Игорь Алексеев: проблемы малого бизнеса в Тверской области при экспансии федеральных торговых сетей

16:05, 07 апрель 2023
510
0

 

На сегодняшний день доля Федеральных торговых продовольственных сетей во многих городах области очень велика.

Бежецк: Магнит (ПАО «Тандер») – 6; Фикс-прайс (ООО «Бэст Прайс») – 2; Бристоль – 1; Красное и белое – 4; Винтрест – 2; Пятерочка («Х5 Ритейл груп») – 7; Светофор – 1. Итого: 23 магазина. 

Сети почти уничтожили малый бизнес, конкуренцию с ними выдержать невозможно.

В результате, где крупные сети получили слишком большой объем рынка, это привело к ухудшению предложения товаров по цене, ассортименту, качеству и разорение небольших сельскохозяйственных, промышленных, торговых предприятий (по сравнению с другими локальными рынками, где нет такой концентрации федеральных сетей).

Федеральные сети никогда не принимают участие в местных праздниках, не выступают спонсорами ни в каких культурно-массовых или спортивных соревнованиях, не оказывают благотворительную помощь на муниципальном уровне. Письма им направляются регулярно, но спонсорами всех мероприятий выступают только местные предприятия.

Однако указывать, где открываться сетям и в каком количестве, государство не может.

Статья 14 Федерального закона об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (от 28.12.2009г. №381) предусматривает ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов.

Хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности. Но не распространяется на торговые сети, с выручкой в рамках одной сети за последний год не более 800 млн. рублей.

Система подсчета сложна, непрозрачна и не решает вопрос экспансии. Таким образом четыре хозяйствующих субъекта могут получить 100% рынка, что на сегодняшний день и происходит.

Необходимо срочно внести поправку в статью 14 ограничив присутствие крупных сетей общей долей рынка не более 50%.

Для крупных сетей основными требованиями по выбору поставщика являются объем производства, срок реализации и цена.

Именно требования к объему производства не могут выдержать небольшие региональные производители.

Сети выкручивают руки Российским производителям (входные и ретро бонусы, минимальная закупочная цена и максимальный срок реализации). После этого им ничего не остается, как увеличивать до максимума отпускную цену для небольших предприятий.

Также с введением автоматизированной системы «Меркурий», а затем фактически дублирующей ее системы маркировки и прослеживания продукции «Честный знак» практически весь оставшийся малый бизнес в сельском хозяйстве ушел с рынка и опять вернулся в нерегулируемый теневой сектор.

При дальнейшем развитии данной ситуации будут окончательно уничтожены предприятия оптово-розничной торговли, небольшие предприятия пищевой промышленности, фермерские хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы. Все они работают вместе, могут оперативно быстро производить закупки, заключать контракты и договора,проводя гибкую ценовую и маркетинговую политику, работая с небольшими объемами, короткими сроками реализации, натуральными продуктами, без консервантов, а главное, с местными производителями.

Этот вопрос продовольственной и экономической безопасности, развития территории, создания рабочих мест, занятости населения, уровня жизни, а также поступления налогов в местные и региональные бюджеты.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

На законодательном уровне принять необходимые законы и внести поправки в существующие по вопросам:

1.    Общая доля Федеральных сетей в городах и районах не должна превышать 50%.

2.    Решить вопрос регулирования ценообразования, т.е. ниже которого не разрешается устанавливать розничную цену.

К примеру: ниже цены в инвойсе или накладной, плюс фиксированный процент (7% или 10%).

3.     Выровнять отпускные цены у производителей на продукты первой необходимости для федеральных сетей и предприятий малого бизнеса.

4.     Утвердить долю местных производителей в структуре ассортимента торговых сетей.

5.     Условия работы сетевых ритейлеров с поставщиками должны быть стандартными, фиксироваться в письменном виде и находиться в открытом доступе.

6.     Отменить систему «Меркурий» и «Честный знак» для малого бизнеса. На сегодняшний день Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения достаточно эффективно работают в области мониторинга и контроля.

7.     Компенсировать часть % ставки по кредитам субъектами малого и среднего предпринимательства.

8.     Для малого бизнеса снизить налог при работе на УСН с 15% до 10% (минимальная ставка 5%).

9.     Провести оценку регулирующего воздействия (ОРВ) для малого бизнеса. С привлечением самого малого бизнеса из сфер торговли, сельского хозяйства и промышленности.

10.                       Заложить в бюджеты всех уровней 5% для поддержки малого бизнеса.

11.                        30% средств полученных за счет приватизации имущества и часть средств службы занятости населения направлять на создание новых рабочих мест в малом предпринимательстве.

12.                       Создать равные условия для всех сфер малого предпринимательства, исключить возможность ухода в серые схемы. (Работа без патента регистрации. Например: такси, автосервисы, рынки, сдача квартир в аренду и т.д.)

13.                       Создание круглогодичной (постоянной) ярмарки для товаропроизводителей, а также народных и художественных промыслов, изделий ремесленничества Тверской области и других субъектов РФ.

14.                        Создание в обществе через СМИ положительного имиджа и общественной значимости предпринимателя, с привлечением общественных организаций, инфраструктуры поддержки предпринимателей. 

Современные технологии позволяют создавать небольшие высокотехнологичные и эффективные производства, которые могут размещаться на удаленных от центра территориях, обеспечивать людей рабочими местами, региональные и местные бюджеты налогами. Например: мини пекарни гораздо лучше и дешевле обеспечат удаленные территории свежими хлебобулочными изделиями. Деньги, которые выделяются на дотации и покрытие убытков крупных производителей, которые сейчас доставляют хлеб во все районы области, более целесообразно направлять на поддержку и развитие малого бизнеса на этих территориях.

Предлагаю продолжить разговор на страницах газеты «Пролетарская правда» и других СМИ.

И.А.Алексеев, депутат Собрания депутатов Бежецкого района, директор ООО «Селена»

Комментарии (0)
Добавить