Тверская городская Дума: подводим итоги

16:30, 07 июль 2012
3 167
0

Нынешняя Тверская городская Дума доживает свои последние дни. Досрочные выборы станут реальностью в ближайшие несколько недель, а значит пора подводить итоги деятельности ТГД созыва 2008-2012 гг.

 

Итак, первая половина состава нынешней Думы была избрана осенью 2008 г., а вторая - весной 2009 г. Почему так странно? Просто "единороссовское" большинство искало оптимальный для себя вариант выборной системы. Сначала остановились на смешанной системе - получили результат весьма средний в 2008-м, сменили на партийные списки (не без давления губернатора) - получили оглушительный провал в марте 2009, когда коммунисты чуть-чуть не добрали до 50%.
В итоге в Тверской городской Думе сложилась уникальная ситуация - самая большая фракция оказалась у КПРФ (16 депутатов), чуть у меньше у ЕР - 13 человек, у ЛДПР - 2, у Справедливой России - 1. Но более 50% от 33 депутатов - это 17 голосов, а не 16. Именно столько нужно для принятия большинства решений в Тверской городской Думе, и именно одного голоса не хватило КПРФ для реализации основного пункта своей программы - возвращения жителям города право напрямую избирать мэра Твери. Но обо всем по порядку.
Факт остается фактом: даже будучи самой большой фракцией в Думе, КПРФ никогда не имела большинства. Попытки договориться с депутатами от ЛДПР и СР к успеху не привели: все они оказались руководителями предприятий или бизнесменами, чье благополучие во многом зависело от власти. В итоге они "прекрасно" скооперировались с депутатами от "Единой России" и по всем ключевым вопросам жизни города голосовали вместе с ними.
С перевесом в один голос председателем Тверской городской Думы (и одновременно - главой города Твери) был избран Владимир Бабичев. С тех пор фракция ЕР в Тверской городской Думе, областная и городская власть вела планомерную борьбу против думских коммунистов. И эта борьба отнюдь не включала в себя только "джентельменские" способы. В ход пошло все - чернуха в СМИ (особенно в этом плане отличались всегда "Тверские толки", а с определенного момента - и телеканал "Тверской проспект"), угрозы увольнения с работы, административное давление и банальный подкуп. 
Не все члены фракции КПРФ выдержали это давление. Трое депутатов во главе с Сергеем Рогозиным вышли из фракции и фактически примкнули к "единороссовскому большинству". Впоследствии г-н Рогозин был избран депутатом Законодательного Собрания Тверской области от "Единой России", а сейчас, по слухам, планирует вернуться в ТГД, чтобы бороться с коммунистами.
Во фракции КПРФ осталось 13 депутатов. Но коммунисты не опустили руки. Учитывая брожения во фракции "Единой России", в которой никогда не было единства, коммунистам удавалось добиться решения локальных задач. Например, в конце 2011 г., по инициативе Тверской городской Думы, был расторгнут контракт с главой администрации Твери Василием Толоко. Подробнее об этом - позже.
И самое главное - у коммунистов остался блокирующий "пакет" голосов, не позволявший принимать изменения в Устав города, ведь Устав Твери принимается 2/3 голосов депутатов Тверской городской Думы.

