Окончательная оптимизация медицинского вопроса?
Уважаемый Владимир Владимирович! По мнению депутатов-коммунистов, реализуемая Правительством РФ и региональными администрациями так называемая «программа оптимизации российского здравоохранения» на практике свелась к банальному сокращению количества медицинских организаций, врачей и мест в больницах, что, в конечном счете, создает реальную угрозу для жизни и здоровья подавляющего большинства граждан нашей страны. Эти выводы напрямую вытекают из результатов проверки Счетной палатой Российской Федерации исполнения соглашения между Минздравом и высшими органами исполнительной власти регионов России по достижению целевых показателей «оптимизации» сети государственных и муниципальных медицинских организаций в 2013-2014 годах. Проверка Счетной палаты показала, что под видом «оптимизации» регионы проводят активное сокращение численности медработников. По данным Росстата, их число снизилось за год на 90 тыс. человек при сохранении высокого уровня совместительства - около 140%. О недопустимости подобных мер предупреждал, в частности, президент Национальной медицинской палаты, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор Леонид Рошаль: «Катастрофа заключается в двух проекцuяx: недостаточное количество врачей, их количество уменьшается из года в год, и огромная нагрузка на тех врачей, которые остаются, работают на 1,5-2 ставки». Он прямо заявил: «Я против такой оптимизации». При этом коллегия Счетной палаты подчеркнула, что рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более. Более того, несмотря на тот факт, что по итогам 2014 года часть высвобожденных за счет проведения так называемых «оптимизационных мероприятий» средств направлена на повышение заработной платы работников, указанная сумма составила менее 1% фонда оплаты труда, т.е. практически не улучшила финансовое обеспечение ни организаций, ни работников. Стоит отметить, что сокращение числа медицинских работников на фоне роста количества обращений граждан - «потребителей услуг» неминуемо приводит не только к избыточной интенсивности их труда, но и к снижению доступности и качества предоставляемых ими услуг. Так, сроки ожидания оказания медицинской помощи по целому ряду регионов превышают необходимые в 2 и более раз. Например, в Пензенской и Тверской областях, по мнению граждан, имеет место быть превышение предельных сроков ожидания при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме приема врачей: кардиологов, неврологов, офтальмологов, эндокринологов, гастроэнтерологов, ревматологов и онкологов, более чем на 20 дней. По ряду медицинских организаций ожидание по записи на ультразвуковое исследование превышает 1,5 месяца. Под мероприятия по «оптимизации» в РФ подпадают 952 медицинских организации, из них 472 - в 2015 году (49,60/0). Из 952 медицинских организаций за 2014-2018 годы предполагается ликвидировать 41 медицинскую организацию, реорганизовать в качестве филиалов 911 медицинских организаций. В 2014 году в мероприятиях по «оптимизации» участвовало 359 медицинских организаций, из них было ликвидировано 26. 330 потеряли свою самостоятельность. До конца 2018 года планируется закрыть еще 15 медорганизаций и реорганизовать 581. В основном это больницы и поликлиники. В результате, к концу 2018 года по сравнению с 1 января 2014 года численность больничных организаций сократится на 11,2%, амбулаторно-поликлинических организаций - на 7,2%. По медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения регионов уже на конец 2014 года сокращено 33 757 коек. Так, в Тверской области за два года сокращено около двух тысяч коек. Вопреки острой нехватке медицинских работников, постоянно происходит увольнение медиков и закрытие сельских больниц. И это в условиях кризиса, при росте хронических заболеваний, таких как туберкулез, СПИД, гепатит «С», сердечно-сосудистых заболеваний и др. Кроме того, в регионах до 2018 года планируется сократить фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), заместив их частично «офисами» врачей общей практики. Ограничение доступности медицинской помощи населению, в том числе первичной медико-санитарной помощи, уже коснулось нескольких десятков миллионов российских граждан. Согласно результатам проверки, в России 17 с половиной тыс. населенных пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. расположены на расстоянии свыше 20 км от ближайшей медорганизации, где есть врач. 879 малых населенных пунктов не прикреплены ни к одному ФАПу или «офису» врачей общей практики. 3 декабря в послании Федеральному Собранию Вами была предельно четко обозначена указанная проблема: «Люди жалуются, что им порой непонятно, почему закрываются или объединяются, например, больницы [ ... ] Мы всё время говорим о необходимости реструктурuзации сети, в некоторых случаях переразмеренной. [ ... ] Для того, чтобы выйти на определённые показатели, далеко не самым лучшим способом решения этой проблемы является закрытие ФАПов на селе. А это мы, к сожалению, тоже видим. И потом людям за 100 километров нужно ехать, чтобы получить медицинскую помощь. Это вообще ни в какие ворота не лезет!». Считаем, что Вам стало известно об этих проблемах благодаря активности депутатов-коммунистов и вопреки постоянной дезинформации «реформаторами» руководства страны и общества. Обращаем Ваше внимание на то, что их утверждение, согласно которому количество врачей и коек на 10 тыс. населения в России выше, чем в странах ЕС, ошибочно. С учетом заболеваемости, плотности населения, если не брать в расчет количество стоматологов, санврачей, лаборантов и управленцев, эти данные совпадают. Не выдерживает никакой критики тезис представителей исполнительной власти о переизбытке врачей. Расчеты, проведенные нашими специалистами незадолго до реформы, показали острую нехватку десятков тысяч врачей. Так, например, в Тверской области острую нехватку врачей различных специальностей испытывают 27 районов из 36, включая Кашинский, Кимрский, Сандовский, Спировский, Лесной, Максатихинский, Жарковский и др.
Отрицание «реформаторами» очевидного, приводит к совершенно недопустимым последствиям. Аудиторы отметили рост как внутрибольничной летальности, связанной, в частности с тем, что из-за отсутствия или нехватки мест в отделениях интенсивного лечения госпитализация больных с тяжелыми заболеваниями производится в обычное терапевтическое отделение. Из-за снижения доступности «медицинских услуг» увеличилось число умерших на дому. Так, число пациентов, умерших на дому, в 2014 году по сравнению с аналогичным периодом 2013 года увеличилось: в Липецкой области - на 1 965 человек, Московской области - на 1 519, Тверской области – на 617 человек, Орловской области - на 580, Архангельской области (без автономного округа) - на 544, Республике Дагестан на 518, Кабардино-Балкарской Республике - на 1 120, Республике Северная Осетия - Алания - на 2 157, Чеченской Республике - на 1 862, Республике Татарстан - на 1 425. Если сравнивать показатели января-февраля 2015 года с аналогичным периодом 2014 года, то рост смертности населения составил 2,2%. Особенно высокими темпами вымирают жители исконно русских земель: Владимирской, Псковской, Смоленской, Тверской, Брянской, Рязанской, Новгородской, Орловской, Ярославской и некоторые другие области. Политика сокращения персонала медицинских организаций и ликвидация самих юридических лиц является недальновидной и должна быть коренным образом пересмотрена. Тем не менее, Правительство РФ, вопреки данным статистики, продолжает твердить об эффективности проводимой реформы. Возможно, это отчасти обусловлено негласными планами по постепенному внедрению платной медицины в Российской Федерации, что также отмечено аудиторами Счетной палаты. В таком случае, программа «оптимизации» здравоохранения нарушает не только право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, но и посягает на конституционный принцип, согласно которому медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должны оказываться гражданам бесплатно. Основа современного здравоохранения - лекарственные препараты. 90% врачебных назначений - лекарственная терапия. Но только 8 миллионов граждан (примерно 30% нуждающихся) могут получить вне стационара лекарства, оплаченные из бюджета, что явно не достаточно, так как у многих из них просто нет средств на покупку лекарств за свой счет. Так или иначе, выявление Счетной палатой прямой взаимосвязи между реализацией Правительством Российской Федерации и региональными администрациями программы «оптимизации» и повышением смертности говорит о необходимости срочного изменения медицинской политики в целях обеспечения фундаментального права граждан России на жизнь. Вместо повального сокращения числа медицинских организаций, врачей и мест в медицинских учреждениях, необходимо решать реальные проблемы отрасли. Так, система обязательного медицинского страхования не дотягивает до современного уровня и не стала страховой. Страховые организации выполняют функции посредников при движении финансовых средств. Они не мотивированы на повышение качества помощи и практически не несут за нее никакой ответственности. Доходы страховых компаний складываются из штрафов, которые они налагают на медицинские организации по любым, даже самым незначительным поводам. Размер штрафов доходит до 1000/0 тарифа, и оказание медицинской помощи, которую получил пациент, не оплачивается. Эти средства не используются для улучшения качества медицинской помощи. Высокотехнологическая помощь ушла в систему обязательного медицинского страхования с 2015 года, что грозит сокращением ее финансирования и снижением доступности для населения. Необходимо оставить ее на финансировании из федерального бюджета. 2 млн. безнадежно больных нуждаются в паллиативной помощи, им необходимы сильнодействующие анальгетики. Но 70% больных их не получают, в 25 регионах получают 2-10% нуждающихся, в 36, в т.