ЖКХ: РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Действующее законодательство, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий с 1 марта 2005 года, отдали рынок жилищно-коммунальных услуг частным коммерческим структурам. По замыслу руководства страны в этой сфере как-то вдруг «невидимая рука рынка» должна была в один момент отрегулировать целую сферу, создать в ней конкурентную среду, после чего конкурирующие компании в борьбе за жильцов обязательно начнут снижать стоимость своих услуг и улучшать качество обслуживания. Но все эти розовые мечты остались мечтами, а ЖКХ превратилось в самого настоящего «ЖЭКа-потрошителя», опустошающего кошельки наших граждан со скоростью промышленного пылесоса.
Возможно ли добиться улучшений в жилищно-коммунальном хозяйстве на уровне области и что для этого необходимо предпринять будущему губернатору? Своим мнение с читателями «Пролетарской правды» поделился член областного Комитета КПРФ Олег Анатольевич Борисов, долгое время работавший в жилищно-коммунальной отрасли нашего региона.
Сделать отношения между ресурсоснабжающими организациями и потребителями услуг простыми и понятными
За последние несколько лет в организации работы ЖКХ Тверской области были допущены серьёзные системные ошибки. Во-первых, попытка вывести отрасль на самоокупаемость за счет роста тарифов. Во-вторых, разделение коммунальной сферы на управляющие компании и ресурсоснабжающие организации. Третьей ошибкой стало отсутствие контроля за частной формой собственности в ЖКХ - управляющими компаниями.
В итоге, регион получил неэффективность работы ряда котельных, как следствие, сверхнормативные потери; отсутствие в муниципалитетах разработанных и утвержденных инвестиционных программ; высокие объемы задолженностей и рост долгов за энергоресурсы у организаций коммунального комплекса, прежде всего, за газ и электрическую энергию; кризис взаиморасчетов управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций; наличие бесхозяйных сетей, в том числе газовых; несоответствие нормативов потребления коммунальных ресурсов фактическому потреблению, высокий износ сетей.
Накануне начала прошлого отопительного сезона крайне сложной была ситуация в Твери - колоссальные долги ОАО ТКС за газ (более 600 миллионов рублей), 100%-е ограничение топлива на городских ТЭЦ, отсутствие должной ремонтной кампании в течение весенне-летнего сезона, реорганизация системы оплаты за теплоэнергию и создание ООО "Тверьтепло" и т.п.
Коммунисты уверены, что ЖКХ региона должно развиваться по стратегическому плану, который разрабатывает министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, а ЖКХ Твери - по плану и инвестиционным программам, разработанным администраций города.
Не менее важное направление – повышение энергетической эффективности отрасли. Важнейшее направление работы – сделать отношения между ресурсоснабжающими организациями и потребителями услуг простыми и понятными. Это позволит снизить взаимные финансовые претензии поставщиков теплоэнергии и управляющих компаний.
Особое внимание – модернизации коммунальных сетей
Коммунальные сети в Твери и многих городах области находятся в критическом состоянии. В Тверской области сейчас 1600 км тепловых, 5700 км водопроводных, 2400 км канализационных, 54 000 км электрических и 8500 км газовых сетей. Средний износ более 60%, в отдельных случаях - 90-100 %. Поэтому ключевая задача в улучшении работы ЖКХ – замена и модернизации коммунальных сетей. На приведение в нормативное состояние ветхих сетей водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения необходимо около 9 млрд. рублей.
В удручающем состоянии сегодня пребывает и жилищный фонд. На территории области более 15% многоквартирных жилых домов, построенных в 1950-60-е годы. Действенного капитального ремонта не проводилось. Площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составляет почти 2 млн. квадратных метров, более 5% всего жилого фонда. Каждый пятый дом нуждается в проведении капитального ремонта, а каждый второй – в проведении текущего ремонта. Для решения вопроса требуется принятие серьезных мер и это станет одной из основных задач губернатора-коммуниста.
Частники должны конкурировать с муниципалами
Возможно ли решить застарелые коммунальные проблемы в регионе? КПРФ считает, что это вполне реально. Но при одном условии: нельзя монопольно отдавать коммунальную сферу в руки частников. Обслуживание жителей после передачи предприятий ЖКХ частному бизнесу только ухудшилось. Как уже говорилось, изношенность инженерных сетей Твери и области – зашкаливает. А налоговых сборов недостаточно даже для ремонта и поддержания коммуналки в нормальном состоянии. Выход из ситуации - передача контрольных пакетов акций предприятий ЖКХ в государственные учреждения, администрации местного самоуправления. В управлении возможно привлечение частной инициативы, но под обязательным контролем властей. Люди должны получать качественные, недорогие услуги, а муниципалитеты – зарабатывать. Сегодня в Тверской области кардинально другая ситуация – мы получаем дорогие некачественные услуги, и при этом не зарабатываем. Те районы, где удалось сохранить объекты инфраструктуры в муниципальной собственности (например, Кимрский, Оленинский), успешно смягчают последствия постоянного повышения цен и избегают серьезных коммунальных аварий. Поэтому, наряду с коммерческими структурами ЖКХ, в районах нужно создать муниципальные предприятия, наделять их всем необходимым имуществом и техникой, утверждать достаточные для работы штаты. У жителей должен быть выбор: доверить свой дом муниципальной организации или частной. Наличие на данном рынке организаций разной формы собственности будет дисциплинировать частные коммерческие структуры, в случае их неэффективности им на смену придет муниципальная организация.
ПоставитьУК под жёсткий контроль