Большинство политических вопросов в Тверской городской Думе было связано с Уставом города Твери. После выборов в 2008 г. у коммунистов было только 6 мандатов, и "единороссы" не без труда, но все-таки "протащили" новый вариант Устава, который отменял прямые выборы главы города и вводил систему выбора мэра депутатами ТГД. Именно так главой Твери стал Владимир Бабичев. На выборах половины состава Думы в 2009 г. коммунисты сделали возвращение прямых выборов основным пунктом своей программы и набрали 49% голосов избирателей.
Но "единороссы" не для того принимали новый Устав города, чтобы прислушиваться к мнению жителей. Единственным выходом из сложившейся ситуации был референдум, как высшей формы демократии. За три года коммунисты предприняли четыре попытки проведения общегородского референдума по вопросу прямых выборов. Первые две попытки были срезаны на стадии избирательной комиссии города и Тверской городской Думы соответственно, поскольку юристы обнаружили в них некие неточности. Третий вариант нормотворческой инициативы о референдуме был отточен до последней запятой. Не найдя повода придраться, "единороссовское" большинство просто отказалось принимать какое-либо решение, сославшись на то, что "сейчас не время". Это абсурдное с точки зрения закона решение коммунисты попытались обжаловать в суде. Даже прокуратура признала справедливость требований коммунистов, но судья... поддержала сторону власти: мол, это дело депутатов, хотят - принимают решение, не хотят - не принимают... 
Последняя попытка была предпринята в 2011 г. Документы лежали в комитете по вопроса местного самоуправления месяцами (председатель комитета - руководитель фракции ЕР Сергей Аксенов) безо всякого движения. Сначала причины затягивания рассмотрения этой инициативы были непонятны, и лишь потом стало известно, что "единороссы" ждали изменений в федеральное законодательство, запрещающих выносить систему избрания высших должностных лиц местного самоуправления на местные референдумы. Круг замкнулся...
А между тем, изменения в устав Твери необходимо было вносить практически сразу после его принятия. Месяцами копились дополнения в федеральный закон " О местном самоуправлении в РФ", но бабическая Дума боялась трогать Устав, почитая его как священную корову. Наконец прокуратура начала делать представление за представлением, напоминая Тверской городской Думе о ее непосредственных обязанностях.
Лишь в 2011 г. вопрос о внесении дополнении в Устав Твери стал ребром. Коммунисты сразу огласили свою позицию: фракция КПРФ будет голосовать за поправки в Устав лишь в том случае, если в него будет внесена норма о прямых выборах главы города Твери. На какие только ухищрения не шли "единороссы", чтобы склонить депутатов-коммунистов отказаться от своих требований. Когда ряд депутатов Тверской городской Думы, в том числе председатели комитетов коммунисты Артем Гончаров и Владимир Полишко, были избраны в Законодательное Собрание Тверской области, думское большинство отказалось назначать новых председателей, оставив таким образом поле для торга с фракцией КПРФ! Но коммунисты не стали разменивать свою принципиальную позицию на портфели. И Тверская городская Дума до сих пор работает без председателей трех комитетов и без одного заместителя председателя ТГД!

Спору нет, решение хозяйственных и социально-экономических вопросов функционально возложено на администрацию города Твери, а не на Тверскую городскую Думу. Тем не менее, я уверен, что думское большинство (партии "Единая Россия", "Справедливая Россия" и ЛДПР) несет свою часть ответственности за то положение, в котором оказался город. Хотя бы потому что "партия власти" без тени сомнений и колебаний голосовала за любой вариант бюджета, предложенный администрацией города. Или потому что с щенячьим восторгом поддержала кандидатуру Василия Толоко на должность сити-менеджера, а потом спустя три года с пеной у рта требовала его отставки. Или, наконец, по той причине, что все экономически спорные и провальные решения продавливались в Тверской городской Думе именно фракцией "Единая Россия".
Но обо все по порядку. C 2008 года доходы городского бюджета медленно, но верно росли, а в 2011 году составил почти 8 млрд рублей, правда более миллиарда из них составили трансферты из федерального центра по 185-ФЗ. Причем в последние годы бюджетный процесс характеризовался двумя на первый взгляд взаимоисключающими тенденциями: хроническим недоисполнением целого ряда строк бюджета и ростом текущего дефицита. Более подробно об анализе весьма показательного на этот счет бюджета-2010 можно прочитать здесь tver-kprf.ru/info/394-byudzhet-2010-oshibka-v-strateg.. 
Бюджет Твери 2012 г. съёжился по сравнению с прошлым годом в 1,5 раза и составил около 5,5 млрд. рублей. Если и в лучшие времена о развитии города можно было только мечтать, то в нынешнем году были до предела "порезаны" многие городские целевые программы, адресная инвестиционная программа города и расходы по благоустройству районов. Но это только полбеды. Больше всего угнетает постоянный рост текущего дефицита бюджета. Это значит, что город постоянно расходует больше, чем зарабатывает! Причем в 2012 году текущий дефицит достиг 20% сразу с первого же месяца исполнения бюджета. В бюджетном кодексе четко прописана норма дефицита бюджета, выход за которую грозит признанием города банкротом и введением внешнего управления. Эта норма составляет 10%, но учитывается только в конце года. Чтобы избежать финансового коллапса, город брал в конце года кредит, и таким образом "гасил" дефицит бюджета до приемлемых процентов. В результате Тверь все глубже погружается в долговую яму.
В принципе, квалификация многих работников департамента финансов города позволяет им решать любые задачи, но иногда своими действиями они ставят в тупик и профессионалов, и дилетантов. Так, например, бывший начальник департамента финансов Виктор Смирнов подписал финансовых обязательств города на 800 млн рублей еще до принятия бюджета-2012, чем фактически совершил уголовное преступление! Легко можно догадаться, что сделал он это по приказу начальства, но тем не менее поплатился за это своим местом, и сейчас департамент финансов возглавляет его бывший зам Ольга Слобода.
Свои "ляпы" выдавал и департамент экономики, инвестиций и промышленной политики. Принимая план социально-экономического развития города перед бюджетом 2012 года, депутаты были озадачены представленными департаментом материалами по прогнозированию цен и тарифов. Наконец один из депутатов поинтересовался у начальника департамента Андрея Воробьева, правильно ли он понял, что прогнозная часть плана социально-экономического развития основана на ожидании общего понижения цен в 2012 году, на что тот бодро отрапортовал, что так оно и есть. Небольшая оторопь, пробравшая после этого признания депутатов фракции "Единая Россия", не помешала им проголосовать и за план социально-экономического развития, и за сам бюджет. 
Фракция КПРФ голосовала против принятия заранее неисполнимого бюджета, и в кулуарах Думы некоторые оппоненты из "партии власти" признавались, что охотно бы поддержали коммунистов в этом вопросе. Но это не позволяла им партийная и фракционная дисциплина.

