КОНАКОВСКИЙ ПЕРЕДЕЛ

10:14, 16 август 2016
3 243
0
Есть в Тверской области Конаковский район. Стране он больше известен мощной электростанцией – Конаковской ГРЭС, которая стоит на берегу Иваньковского водохранилища, образовавшегося на месте разлившейся Волги. Природа здесь удивительно красивая. Поэтому считается престижным иметь на волжском берегу земельный участок, построить загородный дом. И вот в водах вольной русской реки, повидавшей всякое на своем веку, отразилась новая явь.

В РЕЗЕРВАЦИИ
Начиная с 90-х  богатые ценители волжских красот, в основном москвичи, устремились на берега священной реки и развернули здесь грандиозное дачное строительство. Застройщики - персоны в основном высокопоставленные, материально обеспеченные. Поэтому возводятся не какие-нибудь летние домики, а настоящие замки-дворцы с частными набережными, каналами и причалами. Особняки обнесены высокими заборами, защищены персональной охраной и выдрессированными собаками.
За последние двадцать лет тяжелые земснаряды и экскаваторы перекроили ландшафт на вкус новых хозяев. Вырублены деревья, погублены пастбища. Вместо заводей, где гнездились утки и цапли, оборудованы лодочные стоянки. Изменились до неузнаваемости населенные пункты. Примеров, когда плодородные пахотные земли, прибрежные территории, издавна облюбованные людьми как места отдыха, скуплены толстосумами, отданы под застройку коттеджей, можно привести много. К сожалению, это типичное явление для Конаковского района.
А что же жители Конаково? Местные недовольны многим. В том числе и «потемкинскими деревнями», которые растут в Конаково быстрее «крутых» коттеджей. До сих пор тверские СМИ поминают Большое Завидово, «Волга-клаб» и прочие атрибуты гламурной жизни на берегах Иваньковского водохранилища и великой русской реки Волга. Вот только какое все это имеет отношение к жителям Конаково? Ведь им в элитный четырехзвездочный клаб хода нет, и Большое Завидово строится не для них, а для богатых отпускников из списка «Форбс».
Правовой нигилизм царит на древних волжских берегах. Давно уже стали нормой незаконные, самовольные захваты земли в водоохранной зоне. В результате коренные волжане, да и другие граждане, приезжающие на волжский берег порыбачить или искупаться, лишены возможности даже подойти к воде. Впрочем, купаться небезопасно: водная гладь то и дело рассекается стремительными катерами и водными мотоциклами. Загорожены все противопожарные проезды. Появившиеся частные поместья отгородили сельское и городское население от водоемов, излюбленных мест отдыха. Фактически, конаковцы оказались в резервации.
ШУМ В КОНАКОВСКОМ БОРУ
Особо цинично выглядит захват ООПТ – особо охраняемых природных территорий. 
В 2007 году начались работы по научному обследованию, установлению границ, созданию паспорта ООПТ памятника природы «Лесопарк Конаковский» (в народе – Конаковский Бор). Работа велась Департаментом природопользования, учеными ТвГУ при участии конаковской общественности. Глава г. Конаково Валерий Максимов был против научных изысканий и, вопреки документам и доводам учёных, утверждал, что считает Бором только 94 квартал Гослесфонда (северную часть Бора). 97 и 98 кварталы власть планировала отдать под застройку (лишь в 2015 году в суде удалось доказать, что все три лесных квартала 94, 97 и 98 входят в ООПТ). 
В 2009 году паспорт ООПТ «Лесопарк Конаковский» был подписан начальником Департамента природопользования, но с границами только в виде схемы. Началась длительная процедура кадастровых работ. Длительная – не потому, что она объективно такова. Кто-то, явно лоббировал максимальное её затягивание. В результате, лоббирование, видимо, удалось, потому что Департамент природопользования неожиданно заявил, что организация, которая выполняла кадастровые работы по госконтракту, допустила какие-то ошибки и контракт с ней разрывается. «Теперь, мол, не известно, сколько времени придется возвращать государственные деньги через суд, потом объявлять новый конкурс», - пожимали плечами чиновники. 
Так и закончилась эта история. Паспорт, вроде бы, имел силу. Но тогда в Тверской области не было ещё собственного регионального закона об ООПТ. Поэтому непонятно было, как он должен быть утвержден, чтобы в нём никто не сомневался. Хотя без границ, внесённых в кадастр, паспорт всё равно являлся практически недействительным документом.
В 2011 году члены Конаковского экоклуба обнаружили вырубку Бора в районе ул. Циолковского. Эти 5 га не являлись Гослесфондом, а примыкали к нему (к 97-му кварталу). Но они были внесены в проект границ ООПТ как часть единой лесной экосистемы.По разным причинам полноценные участки леса могут числиться даже не просто городским лесом, а обычной городской землёй. Иногда это решения властей ещё советских времён, когда крайние участки леса отдавались под строительство санаториев, например, но санатории не успели построить до развала СССР. Иногда это умысел, когда такие участки планируются под ИЖС, используя несовершенство законодательства. 
Об обнаруженной вырубке активисты Экоклуба сразу сообщили в Минприроды области, в правоохранительные органы, подключилось лесничество, хотя формально это не их компетенция. Но они делали всё, что могли, пытаясь спасти этот лес. Необходимо было доказать, что хоть эта территория и не является Гослесфондом, но она входит в границы ООПТ. Строительство продолжилось, и сейчас на этой земле расположились 23 частных участка и коттеджи, в том числе особняки дочерей Максимова и других  его приближенных.
Сейчас территория элитного посёлка на месте бывшего леса продолжает разрастаться, сюда подводится дорога, строительство которой оплачивается из областного бюджета.

ОСТРОВ ПРЕТКНОВЕНИЯ
Следующим местом  для захвата, приглянувшимся чиновникам под  свои дачи, стали Заборские острова. Один из островов, носящий название Зеленый, находящийся в акватории Иваньковского водохранилища, уже числится как частная собственность, несмотря на то, что даже не входит в границы поселения.
По нашим данным, на острова положил глаз известный в регионе и за его пределами event-отель «Ривер-клаб». Действительно, место для отдыха чиновников и их друзей выбрано неплохое. На одном из островов, входящих в группу, «Ривер-клаб» уже начал строительство. Также, загородный клуб получил в свою собственность и остров Карачаровский, который тоже оказался выведенным из границ ООПТ. Но на каком основании и каким образом земли передавались в частные руки?
Чиновники Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области уверяют, что  у них уже заключен целый ряд соглашений с экологически-ответственными компаниями, которые якобы взяли на себя обязательство по обустройству наших особо охраняемых природных территорий. Власть обещает, что доступ на острова не будет закрыт полностью. Мол, наоборот, отдых там превратят из стихийного в культурный. 
Но у жителей Конаково на сей счет большие сомнения. Конаковский районный экологический клуб настаивает на том, что в границы ООПТ должны быть включены все Заборские острова, в том числе главный, самый большой, остров Зелёный, который, как оказалось, с 2007 года находится в частном владении. Кто и каким образом умудрился заполучить себе в собственность остров на территории заповедника, земля которого принадлежит государству – большой вопрос.
- Ученые, делающие научное обоснование, скорее всего,просто не могли обследовать остров Зелёный именно по той причине, что он находится в  частной собственности, - говорит координатор Экоклуба Алла Фомина.  - Сейчас остров Зелёный должны вернуть в собственность государства и только потом он может быть включен в границы ООПТ.К сожалению, другого, более быстрого и простого пути, нет.

ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА ВЫДВИНУЛА СЛЕДУЮЩИЕ 
ТРЕБОВАНИЯ:
1.Мы возражаем против исключения самого большого острова «Зелёный» из границ ООПТ.
2.Мы не согласны с границами ООПТ касаемо других близлежащих островов, которые являются единой экосистемой. Считаем, что они не соответствуют природоохранной политике.
3.Мы возражаем против пункта а) раздела «Допустимое использование памятника природы» (статья 7.1) проекта Паспорта. Считаем недопустимым любое строительство на территории ООПТ. 

МЫ ПРЕДЛАГАЕМ:
1.Включить в границы ООПТ памятника природы регионального значения Тверской области «Заборские (Григорьевские) острова Иваньковского водохранилища» (в новой редакции «Заборские острова») остров «Зелёный», как это было изначально, при создании данного ООПТ. 
2.Включить в границы ООПТ все острова единой экосистемы. В том числе, безымянный остров, ближайший к левому краю материкового мыса, и остров «Карачарово» полностью.
3.Исключить из проекта Паспорта полностью пункт а) раздела «Допустимое использование памятника природы» (статья 7.1), о допустимости строительства и реконструкции объектов.
Эти требования были озвучены на общественных слушаниях, состоявшихся 22 июня  Екатериной Чекмаревой – младшим научным сотрудником Института водных проблем, членом Конаковского Экоклуба. 
- Очень удивительно, что остров Зеленый оказался в частной собственности, - недоумевала Е. Чекмарёва. – Ведь это земли водного фонда. Налицо грубейшие нарушения закона! 
Представитель Конаковского местного отделения КПРФ Сергей Мирошниченко поддержал позицию Экоклуба. Но к мнению местных активистов-экологов остальные участники публичных слушаний, большая часть которых состояла из сотрудников Администрации Конаковского района, не прислушались.  
Что теперь может случиться? А то же самое, что случилось с лесом вековых сосен, вырубленным под застройку коттеджей для  семьи г-на Максимова и сотрудников Администрации Конаково. Экосистема района понесет огромный ущерб. А простые граждане лишатся ещё одного природного объекта, возможности посидеть на берегу реки, насладиться красотами острова.

Д. ФИСЕНКО
Комментарии (0)
Добавить