ЖКХ: РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

22:22, 25 май 2015
2 024
0

Действующее законодательство, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий с 1 марта 2005 года,  отдали рынок жилищно-коммунальных услуг частным коммерческим структурам. По замыслу руководства страны в этой сфере как-то вдруг «невидимая рука рынка» должна была в один момент отрегулировать целую сферу, создать в ней конкурентную среду, после чего конкурирующие компании в борьбе за жильцов обязательно начнут снижать стоимость своих услуг и улучшать качество обслуживания. Но все эти розовые мечты остались мечтами, а ЖКХ превратилось в самого настоящего «ЖЭКа-потрошителя», опустошающего кошельки наших граждан со скоростью промышленного пылесоса.

Возможно ли добиться улучшений в жилищно-коммунальном хозяйстве на уровне области и что для этого необходимо предпринять будущему губернатору? Своим мнение с читателями «Пролетарской правды» поделился член областного Комитета КПРФ Олег Анатольевич Борисов, долгое время работавший в жилищно-коммунальной отрасли нашего региона.

 

Сделать отношения между ресурсоснабжающими организациями и потребителями услуг простыми и понятными

За последние несколько лет в  организации работы ЖКХ Тверской области были допущены серьёзные системные ошибки. Во-первых, попытка вывести отрасль на самоокупаемость за счет роста тарифов. Во-вторых, разделение коммунальной сферы на управляющие компании и ресурсоснабжающие организации. Третьей ошибкой стало отсутствие контроля за частной формой собственности в ЖКХ - управляющими компаниями.

В итоге, регион получил неэффективность работы ряда котельных, как следствие, сверхнормативные потери; отсутствие в муниципалитетах разработанных и утвержденных инвестиционных программ; высокие объемы задолженностей и рост долгов за энергоресурсы у организаций коммунального комплекса, прежде всего, за газ и электрическую энергию; кризис взаиморасчетов управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций; наличие бесхозяйных сетей, в том числе газовых; несоответствие нормативов потребления коммунальных ресурсов фактическому потреблению, высокий износ сетей.

Накануне начала прошлого отопительного сезона крайне сложной была ситуация в Твери - колоссальные долги ОАО ТКС за газ (более 600 миллионов рублей), 100%-е ограничение топлива на городских ТЭЦ, отсутствие должной ремонтной кампании в течение весенне-летнего сезона, реорганизация системы оплаты за теплоэнергию и создание ООО "Тверьтепло" и т.п.

Коммунисты уверены, что ЖКХ региона должно развиваться по стратегическому плану, который разрабатывает министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, а ЖКХ Твери - по плану и инвестиционным программам, разработанным администраций города.

Не менее важное направление – повышение энергетической эффективности отрасли. Важнейшее направление работы – сделать отношения между ресурсоснабжающими организациями и потребителями услуг простыми и понятными. Это позволит снизить взаимные финансовые претензии поставщиков теплоэнергии и управляющих компаний.

 

Особое внимание – модернизации коммунальных сетей

Коммунальные сети в Твери и многих городах области находятся в критическом состоянии. В Тверской области сейчас 1600 км тепловых, 5700 км водопроводных, 2400 км канализационных, 54 000 км электрических и 8500 км газовых сетей. Средний износ более 60%, в отдельных случаях - 90-100 %. Поэтому ключевая задача в улучшении работы ЖКХ – замена и модернизации коммунальных сетей. На приведение в нормативное состояние ветхих сетей водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения необходимо около 9 млрд. рублей.  

В удручающем состоянии сегодня пребывает и жилищный фонд. На территории области более 15% многоквартирных жилых домов, построенных в 1950-60-е годы. Действенного капитального ремонта не проводилось. Площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составляет почти 2 млн. квадратных метров, более 5% всего жилого фонда. Каждый пятый дом нуждается в проведении капитального ремонта, а каждый второй – в проведении текущего ремонта. Для решения вопроса требуется принятие серьезных мер и это станет одной из основных задач губернатора-коммуниста.

 

Частники должны конкурировать с муниципалами

Возможно ли решить застарелые коммунальные проблемы в регионе? КПРФ считает, что это вполне реально. Но при одном условии: нельзя монопольно отдавать коммунальную сферу в руки частников. Обслуживание жителей после передачи предприятий ЖКХ частному бизнесу только ухудшилось. Как уже говорилось, изношенность инженерных сетей Твери и области – зашкаливает. А налоговых сборов недостаточно даже для ремонта и поддержания коммуналки в нормальном состоянии. Выход из ситуации - передача контрольных пакетов акций предприятий ЖКХ в государственные учреждения, администрации местного самоуправления. В управлении возможно привлечение частной инициативы, но под обязательным контролем властей. Люди должны получать качественные, недорогие услуги, а муниципалитеты – зарабатывать. Сегодня в Тверской области кардинально другая ситуация – мы получаем дорогие некачественные услуги, и при этом не зарабатываем. Те районы, где удалось сохранить объекты инфраструктуры в муниципальной собственности (например, Кимрский, Оленинский), успешно смягчают последствия постоянного повышения цен и избегают серьезных коммунальных аварий. Поэтому, наряду с коммерческими структурами ЖКХ, в районах нужно создать муниципальные предприятия, наделять их всем необходимым имуществом и техникой, утверждать достаточные для работы штаты. У жителей должен быть выбор: доверить свой дом муниципальной организации или частной. Наличие на данном рынке организаций разной формы собственности будет дисциплинировать частные коммерческие структуры, в случае их неэффективности им на смену придет муниципальная организация.

 

ПоставитьУК под жёсткий контроль

В результате бездумного реформирования ЖКХ за последние несколько лет вместо конкурентной среды мы получили совершенно непрозрачную сферу, где управляющие компании, пришедшие на рынок ЖКХ, как правило, работают без должного контроля со стороны государственных и муниципальных структур. Новому губернатору, в первую очередь, необходимо инициировать широкомасштабные аудиторские проверки жилищно-коммунальных предприятий области. При выявлении случаев нарушения жилищного законодательства и фактов хищений, материалы проверок следует незамедлительно передаваться в правоохранительные органы. Все проверки должны проходить с привлечением широкой общественности, с обязательным оглашением их результатов в средствах массовой информации. Таким образом, рынке ЖКУ останутся только те частные компании, которые смогут на деле доказать, что они работают качественней и эффективней муниципальных.
 
Беседовал Дмитрий Фисенко
Комментарии (0)
Добавить