ч. в Тверской области, менее 2%. Необходимо создавать систему оплаты труда медиков по профессиональным квалификационным группам, исключать неоправданный разрыв (в ряде случаев в 200 раз) между доходами медицинских работников и руководства больниц. Применение принципа реальной ответственности медицинских чиновников за состояние здоровья населения должно предупредить реализацию необдуманных и вредных реформ, а также положить конец их бездействию при освоении выделенных государством средств на закупку медицинского оборудования. Ибо практика говорит о том, что в целом ряде регионов из-за халатности медицинских чиновников большая часть средств не осваивается и возвращается в федеральный бюджет. Так, например, в Тверской области по данным КСП в 2014 году из 480 млн рублей, которые были выделены из федерального бюджета на закупку медицинского оборудования, из-за халатности чиновников регионального Минздрава не было освоено и возвращено в федеральный центр 416 миллионов. И это в то время, когда тверская медицина буквально задыхается от нехватки нового оборудования. Государственная и муниципальная медицинская помощь должна оказываться россиянам бесплатно, как того требует Конституция РФ. Дальнейшая ее коммерциализация под видом оптимизации является недопустимой. Срочно должен быть пересмотрен порядок оплаты труда медицинских работников. При этом выход на среднюю зарплату по региону должен быть обеспечен при работе специалиста на одну ставку. Необходимо, как минимум, повысить в 2-3 раза оплату труда среднего и технического медицинского персонала. Считаем необходимым напомнить Вам о том, что в советское время, когда у власти были коммунисты, советская медицина была лучшей в мире, а сегодня, при правлении «единороссов» она опустилась на 130 место в мире (согласно официальной статистике ВОЗ). Таким образом, учитывая вышеизложенное, просим Вас, уважаемый Владимир Владимирович, как гаранта Конституции Российской Федерации, принять срочные меры, направленные на пересмотр принципов проводимой Правительством реформы здравоохранения в целях остановки сокращения числа медицинских организаций, врачей и мест в медицинских учреждениях, а также решения накопившихся проблем отрасли. Без этого остановить новый виток роста смертности населения России не представляется возможным. Кроме того, пришло время спросить по полной программе с инициаторов медицинской «реформы» и ее активных реализаторов, включая Премьер- министра РФ Д.Медведева, вице-премьера О.Голодец, а также губернаторов: Тверской области А.Шевелева, Ярославской С.Ястребова, Астраханской А.Жилкина. О принятых Вами мерах просим сообщить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
С уважением, Депутаты фракции КПРФ в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации В.Г. Соловьев, В.Ф. Рашкин, С.П. Обухов Н.В. Коломейцев
Комментирует Татьяна ГАГКАЕВА, депутат Законодательного Собрания Тверской области (фракция КПРФ): - Реформа здравоохранения в России безнадёжно провалилась. Тревожным симптомом для Тверской области является то, что ряд чиновников, руководивших за последние годы тверской медициной, были либо посажены, либо отстранены от должности. После ликвидации 5-й горбольницы положить пожилого человека в больницу стало крайне сложно. В больницах проблемы с кадрами – зарплата врачей в Тверской области мизерная, и выпускники нашей медакадемии уезжают работать в Москву, в Подмосковье. Медицинское оборудование во многих больницах безнадежно устарело, оно либо совсем не обновляется, либо обновляется некачественно. Отдельные виды анализов можно сдать только в частных клиниках, так как в государственных нет современных лабораторий. К сожалению, плата за анализы для многих людей преклонного возраста, чья пенсия составляет 8-10 тысяч рублей, неприемлема. Скорая помощь… Это отдельная, очень большая проблема. Депутаты-коммунисты неоднократно поднимали вопрос на заседаниях ЗС, чтобы увеличить автопарк ЦРБ «скорой», но результат – нулевой. В одной из газет недавно прочла статью под заголовком «Минздрав предупреждает: лечение опасно для вашего здоровья!». Увы, это так, и ситуация будет только усугубляться, если кардинально не изменить систему
Комментарии (0)
Добавить