Шито белыми нитками. Ситуация с федеральным бюджетом развивается по пессимистичному сценарию
Бюджетная дыра разрастается. И как её штопать, у финансовых властей, похоже, нет ясного понимания. Ситуация с федеральным бюджетом России в 2025 году развивается по пессимистичному сценарию. Данные минфина за январь — август показывают дефицит в 4,2 триллиона рублей, или 1,9% ВВП, что уже превышает заложенный на весь год показатель в 1,7% ВВП. Оценка экс-министра финансов Михаила Задорнова, прогнозирующего выход на 7—7,5 триллиона рублей дефицита к концу года, что составит более 3,5% ВВП, представляется обоснованной и указывает на фундаментальные дисбалансы в системе государственных финансов.
Чем это объясняется? Ключевая проблема заключается в одновременном действии нескольких негативных факторов. Нефтегазовые доходы, традиционно формирующие около 40% доходной части бюджета, снизились из-за неблагоприятной ценовой конъюнктуры. При планировании бюджета на 2025 год, вероятно, закладывалась цена нефти Urals около 70 долларов за баррель, однако фактические котировки оказались на 10—15% ниже. Это создало выпадающие доходы в размере 1,5—2 триллионов рублей. Одновременно резко выросла стоимость обслуживания государственного долга. Если в 2023 году на эти цели направлялось около 1,6 триллиона рублей, то в 2025 году расходы приближаются к 3 триллионам. Это прямое следствие высокой ключевой ставки ЦБ РФ и увеличения объёма заимствований. Рост госдолга в условиях высоких ставок делает обслуживание обязательств всё более затратным.
Какие риски связаны с ростом дефицита? Как ситуация будет развиваться в будущем году и как это может отразиться на экономике, населении? Среди рисков разгона дефицита — угроза девальвации рубля, рост долговой нагрузки, усиление зависимости от внутренних источников финансирования и в конечном счёте замедление темпов развития и снижение качества жизни.
«Прогнозируя развитие ситуации в 2026 году, следует исходить из реалистичных предпосылок. Быстрого восстановления нефтяных цен ожидать не приходится. Вероятнее всего, дефицит стабилизируется на уровне 3—3,5% ВВП, но это произойдёт скорее за счёт сокращения инвестиционных программ и индексации социальных выплат ниже реальной инфляции.
Макроэкономические последствия хронического дефицита уже проявляются. Государство активно занимает деньги на внутреннем рынке, предлагая доходность ОФЗ на уровне 15—16% годовых. Это делает кредитование реального сектора менее привлекательным для банков, замедляя экономический рост. Фонд национального благосостояния, составлявший на начало 2024 года около 12 триллионов рублей ликвидных средств, тает со скоростью 2—3 триллиона в год. При таких темпах к 2028—2029 годам резервы будут исчерпаны, что поставит правительство перед жёстким выбором между резким сокращением расходов и неконтролируемой эмиссией.
Для населения последствия проявятся не сразу, но будут болезненными. Инфляция, которая уже сейчас держится на уровне 8—9% годовых, может ускориться, если правительство решит монетизировать дефицит. Реальные располагаемые доходы граждан, которые не растут уже несколько лет, продолжат стагнировать. В среднесрочной перспективе неизбежна «оптимизация» социальных обязательств — повышение пенсионного возраста уже состоялось, на очереди пересмотр системы льгот и индексаций», — сказал «Правде» экономист Роман Синицын.
Как выходить из этой ситуации и почему откладывать это дело нельзя в долгий ящик?
«История учит, что игнорирование бюджетных проблем дорого обходится. Кризис 1998 года начинался с попыток финансировать растущий дефицит за счёт пирамиды ГКО. Сегодняшняя ситуация пока не столь критична, но тенденции настораживают. У властей есть окно возможностей в 2—3 года для проведения необходимых реформ. Альтернатива — жёсткая бюджетная корректировка в кризисных условиях с непредсказуемыми социально-политическими последствиями», — резюмировал эксперт.
Очевидно, что выход из бюджетного тупика требует структурных изменений в экономике. Требуется повышение эффективности государственных расходов: по оценкам Счётной палаты, до 20% бюджетных средств расходуется неэффективно. Необходимо снижать зависимость от сырьевого экспорта через развитие обрабатывающей промышленности и сектора услуг.