Страсти по «Платону»
Страсти по «Платону»
31 мая 2016 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов Российской Федерации о взимании с большегрузных автомобилей платы за проезд по федеральным трассам. За этим делом внимательно следили не только юристы, специалисты, водители большегрузных автомобилей с семьями, но и все те, кому не безразличны тысячи человеческих судьб, пострадавших от введения системы «Платон».
Напомним, что ситуация развивалась следующим образом.
Начиная с 15 ноября 2015 года, за проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 12 тонн взимается специальная плата, призванная частично возместить наносимый ими ущерб. Владельцы грузовиков обязаны были зарегистрироваться в системе «Платон», установить специальное бортовое устройство или оформить маршрутную карту перед выходом в рейс.
На сегодняшний день, несоблюдение этих правил влечет административную ответственность. Заявлялось, что все собранные средства передаются оператором системы «Платон» в доход федерального бюджета и поступают в Федеральный дорожный фонд.
Группа депутатов Государственной Думы от КПРФ во главе с членами фракции КПРФ Юрием Синельщиковым и заместителем председателя Комитета ГД РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Вадимом Соловьевым обратилась в Конституционный Суд РФ, чтобы признать плату за дороги для водителей грузовиков неконституционными. По их мнению, подобная плата должна расцениваться как новый налог и не может вводиться актом Правительства. Кроме того, она не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности.
Безусловно, граждане, тем или иным образом вовлеченные в процесс введения системы «Платон», в частности дальнобойщики, принимали отчаянные шаги к предотвращению экономической катастрофы для них.
Путем массовых забастовок, пикетов, перекрытие дорог, коллективных жалоб и обращений во все государственные инстанции, ответственных за происходящее, дальнобойщики пытались отстаивать свои права, подтверждающие твердое намерение не мириться с введённой системой взимания платы «Платон»,
С утра 31 мая 2016 года во время оглашения Постановления о «Платоне» перед зданием Конституционного суда в Санкт-Петербурге также проходили пикеты дальнобойщиков, державших в руках плакат «Конституционный суд, защищай людей, а не олигархов».
Однако, чаяниям граждан не суждено было сбыться.
Итак, Конституционный суд РФ на заседании во вторник признал систему "Платон" в целом соответствующей Конституции, с некоторыми оговорками.
Если подробнее рассматривать позицию КС РФ, то можно сделать вывод, что несмотря на то, что основное бремя содержания федеральных трасс лежит на государстве, это совершенно не исключает возможность возложения дополнительной финансовой нагрузки на тех, кто наиболее интенсивно эксплуатирует автомобильные дороги, существенно ускоряя износ полотна, то есть на дальнобойщиков.
Суд также не усмотрел двойного обложения при взимании одновременно с данной платой транспортного налога и акциза на топливо. На этом настаивали заявители, утверждая, что взимаемая с большегрузных автомобилей плата за пользование федеральными трассами обладает характеристиками налога, а значит незаконна.
Конечно, в то же время, Конституционный суд РФ указал федеральному законодателю и Правительству РФ на недопустимость чрезмерного обременения предпринимателей в сфере грузоперевозок сходными по целевому назначению обязательными платежами (пусть даже и разной природы).
Поскольку данная плата в счет возмещения вреда федеральным трассам стала основной финансовой нагрузкой для ее плательщиков, отрицательные последствия не заставили себя долго ждать.
Непомерное налоговое бремя уже заставило исчезнуть с экономическо - активной карты населения страны значительную часть участников малого и среднего бизнеса.
Также Конституционный Суд определил, что оператор не вправе непосредственно применять к плательщикам какие-либо меры принудительного характера, не вправе заниматься нормотворческой деятельностью, выходящими за рамки организационно-технического регулирования, а федеральный законодатель должен в разумные сроки установить порядок определения оператора системы взимания платы и критерии, которым он должен соответствовать. Хотя данные задачи, безусловно, должны были быть решены перед введение системы «Платон».
По результатам оглашения Постановления КС РФ, отвечая на вопросы журналистов, мною, было отмечено, что КПРФ по-прежнему считает введённую в своём изначальном виде систему «Платон» не соответствующей законодательству.
Однако, решение о возможном обжаловании Постановления КС РФ будет приниматься только после подробного изучения юристами партии и консультаций со специалистами.
В.Г. Соловьев
руководитель Юридической службы ЦК КПРФ,
депутат ГД ФС РФ от Тверской области