Большим опытом обладает и бессменный председатель постоянного комитета по бюджету и налогам Тверской городской думы и бывший руководитель фракции "Единой России" в ТГД Екатерина Глебова. По крайней мере, никто не удивляется, когда в списках на приватизацию регулярно попадают объекты недвижимости, которые арендует у города ее сеть "Аптека-Оптика". И, что неудивительно, она всегда оказывается в рядах тех, кто говорит, что бюджет в любом случае надо принимать. И она же становится застрельщиком страшилок о том, как в случае непринятия бюджета, учителя и врачи окажутся без зарплаты. Это, конечно, полная чушь, поскольку в бюджетном кодексе прописана схема финансовой жизнедеятельности города в данной ситуации. Расходы осуществляются из расчета 1/12 предыдущего бюджета в месяц, и первые три месяца город даже не заметит разницы. Лишь потом начинаются определенные ограничения, и то связанные с такими расходами, как выполнение инвестиционной программы. Зарплаты бюджетников являются защищенными строками в бюджете, и никак не пострадают в том случае, если Дума отклонит предложенный администрацией вариант главного финансового документа города и отправит его на доработку.
Собственно, таких страшилок у фракции "единороссов" припасено немало. Как только задеваются чьи-то коммерческие интересы, сразу же поднимается крик: "в угоду своим политическим амбициям коммунисты наносят вред городу!" Ну здесь все ясно -лучший способ защиты - это нападение.
Практически на каждом заседании Тверской городской Думы эта сцена в различных вариациях повторялась в отношении внесения изменений во Временный правила землепользования и застройки г. Твери". Сделаю здесь небольшое отступление. "Временные правила..." были приняты Тверской городской Думы в 2003 году с целью упорядочить процесс застройки в областном центре в отсутствии современного Генерального плана (его нет и по сей день). Нужный вроде бы документ превратился в оправдание точечной застройки в г. Твери. Чем опасна точечная застройка? Показательный пример - появление торгового центра "Домино" у Южного моста. По советскому Генплану в этом месте должно было быть расширение дороги и строительство новой дорожной развязки. Теперь, конечно, ее не будет, и проблема автомобильных пробок в этой части города останется нерешенной. Но чаще всего страдают от точечной застройки жилые дома и проживающие там граждане. "Воткнут" многоэтажку среди и так достаточно плотно застроенного спального района, а нагрузку на коммуникации не посчитают, и "накрывается" фекальная канализация. Что, как можно легко догадаться, не добавляет комфорта для жителей соседних домов.
Точечная застройка - это строительство многоэтажных жилых домов и торгово-офисных комплексов без учета инженерной и социальной инфраструктуры, комфорта проживания и соблюдения границ придомовой территории уже находящихся здесь жилых домов. А самое главное - без комплексного подхода к развитию города Твери, ведь Генерального плана нет, несмотря на то, что на его создание за последние годы "вбуханы" многие миллионы рублей.
Так вот, "Временные правила..." делят город на ряд территориально-правовых зон, в каждой из которых можно строить объекты только определенного типа: коммерческая, промышленная, рекреационная, жилая зоны... Жилая зона, в свою очередь, делиться на подзоны в зависимости от этажности: от одноэтажной Ж-1 до семнадцатиэтажной Ж-5. И вот тут-то и приходят застройщики в Тверскую городскую Думу с просьбой перевести, к примеру, территорию с зоной Ж-2 в зону Ж-3. Причем зачастую тогда, когда здание уже построено... Другими словами, строят многоэтажку там, где по "Временным правилам..." разрешалось строить только трехэтажные дома, а потом приходят узаконить свое "творение". Причем, бывает, и так, что дом этот построен несколько лет назад, и в нем давно уже живут люди. Куда смотрели органы, выдававшие разрешение на строительство и обязанные контролировать сам ход строительных работ, совершенно непонятно.

