Не расплескайте дар природы! КПРФ провела круглый стол по проблемам озера Байкал
20 ноября в Доме Союзов состоялся круглый стол, посвященный обсуждению вопросов совершенствования законодательства Российской Федерации об охране озера Байкал.
С докладами выступили заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации М.В. Корольков, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования А.В. Гаврилов, глава Республики Бурятия А.С. Цыденов, замминистра природных ресурсов и экологии РФ С.В. Ходнева, член комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды А.Н. Грешневиков, академик РАН С.Н. Калмыков, академик Т.В. Злотникова, общественный и политический деятель Н.Н. Платошкин, депутаты фракции КПРФ в Госдуме О.А. Михайлов и В.Н. Мархаев, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды В.А. Фетисов, член-корреспондент РАН Н.В. Лукина, депутат Госдумы В.А. Дамдинцурунов, правозащитница Л.К. Аликина, ученые-эксперты и общественные деятели Е.В. Матвеева, А.В. Федоров, А.В. Бортяков, А.Д. Ершов, А.М. Роткова, В.С. Савчук, Б.Е. Цыбиков. Вел заседание член Президиума ЦК КПРФ Н.В. Коломейцев.
Вступительным словом дискуссию открыл Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов.
Доброе утро, уважаемые товарищи и участники нашего круглого стола!
Три дня назад мы здесь, в соседнем зале, почти 400 человек участников, рассматривали проблемы, связанные с биотехнологиями, защитой природы, выращиванием новых растений для производства лекарств, и так далее. Рекомендации, которые мы подготовили, направлены всем руководящим органам.
Сегодня мы, по сути, продолжаем эту тему, но применительно уже к озеру Байкал. Озеро Байкал – это восьмое чудо света. Мне повезло, я был в 80 странах мира, видел все самые выдающиеся объекты на планете, но ничего более величественного, чем озеро Байкал, на славной Российской земле не существует. Не знаю, как природа и Всевышний нам это подарили. Но мы это богатство должны всеми силами защищать, оберегать и спасать.
Спасать особенно сегодня, когда жадные, хищные люди, зовут их по-разному, но тем не менее, они оказались без природной совести, без личной ответственности, для своей наживы готовы погубить что угодно. Они уже погубили великую Советскую Страну, эксперимент, которой – создание советской власти, послужил примером для всего человечества. Они уже поставили под сомнение нашу Великую Победу. Они уже стравили русских и украинцев, это один и тот же народ. Они готовы покушаться на озеро Байкал. Мы с вами не имеем права это допустить.
Небольшая справка об озере Байкал. Переводя на современный язык, с тюркского, это «Богатое озеро». Это гигантский водоем, который не имеет ничего похожего во всем мире. Его площадь 31 722 квадратных километра, береговая линия почти 2000 километров. Максимальная глубина – 1642 метра, в среднем – 744 метра. 20% мировых запасов чистейшей пресной воды. На планете уже каждому второму не хватает стакана чистой воды, и куска свежего хлеба. И ситуация ухудшается. Если вы сегодня зайдете на парижский рынок, там тонна чистой воды уже дороже тонны отборного бензина. И эта ситуация будет осложняться и усугубляться.
Это водоем, который омывает берега и объединяет Иркутскую область, Бурятскую Республику, Забайкальский край. Они, по сути дела, рядом на берегах этого озера чувствуют себя мощно и достойно, величественно. Вообще там потрясающий внутренний мир. Мы когда вот с Сергеем Георгиевичем Левченко создали Лимнологический институт, уникальное заведение (отказались и финансировать, и поддерживать) – всё делали для того, чтобы сохранить это удивительное место. Что касается непосредственно озера, туда впадает 1123 источника, и реки, и ручьи. Они требуют сегодня усиленной очистки.
Защита Байкала – это спасение будущего, спасение нашей совести, нашего достоинства. Он охраняется и мировым законодательством. К сожалению, вокруг Озера продолжаются массовые вырубки. Пока мы тут собираемся, обсуждаем, предприимчивые хищники не ждут. В прошлый раз я когда приезжал, мне было просто жутко услышать от тех, кто там работает вокруг. Я говорю: «Ребят, как у вас зарплата?» Они говорят: «Нам платят только с пожара. Когда поджигают, мы вроде и работаем…» Время нам с вами наводить хозяйственный порядок. Я вижу, что в этом заинтересованы многие.
Я с увлечением собирал материалы о защите русских лесов. Был потрясен гениальным трудом Леонида Леонова «Русский лес». Однажды поделился своими изысканиями с президентом, как формировалась стратегия и политика, начиная еще до Петра Первого. Какие законы, как создавались министерства, что делала советская власть, как реализуется глубинная переработка, что делается. У нас в одной Якутии было 1200 аэродромов и посадочных площадок, и целый полк десантников, которые в состоянии были в место пожара прилететь через 15-20 минут и загасить пожар, когда еще он вверх не поднялся. Там необязательно вода нужна, были подручные средства, можно было песком забросать разгорающееся пламя.
Все «оптимизировали», упростили, всех разогнали; министерство, научные институты вышли в аут. Пришлось собирать Академию наук, убеждать, уговаривать и так далее. Одним из аргументов был такой. Я говорю: еще Александр Третий – наш государь и царь, который правил Россией 14 лет, ушел из жизни в 49 лет, – когда он предложил строить Транссиб, его предостерегали: «Байкал не позволит». Он возразил: «Байкал нам поможет». Несмотря на то, что там скалистые грунты, этот огромный полумесяц окружен горами, тем не менее, мы знаменитый Транссиб проложили. Он нас спас в Великую Отечественную войну. Мы по нему перебросили за Волгу 1500 заводов и почти 10 миллионов человек. Они через три месяца поставляли на фронт лучшие самолеты, лучшие танки, лучшие пушки, «катюши», ставшие знаменитыми.
