Алексей и Стивен. Школьный эксперимент 1958 года показал, что советская система образования наголову превосходила американскую

09:20, 30 август 2025
12
0

Проведенный 60 лет назад журналом «Лайф» эксперимент показал: советская система образования наголову превосходила американскую. Знаменитые «бип-бип-бип», транслировавшиеся на весь мир с советского спутника в октябре 1957 года, стали триумфом СССР. Слово sputnik вошло во множество языков, народы Земли рукоплескали советскому достижению.

В США же, особенно в правящей элите, эмоции были совсем иными. Вот что тогда писали американские газеты: «Америка не может больше пребывать в состоянии успокоенности, полагая, что держит все мировые ноу-хау на кончике пальца. Советские ученые и учителя высоко ценятся в своей стране, и советская политика, в которой наука заняла место религии, вознаграждена… Заявление ТАСС о запуске сателлита – вершина советской пропаганды: миру, который прежде посмеивался над хвастовством Советов о лидерстве в мировых изобретениях, продемонстрировали выдающееся достижение науки». 

Для американских властей это событие вообще стало настоящим кошмаром. Уже через неделю в Вашингтоне собрался Совет национальной безопасности, обсудил вопрос «О влиянии советского спутника на национальную безопасность США» – и пришел к неутешительным выводам. Министр обороны прямо заявил: «Победа в войне против СССР более не достижима».

Всем было понятно, что спутник – это лишь крошечная верхушка айсберга, которая покоится на множестве научных открытий и технологий, на работе огромного количества ученых, инженеров и высококвалифицированных рабочих. Что это результат всех составляющих советской системы, где очень важным звеном является подготовка кадров, которая, естественно, начинается со школьной парты. И тогда популярный американский журнал «Лайф» решил провести эксперимент и проверить, какая система образования – советская или американская – лучше. Для чего требовалось подобрать в обеих странах ровесников-старшеклассников.

Участники эксперимента

В начале 1958 года американские журналисты приехали в Москву и достаточно легко получили согласие властей по своему усмотрению выбрать школьника, которого месяц будут опекать два журналиста. Их выбор пал на десятиклассника обычной московской школы №49 Алексея Куцкова.

Почему выбрали именно его, так и осталось загадкой. Алексей Куцков родился 5 мая 1941 года в обычной среднестатистической семье, отец погиб на фронте, мать работала инженером. Мать настояла на занятиях музыкой, купила пианино – она мечтала вырастить из сына профессионального музыканта. Играть Алексей научился, но тяги к этой профессии не испытывал. Намного больше его интересовал спорт: в 12 лет записался в конькобежную секцию в ЦСКА, а через некоторое время выбрал волейбол (в СССР спортивные секции были бесплатными). Играл за команду мальчиков, юношей и сборную Москвы. Учился неплохо, и позднее даже закончил школу с серебряной медалью.

По его словам, директор школы объяснила, что американцы будут целый месяц рядом с ним, чтобы понять, как учатся и живут советские школьники. Особого акцента на то, что он представляет свою страну, она не делала, но просила постараться. И Алеша старался.

Корреспонденты и переводчик сидели на всех уроках 10-го «Б», где учился Куцков, сопровождали его на волейбольные тренировки, в музеи, на школьные вечеринки и в гости к друзьям. О своих «кураторах» Алексей вспоминал так: «Им было где-то за 30, но мне, 16-летнему, они казались людьми в возрасте. Все время ходили в хороших строгих костюмах с галстуками. Ни о какой дружбе между нами не было и речи. Весь месяц «исследователи» питались в ресторанах, но меня с собой не пригласили ни разу. Не было ни подарков, ни сувениров, ни пресловутой жвачки. 

Вообще-то дотошными они были ребятами. Но и воспитанными – если я говорил: сюда я пойду один, не приставали с уговорами. Каждое утро они поджидали меня в школе. Сидели на уроках, на переменах, правда, оставляли в покое. А после уроков мы вместе ехали куда-нибудь».

О втором участнике «соревнования» Алексей узнал только тогда, когда ему подарили экземпляр журнала. Им оказался 16-летний американец из Балтимора Стивен Лапекас. О нем известно меньше – учился нехотя, ему даже нанимали репетитора.

Сенсация

Эксперимент продолжался весь февраль. А вышедший 24 марта 1958 года номер «Лайфа», где были опубликованы его результаты, стал информационной бомбой. Журналисты в своем «двойном» репортаже сравнили, как учатся и чем занимаются после занятий в школах советский и американский старшеклассники.

Стивен изучает английский, американскую историю, геометрию и биологию. Для него самый сложный предмет – геометрия, поэтому его матери приходится платить 4 доллара за час дополнительных занятий в неделю. Список предметов у Алексея намного больше, и по всем он одинаково хорошо успевает.

Алексей читает Шекспира и Шоу (Драйзера даже пытается читать в подлиннике), а Стивен только закончил приключенческую книгу Стивенсона. И вообще, подчеркивают авторы эксперимента, в американских школах ученики предпочитают не читать литературные произведения целиком, а ограничиваются рецензиями. В советской же школе это недопустимо.

Оба юноши активно занимаются спортом. Стивен 11 часов в неделю плавает в бассейне. Алексей ходит в волейбольную секцию три раза в неделю и еще пять раз в неделю занимается музыкой. Стивен каждый день встречается со своей подругой, любит бывать на вечеринках и танцевать рок-н-ролл. У Алексея же почти нет свободного времени, а отношения с девушками у него явно отстают от американского стандарта. Стивен легкомысленно относится к учебе, хотя собирается поступать в колледж. Но он знает, что это не гарантия его успеха в жизни. Для Алексея на первом месте оценки в школе, он серьезно настроен поступить в институт и уверен, что именно от этого зависит его дальнейшая судьба.

Все эти выводы подкреплялись обширными фоторепортажами. И действительно, американцы там выглядели не лучшим образом: например, на фотографии, где Стивен отвечает у доски, первый план занимает его одноклассница, увлеченно листающая журнал мод. Общий же вывод был таков: хотя Алексей и Стивен ровесники, советский школьник по уровню образования опережает американца минимум на два года.

Советская школа, подчеркивали исследователи, уделяет большое внимание фундаментальным научным предметам – химии, математике, физике, астрономии, но у Алексея хорошая подготовка и по литературе и языкам. В СССР ученые и инженеры – представители новой аристократии, и единственный путь влиться в ее ряды – это образование, а родословная при этом значения не имеет.

Выводы из эксперимента Америка сделала. Именно после этой статьи в Соединенных Штатах была серьезно реформирована образовательная система – были внесены изменения в учебную программу школ и университетов, самым одаренным ученикам стали выделяться стипендии, учителям существенно подняли зарплаты, и американская школа забыла о бедности. Но тогда, в 1958 году, случилось еще кое-что: американцам дали понять, что в соревновании с СССР дело придется иметь с новым и образованным поколением русских, за которыми придется тянуться и от которых непросто будет не отстать.

Долой творцов – даешь потребителей?

Советская система образования оставалась лучшей в мире вплоть до развала Советского Союза, а потом вездесущие руки «реформаторов» дотянулись и до нее. Каких только ударов ей не пришлось выдержать!.. Но, пожалуй, одним из самых страшных оказалось вовлечение в Болонский процесс. Попросту говоря, в его рамках обучающихся учили быстрее всех нажимать большую квадратную зеленую кнопку, а вот мыслить не учили от слова «совсем» – поэтому любое изменение цвета, формы или размера ставило их в тупик. Откровеннее всего это сформулировал занимавший тогда должность министра образования Андрей Фурсенко: «Главная ошибка советской школы в том, что она растила человека-творца, а задача современной школы в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя». Дошло до того, что образование еще совсем недавно именовалось «образовательной услугой», т.е. учитель ставился вровень с официантом или таксистом.

К счастью, порочность подобного подхода наконец-то осознали на самом верху, и мы постепенно избавляемся от нелепых импортных заимствований и начинаем возрождать лучшие традиции советской школы. Но разрушено было так много, что на восстановление понадобится не один год.

Алексей ТРЕТЬЯКОВ, газета «Советская Россия»



Комментарии (0)
Добавить