В Тверской обком КПРФ нередко приходят граждане с жалобами на точечную застройку. К примеру, рядом с помещением Тверского обкома на ул. Московской собираются возводить 16-тиэтажный дом, причем практически во дворе расположенного на ул. Вагжанова сталинского дома. Жители, ознакомившись с документами застройщиков, пришли в ужас...
Интересно, что руководитель общественного движения "Качество жизни" (на словах выступающего против точечной застройки) и депутат Тверской городской Думы от партии "Единая Россия" Елена Юлегина, подчиняясь партийной дисциплине, всегда голосует за эти решения! Одно время она, правда, попыталась оправдываться, что это она делает "в последний раз", но когда изменения во "Временные правила..." посыпались словно из "рога изобилия" на каждом заседании Тверской городской Думы, просто махнула рукой и молча голосовала "за". Точно так же с опущенной головой сидела депутат от ЕР, председатель тверской организации в поддержку малого и среднего предпринимательства «Опора России» Наталья Лабынина, когда ее однопартийцы при ее непосредственном участии передавали здание "Бастилии" областному суда, выгоняя арендаторов (предпринимателей, которых она по идее обязана защищать) на улицу.
Но мы отвлеклись. Точечная застройка стала бичом нашего города. При этом, когда коммунисты в очередной раз голосуют против очередных изменений во "Временные правила...", внесенных на заседание Тверской городской Думы Владимиром Бабичевым, депутаты от ЕР начинают кричать о том, что КПРФ выступает против жителей и против строительства в городе... 
Но никто из крикунов-"единороссов" не хочет разобраться в том, как появляются объекты, которые задним числом нужно узаконить с помощью перевода земли в другую территориально-правовую зону. А пути здесь два: либо недобросовестный застройщик обманул администрацию, предоставив документы на строительство дома другой этажности, а контролирующие органы просто "проспали" нарушение правил застройки, либо произошел преступный сговор между застройщиком и чиновниками, которые "закрыли глаза" на то, что жилой дом не соответствует зональности "Временных правил...".
Докапываться до истины и наказывать виновных никто не хочет, ведь проще подмахнуть, не глядя любой документ, подложенный администрацией. Слухи, правда, утверждают, что и в этом деле не все чисто, но подтверждений этому, как вы понимаете, у меня нет.
Коммунисты, конечно же, поддерживают строительство в городе, если оно идет на благо жителям, и всегда голосуют за те изменения во "Временные правила...", если они не покрывают точечную застройку, а приводят территориально-правовое зонирование в соответствие с объективно сложившейся обстановкой.
Кстати, на последнем заседание Тверской городской Думы произошло значительное в этом отношении событие - в первом чтении были приняты новые "Временные правила землепользования и застройки". Коммунисты проголосовали за них первом чтении, отметив тот факт, что времени на знакомство с объемным пакетом документов было выделено крайне мало - они были получены практически накануне. Но принимать это нормативно-правовой акт было надо - впереди принятие Генерального плана города, и если администрация в очередной раз не подготовит проект этого важнейшего для города документа, Тверь рискует остаться без федеральных денег. Но ко второму чтению фракция КПРФ как следует проанализирует новые "Временные правила" и подготовит к ним поправки.

