Принудительная МАКСимизация?
Детище компании VK настойчиво продвигается официальными структурами РФ и связанными с ними информационными ресурсами. Чтобы мотивировать людей переходить с других мессенджеров на MAX, упор делается на его безопасность и защищённость от мошенников, а также от иностранных спецслужб, так как это российская разработка. Идёт активная интеграция MAX с различными онлайн-сервисами, и не исключено, что в обозримом будущем он понадобится для получения полного функционала государственных услуг в электронном виде. Фактически станет обязательным для граждан РФ.
Критики утверждают, что MAX будет шпионом в устройстве пользователя, который обеспечит власти тотальный контроль над обществом, а также цензуру на информационном поле. Безопасность нового мессенджера подвергается сомнению, как и его полностью российское происхождение: специалисты указали на наличие в MAX зарубежных библиотек (компонентов), а это потенциальная возможность для взлома. Несколько компрометирует критику то, что в неё из конъюнктурных соображений активно включились лица, объявленные в РФ иноагентами.
Попробуем разобраться. Для многих не секрет, что электронные устройства уже давно в той или иной степени шпионят за нами, то есть собирают и передают информацию. Этим занимаются и интернет-браузеры, и мессенджеры, и приложения маркетплейсов, и многие другие. Например, именно поэтому контекстная реклама, которую видит пользователь в интернете, у всех разная, подобранная индивидуально.
Цели сбора информации обычно коммерческие, но очевидно, что получают данные и спецслужбы. Разница между приложениями лишь в том, попадают ли сведения к заокеанскому «сэру майору» или к «товарищу майору». Если политический оппонент власти активно пользуется социальными сетями, то спешим «успокоить»: досье на него уже имеется или может быть составлено при необходимости в короткие сроки. Недавнее задержание коммуниста Ивана Апостолевского за публикацию в соцсети многолетней давности — яркое тому свидетельство. Из этого и надо исходить, и наличие ещё одного инструмента для сбора информации тут мало что меняет.
Появление MAX совпало по времени с блокировкой звонков в WhatsApp и Telegram под предлогом борьбы с мошенниками. Под предлогом — потому что, по данным ЦБ РФ, за прошлый год почти в половине случаев мошенники действовали через обычные телефонные звонки и SMS. Так что запреты слишком похожи на борьбу с более популярными конкурентами, а преимущества перед ними у MAX не очевидны: по данным «Форбс», он содержит наработки из другого мессенджера компании VK — «ТамТам», представленного ещё в 2017 году. Так себе новинка...
Если говорить о системных разрешениях, которые MAX получает при установке на мобильном устройстве, то американский WhatsApp требует их даже больше (следовательно, собирает больше данных), а Telegram — примерно столько же, сколько и MAX. Политика конфиденциальности MAX предусматривает передачу данных о пользователях в «любой орган государственной власти или местного самоуправления, которому Компания обязана предоставлять информацию в соответствии с применимым законодательством по соответствующему запросу и/или требованию» (цитируем по legal.max.ru/pp).
Опасаться тут стоит не только политическим оппонентам власти. По нашему мнению, вряд ли найдётся мало-мальски крупная информационная база, которая не уплыла из рук госструктур РФ и теперь используется кем угодно, включая «сотрудников службы безопасности банков» из украинских мошеннических колл-центров. Только наведение порядка, искоренение коррупции и злоупотреблений должностными полномочиями, в том числе сотрудниками силовых ведомств, реально защитит персональные данные граждан от мошенников.
Подведём итог. Широкая реклама и почти принудительное внедрение MAX, возможно, создаст для российской власти иллюзию контроля над обществом. Но жизнь рядового гражданина от этого вряд ли станет проще и безопаснее.
Михаил КОСТРИКОВ, газета "Правда"