Сегодня борьба за Байкал продолжается. Обсуждаем у президента тащить нефтяную трубу. Вайншток говорит: вот мы по берегу Байкала… Я говорю: по какому берегу Байкала? Вот надежно, я говорю, ни одна труба не служит больше 25-30 лет. Там сейсмика, это полная чушь. Слава Богу, президента я попросил собрать ученых, академиков и вместе с Сибирским отделением РАН приняли решение сдвинуть ее на север, на 250-300 километров, и проложили ее. Вайншток уже убежал из страны. Уже его нет тут. Но если бы проложили по берегу Байкала, это было бы преступление на века. Потому что, прорви трубу и накрой она своей пленкой Байкал, там погибнет вся экология. Это не просто преступление, это будет великая диверсия…
Для нас принципиально важно сейчас все сделать, чтобы всесторонне исследовать, проработать тот закон, который внесен в Думу. Наша фракция в первом чтении за него не голосовала. Мы голосовали против. Мы настаиваем на глубокой проработке со всеми специалистами. Мне принесли материалы ученые, большую записку. Встречались с Фетисовым, встречались с Грешневиковым, которые из разной фракций последовательно отстаивают и очень грамотно защищают Байкал. Выслушали предложения и руководства правительства, и министерства, их разработчикам сказали: мы будем максимально поддерживать. Но одно большое «но». Будем поддерживать только в пользу Байкала, только в его защиту, только в его поддержку.
Мы все гости на этом свете. А Байкал останется как главное богатство для всех, особенно нового и молодого поколения. Мы будем с вами руководствоваться этим главным соображением, и готовя сегодня рекомендации и заслушивая ваши предложения и так далее.
Прямо вам скажу: борьба идет за экологию, это очень сложный труд. Я понимал, что олигархия – это зло; что финансовая олигархия породила фашизм. Фашизм неизбежно развязывает войны. Мы сейчас реально убеждаемся в гениальности марксистско-ленинского анализа общественных процессов. Мы воочию видим, что рождается из кощеевых яиц банкирщины. И если мы не будем пресекать эти алчные, злые, антиприродные, античеловеческие аппетиты, то они погубят всё.
91-й год – это предательство горбачевых и ельциных, кто бы их ни оправдывал, история признает их преступниками. Вопрос не в том, живы они или не живы, вопрос в их политике. И кровь, которая течет на полях Украины, это их политика. У нас с 91-го года сократилось население русских на 31 миллион человек. Вчера Русский Собор был, вроде за русских, вроде за нашу духовность, культуру. А когда я вижу новую власовщину, мне становится неуютно. А когда люди, которые по-русски плохо говорят, начинают охаивать нашу великую советскую эпоху, – это недостойно, тем более в год 80-летия Великой Победы.
Народ надо сплачивать, к этому президент призывает. Новые открытия делать, технологии продвигать. А технологии продвигать – надо осваивать науку, готовить культурных, образованных людей, вкладывать лучшие средства в это. Тогда и получим соответствующий результат.
Так вот. Кроме людей, у нас было десять миллионов пчелосемей в стране. Мы занимали первое место. Семь миллионов угробили. А пчела – это 80% продовольствия планеты. Ее нет, и вы через 15 лет все вымрете. Так вот, мне ельцинская камарилья не подписала. Я пошел к президенту Путину, пришел сказал, мы подготовим. Мы подготовили, провели, слушали в Кремлевском дворце, провели Всемирный форум пчеловодческой науки. Они в восторге были от этого. Сейчас принялись спасать, и то с большим трудом, с боем. Везут 70 лишних видов всякого… Со всей планеты, которое везде запрещено. И опыляют целые поля. Придите на эти поля. Это мертвая зеленая зона. Ни комаров, ни мошек, ни пчел, ни птиц. Ничего. Эту продукцию суют нам на столы. Заявляют, это хорошее дело.
Вот сейчас пытаются делать то же самое на Байкале. Надо принять самые жесткие и строгие меры. Официально говорю, наш Народный патриотический союз, в центре которого является КПРФ, примет и поддерживает закон при жестком условии – если будут приняты меры, которые запрещают сплошные вырубки. И не надо прикрываться некоторыми интересами, частными и узкими. Главное должно быть – защита природы, защита человека. Начинать ее надо с защиты души и совести. Тогда и будет все в порядке.
Я благодарю всех, кто принимает участие. Благодарю, что вы откликнулись. Благодарю, что внесли очень толковые рекомендации. Очень! И тут совершенно проработано. Я думаю, те, кто вносил закон, прислушаются. Я и призываю «Единую Россию» прислушаться и посмотреть эти несколько поправок, которые предлагает наука, культура.
Мы публиковали обращение всех ученых, целое приложение в «Советской России». Посмотрите, читайте, думайте, слушайте. Ведь они-то нам хотят добра, и мы все желаем. Поэтому мы должны с вами все сделать, чтобы ко второму чтению этот закон был проработан в деталях и подготовлен для нормального принятия; чтобы никто не усомнился в нашем профессионализме, нашей честной политической и нравственно-культурной позиции.
Слово для доклада предоставляю Левченко Сергею Георгиевичу, который работал губернатором в этой области, который знает. Я когда приезжал в Иркутскую область, самолет там прилетал около 6 утра, сказал: «Пока Вы меня не отвезете на Байкал, я работать не буду». Я приезжал на Байкал, пил воду из него, демонстрировал своим. У Шаман-камня стоял, там Ангара единственная вытекает оттуда. Если у Шаман-камня вы бросите монетку, она будет лететь до дна 400 метров. Это вообще фантастика…
Источник: "Советская Россия"