С точки зрения развития города, за последние 5 лет трудно назвать ту сферу жизнедеятельности, в которой муниципалитет бы преуспел. Городские финансы, муниципальные предприятия, дороги, транспорт, коммуникации, образование, культура - все это находится в глубоком упадке или, в лучшем случае, в стагнации.
Тепловые сети, обеспечивающие горожан теплом и горячей водой, изношены на 80%, требуется полная перекладка всех труб. На одном из заседаний Тверской городской Думы Владимир Бабичев озвучил сумму, в которую обойдутся эти работы - около 7 миллиардов рублей. Огромные средства, превышающие годовой бюджет Твери. После создания ООО "Тверьтепло" (с двумя партнерами - муниципальное образование город Тверь 47% и ОАО "ТКС" 53%) появилась слабая надежда на лучшее, ведь в распоряжении нового предприятия оказалась большая часть тепловых сетей и центральных тепловых пунктов города (правда еще есть собственность обанкроченного уже почти десять лет назад МУП "Тверьгортеплоэнерго"). Однако воз и ныне там. 
Правда, весной была принята новая инвестиционная программа ООО "Тверьтепло", в которой речь идет о необходимости полной замены труб в ближайшие два года. При этом город должен инвестировать какие-то нереальные средства - не 7 миллиардов, конечно, речь идет о суммах, на порядок меньших, но и таких денег в городском бюджете нет. Значит, если дело не ограничится простым надуванием щек, необходимо будет брать кредит, но ведь город и так погряз в долгах.
При этом хорошо, если работы будут выполнены в полном объеме. А если, как обычно? Часть украдут, часть уйдет на зарплаты и премии, а половину из того, что сделали, придется переделывать, потому что пытались сэкономить там, где нельзя было экономить...
Муниципальные предприятия оказались в загоне, целый ряд МУПов за последние 5 лет были обанкрочены и ликвидированы. "МУПы неэффективны, потому что там воруют", - утверждают представители "партии власти", поэтому их проще закрыть, чем наладить эффективный контроль. Фактически ликвидирован МУП "Универмаг Тверь", ведь само здание торгового центра безвозмездно отдано областному суду. "С момента постройки в нем ни разу не проводился капитальный ремонт", - с умным видом объясняют "единороссы" из администрации и Тверской городской Думы, - "поэтому от него нужно побыстрее избавляться, пока оно не рухнуло людям на головы". И это при том, что "Бастилия" регулярно приносила прибыль, что сотрудники администрация "выжимали" из здания арендаторов и отказывались заключать договора с теми, кто хотел там работать и платить деньги в бюджет города. Десятки миллионов рублей ежегодно тратятся на информационную политику администрации и Тверской городской Думы (то есть на восхваление себя любимых), а ведь на эти деньги можно было бы отремонтировать здание универмага. Сотни чиновников из департамента финансов, департамента экономики, департамента архитектуры и строительства и и т.д. не смогли придумать лучшего способа распорядиться огромным зданием в центре города, чем просто отдать его областному суду.
Об этом можно говорить бесконечно, но и так ясно одно - эту Думу нужно менять. Как нужно менять и руководство городской администрации, доказавшее свою некомпетентность. Впереди - выборы в Тверскую городскую Думу, а значит есть шанс изменить ситуация к лучшему. В этом смысле особые надежды горожан возлагаются на коммунистов, ведь фракция КПРФ доказала свою принципиальность и приверженность интересам большинства жителей Твери. В партийные списки и в одномандатные округа от КПРФ будут выдвинуты как опытные проверенные кадры, так и новые лица, ставка будет сделана на профессионалов, в том числе и беспартийных. Пора менять власть в городе!

 

С.ШИШКОВ,

депутат Тверской городской Думы


Комментарии (0)
Добавить