Сегодня в Государственной Думе во втором чтении были приняты поправки, вводящие штрафы за поиск в интернете медиа- и информационных материалов, признанных экстремистскими, в том числе с использованием VPN и других технологий.
Считаю, что в предложенной редакции закон носит излишне репрессивный характер. Наш товарищ по фракции Алексей Куринный совершенно справедливо назвал это попыткой судить за «мыслепреступления».
Цитирую:
«Фактически предлагается наказывать за мыслепреступление. Мы реализуем самые такие, казалось бы, нелепые варианты антиутопий».
Но дело не только в этом. На сегодня перечень экстремистских материалов включает в себя 6 тысяч названий: статьи, книги, фильмы, музыка. Большинство россиян с этим списком просто не знакомы, и даже не знают, где его искать, с чем сверяться. Получается, человек где-то что-то услышал, набрал это в строке поиска, не подозревая, что запрос связан с экстремизмом, – и стал преступником?..
А как быть с историками, политологами, журналистами – чья профессиональная деятельность связана с глубоким анализом информационного поля, со всех сторон. Например, есть блогеры, которые вполне убедительно разоблачают фейки, публикуемые недругами России, и тем самым подрывают доверие аудитории к «экстремистским источникам».
Уверен, что единственным действенным способом ограничить влияние негативного контента, особенно на молодежь, является создание мощного, талантливого позитивного контента. Люди ищут, читают и смотрят то, что им интересно. Так значит надо поддерживать тех, кто создает востребованный позитивный контент, а не карать тех, кто сознательно или случайно ищет «запрещенку».
И конечно, большие сомнения вызывает применимость такого закона на практике, если он будет принят. Свобода поиска информации в современном мире обусловлена развитием технологий, и вместо традиционных поисковых систем пользователи уже активно используют «нейронки». Как технически отслеживать содержание запросов к ИИ – большой вопрос. Если речь идет об обсуждении каких-то общественно опасных деяний, у «нейронок» есть свои механизмы защиты: они просто блокируют подобные темы. А с поисковиками и социальными сетями в этом направлении давно сотрудничают правоохранительные органы.
Для чего же тогда нужен новый закон? Получается, исключительно для профилактики «мыслепреступлений», как заметил мой коллега по фракции.
депутат Госдумы фракции КПРФ.