Медицина на честном слове

04:33, 06 ноябрь 2025
6
0

Принятый во втором чтении Госдумой законопроект об обязательной отработке выпускников медвузов для решения проблемы кадрового дефицита в системе здравоохранения депутаты-коммунисты сравнили с лоскутным одеялом, сшитым вкривь и вкось. При всей значимости и востребованности будущего закона в нём много непродуманного и противоречивого. И в первую очередь беспокоит вопрос социальной защиты самих медиков.

О том, как проходило обсуждение Госдумой этой законодательной инициативы правительства в первом чтении, «Правда» рассказывала в №112 от 10—13 октября 2025 года.

Во втором чтении законопроект претерпел некоторые изменения. Было решено распространить норму об отработке только на медицинские специальности, исключив фармацевтические. Их перечень определит минздрав. Если в первом чтении был установлен трёхлетний срок отработки после первичной аккредитации, то теперь допускается, что период наставничества может быть и меньше, в зависимости от специальности и места нахождения клиники. Тот, кто заключил договор о целевом обучении, будет трудиться в организации, указанной в договоре. Остальные — строго в государственных и муниципальных клиниках, которые оказывают помощь по программе госгарантий. Полностью целевой набор решено оставить только в ординатуре.

Впрочем, целевого обучения студентам-медикам в любом случае не избежать. Разница лишь в том, что одни будут поступать в медвуз уже имея на руках договор о целевом обучении, что даёт право на некоторые преференции при поступлении, а те, кто на момент поступления такой договор не заключил, должны будут сделать это в первый год обучения. Изменения планируют ввести с 1 марта 2026 года.

Благая цель законопроекта — повсеместно обеспечить государственные учреждения здравоохранения молодыми квалифицированными кадрами — размывается чрезмерной репрессивностью одних норм и декларативностью других. Согласно законопроекту, принятому в первом чтении, за неисполнение обязательств по договору одна из сторон, помимо компенсации за обучение, должна будет выплатить штраф в двукратном размере компенсации. Теперь для целевиков-ординаторов оставлена только выплата компенсации в размере платы за обучение. Алексей Куринный не исключает, что двойной штраф просто-напросто «потеряли при сбивании кусков», потому что для целевиков специалитета штраф сохранился фактически в тройном размере (компенсация плюс двукратный штраф).

Небрежность при подготовке законопроекта ко второму чтению проявилась в откровенных ляпах. Так, заказчик целевого обучения, если следовать тексту одной из поправок, которая уже готовилась к принятию, почему-то выплачивает штраф гражданину, а не государству. На это обратил внимание депутат Куринный, после чего спикер палаты дал указание поправку переработать и при голосовании в третьем чтении отмотать назад, чтобы исправить нелепость.

Поправки Алексея Куринного о сложении сроков отработки (наставничества); об отмене штрафов за невыполнение целевого договора (при сохранении выплаты компенсации стоимости обучения); об отмене обязательной отработки для платников; о возможности для поступающих на целевое обучение в ординатуру подавать заявление одновременно на пять рабочих мест — все до единой были отклонены. Коммунисты добивались также установления на федеральном уровне минимального социального стандарта, который должен соблюдаться при трудоустройстве выпускников медвузов. Имеется в виду предоставление жилья, выплата подъёмных, гарантия определённого минимального размера зарплаты. К сожалению, поддержка молодых специалистов-медиков свелась лишь к «закладке ориентиров». Такой ориентировочный подход к социальным гарантиям превращает их в фикцию.

По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, дефицит кадров в небольших сельских районах доходит до 80%, в городах с населением 20—30 тысяч человек — до 50%. Для восполнения нехватки специалистов широко практикуется совместительство: пройдя дистанционно обучение, специалист «становится многостаночником и оказывает помощь зачастую невысокого качества». «Поэтому закон должен эти проблемы решить через закрепление специалистов», — подчеркнул спикер.

Но решает ли он? Пока громкие заявления о том, что регионы (а вопросы здравоохранения — это полномочия субъектов Федерации) должны обеспечить жильём молодых специалистов, — не более чем пожелания. В проекте закона говорится лишь об установлении «в пределах своих полномочий дополнительных мер социальной поддержки указанным лицам». Законодатели уповают на честное слово местных чиновников.

«Я проанализировал несколько целевых договоров в некоторых республиках. В Дагестане мне показали целевой договор двухлетней давности. 500 рублей — это все меры поддержки, которые сумел оказать целевикам этот небогатый регион», — сообщил Алексей Куринный. Если всё перекладывать на регионы, то права молодых специалистов защитить не получится, убеждён он. «Мы, к сожалению, связаны концепцией законопроекта. Если откроете финансово-экономическое обоснование, там не заложено никаких средств», — попытался оправдать слабость правительственной инициативы с точки зрения соцгарантий медикам председатель профильного думского комитета по науке и высшему образованию «справоросс» Сергей Кабышев.

А в чём же тогда сила этой законодательной поделки, абсолютно несбалансированной по правам и обязанностям, которые накладываются на молодых эскулапов? Исключительно в принуждении их выполнить свой долг перед обществом, памятуя о нравственных началах своей профессии.

Во фракции КПРФ считают, что «непроработанные решения без учёта мнения самих молодых специалистов могут отпугнуть многих потенциальных абитуриентов медвузов и стать жёстким инструментом в руках недобросовестных администраторов», обременённых только моральными обязательствами, которые у чиновников, как известно, не принято выполнять.

Проголосовав за концепцию законопроекта в первом чтении, фракция КПРФ отказала ему в поддержке во втором чтении.

Татьяна ОФИЦЕРОВА, газета "Правда"

Комментарии (0)
Добавить