На днях глава компании Google DeepMind Демис Хассабис заявил: всего через десять, а то и через пять лет может появиться искусственный интеллект, который будет решать ЛЮБЫЕ задачи, как минимум не хуже человека. Такой ИИ называют Artificial general intelligence (AGI) — общий искусственный интеллект.
Просто ещё одна новость из бурно развивающейся сферы ИИ? Нет. Это предвещает радикальный поворот в истории человечества.
Речь пойдет уже не об ИИ-помощнике, который пишет тексты, обобщает данные или рисует картинки. Речь о системе, которая самостоятельно может работать программистом, врачом, инженером, учёным, управленцем, да практически кем угодно.
История учит, что технологический прогресс сам по себе не решает социальных вопросов. Например, промышленная революция создала паровой двигатель и разнообразные станки, которые освободили людей от самого тяжёлого физического труда. Но у капиталистов и они стали служить эксплуатации. В первые сто лет промышленной революции уровень жизни трудящихся не рос, а падал! И только когда рабочие начали бороться за свои права, ситуация стала меняться.
Любая технология сама по себе нейтральна. Но в руках капитала она умножает его прибыли, а не служит людям. Поэтому марксизм и считает ключевым вопрос о том, кому принадлежат средства производства.
Почему появление AGI – радикальный поворот в истории? В течение веков трудящиеся могли противостоять эксплуататорам хотя бы потому, что были способны нанести им ущерб своим отказом от работы. Крепостные крестьяне бежали на окраины государства. Рабочие бастовали. И это было эффективно, это заставляло повышать зарплаты и улучшать условия труда. Ведь станки без рабочих не работали.
Но AGI – это, условно говоря, и станок, и работник вместе взятые. Потенциально он позволяет вообще вытеснить людей из целых отраслей. Поэтому вопрос контроля над ним определит судьбу мира.
Сегодня развитие искусственного интеллекта почти целиком находится в руках крупного капитала – технологических корпораций. Если так будет и дальше, мы неизбежно увидим, как сотни миллионов людей лишатся работы и средств к существованию. Да, надо полагать, во избежание социального коллапса капиталистическое государство не оставит людей просто умирать с голоду. Но и сколько-нибудь достойной и осмысленной жизни оно не предложит.
Пока ИИ будет приносить сверхприбыли крупнейшим капиталистам, пока они из миллиардеров будут превращаться в триллионеров, бывшим трудящимся предложат жалкое соцпособие, которого хватит только на аренду конурки-«студии», полную химикатов еду и погружение в виртуальный мир компьютерных игр. И, конечно, будет обеспечено мгновенное выявление и подавление любого недовольства при помощи тех же систем ИИ.
Сегодня нам внушают, что выбор современной эпохи: человек или искусственный интеллект? Но подлинный выбор: олигархический ИИ или народный ИИ?
Если искусственный интеллект будет поставлен на службу обществу, то уже в ближайшее время может сбыться тысячелетняя мечта человечества. Люди будут избавлены от любого рутинного труда, смогут посвятить себя творчеству, получат безграничные возможности для развития. При этом ИИ в сочетании с роботизацией обеспечит такое изобилие, что очень дорогие ныне блага можно будет сделать бесплатными. Вопрос о построении коммунистического общества будет поставлен в практическую плоскость.
Но если колоссальная сила ИИ будет во владении капитала, мы увидим такую антиутопию, которую не могли вообразить самые мрачные пессимисты. Социальный разрыв между владельцами ИИ и всем остальным обществом превратится в бездонную пропасть. Капитализм придёт к своему абсолюту.
Обо всём этом надо думать уже сегодня. Иначе завтра будет поздно.
Юрий Афонин, первый зампред ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы