смрадные и ядовитые. Холодная голова, чистые руки, зоркий глаз и горячее сердце – эти качества нужны не только чекистам времен Дзержинского. Они нужны и всем нам. Но в нынешней ситуации прежде всего нужна высокая и ответственная бдительность.


Литературная обработка 
Михаила Яковлева

© «Защита и безопасность» № 3 (2014 г.)


 

Администрация сайта и Авторы публикуют материалы с возможным использованием информации, взятой из открытых источников в сети Интернет в соответствии с условиями использования материалов на данном источнике при наличии и возможности установления этих условий. Автор несет единоличную полную ответственность в отношении материалов, размещаемых им на сайте, в том числе: за содержание таких материалов, соответствие их требованиям законодательства, а также за нарушения прав третьих лиц на размещаемые Автором материалы. Администрация сайта не несет ответственности за материалы, размещаемые Авторами на сайт.

 

Комментарии (0)
Добавить
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив